Выходные в урбино. Достопримечательности Урбино: что посмотреть на родине Рафаэля в Италии Urbino италия

Узкие мощёные улочки то взбираются вверх, открывая вид на горы, то круто срываются вниз. Стены церквей и палаццо цвета светлой охры чёткими силуэтами рисуются на фоне ослепительно-синего неба. Кажется, что время здесь остановилось… Это - Урбино, небольшой городок, расположенный в восточной Италии, на невысоких холмах предгорий Апеннин.

Город известен ещё со времён Римской империи. Начиная с XIII века им владеет княжеская династия Монтефельтро. В 1444 году правителем становится герцог Федерико да Монтефельтро , военачальник, коллекционер, меценат, покровитель искусств и наук. При нём город достиг своего наивысшего расцвета, превратившись в крупный политический и культурный центр.

Архитектурный облик Урбино эпохи Ренессанса практически полностью сохранился до наших дней. В 1998 году его исторический центр был внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Урбино - родина великого Рафаэля Санти! Дом, где в 1483 году появился на свет будущий художник и где прошли его детство и юность, представляет собой типичный для Урбино трёхэтажный каменный особняк эпохи Ренессанса. Небольшой внутренний дворик с колодцем окружён крытой арочной галереей. В интерьере дома воссоздана обстановка XV века.

Отец Рафаэля, Джованни Санти, был поэтом и придворным художником герцога Федерико. В музее можно увидеть несколько его картин и каменную плиту для растирания красок. Первые уроки живописи Рафаэль получил в мастерской отца. На стене комнаты второго этажа сохранилась фреска, изображающая Мадонну с младенцем - как считают исследователи, это одна из ранних работ великого художника, написанная им в 1498 году.

Местоположение: Via Raffaello — 57.

Федерико да Монтефельтро задумал превратить небольшую княжескую резиденцию в роскошный дворцовый комплекс в современном стиле, пригласив знаменитых архитекторов Мазо ди Бартоломео, Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо Мартини. Их усилиями был создан один из крупнейших ренессансных ансамблей Европы. Дворец удачно сочетает в себе парадную и оборонительную функции. Стоящий высоко на холме, он царит над городом, видимый со всех точек. Главный «башенный» фасад, с открытыми арочными лоджиями, фланкированный двумя круглыми башнями, выходит на горы.

Интерьеры дворца поражают изысканностью и утончённым вкусом. В их оформлении также принимали участие известные художники того времени. Особый интерес представляет небольшой кабинет герцога Федерико - «студиоло». На его стенах с помощью интарсии - инкрустации из кусочков дерева разных пород - создана имитация реального пространства: оконных проёмов, открытых и закрытых дверей шкафов, полок с книгами и музыкальными инструментами.

Местоположение: Piazza Duca Federico — 107.

Национальная галерея региона Марке располагается в залах Дворца герцогов Урбинских. Основу собрания составляют произведения живописи итальянского Ренессанса. Самые значительные из них - две картины Рафаэля Санти, работы Тициана, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло.

Местоположение: Palazzo Ducale di Urbino Piazza Rinascimento — 13.

Известен с XI века. В XV веке был перестроен по проекту Франческо ди Джорджо Мартини. После сильного землетрясения 1789 года, в результате которого ренессансное здание было частично разрушено, собор был отстроен заново в стиле классицизма. Тогда же появилась и колокольня.

Элегантный центральный фасад с колоннами облицован камнем из ущелья Фурло и украшен скульптурами. Восьмигранный купол и колокольня собора являются архитектурной доминантой города и вместе с Дворцом герцогов Урбинских образуют его неповторимый силуэт.

Местоположение: Piazza Duca Federico.

Находится на первом этаже дворца архиепископа, примыкающего к собору, и включает в себя две древние ризницы. В музее выставлены богатые экземпляры литургической мебели и облачения, предметы церковной утвари, произведения религиозной живописи. Среди экспонатов - аналой XV века из библиотеки герцога Федерико да Монтефельтро и бронзовый подсвечник работы Франческо ди Джорджо Мартини.

Местоположение: Piazza Pascoli — 1.

Святой Сергий считался покровителем войск императора Юстиниана. Церковь построена во времена Римской империи в византийском стиле. Это главный храм первой христианской общины Урбино и самый первый собор города.

Местоположение: .

Построена в середине XIV века в готическом стиле. В XV веке её строгий фасад был украшен великолепным резным порталом из известнякового туфа работы Мазо ди Бартоломео. Над дверью расположен барельеф из глазурованной терракоты знаменитого скульптора Луки делла Роббиа, изображающий Мадонну с младенцем в окружении святых.

Местоположение: Piazza Rinascimento.

Монастырь - один из самых знаменитых и красивых образцов архитектуры Ренессанса. Известен с 1420 года. В 1482 году туда удалилась дочь Федерико да Монтефельтро Елизавета. На её средства было продолжено возведение монастырских зданий под руководством Франческо ди Джорджо Мартини.

Внутреннее пространство часовни расписано фресками, изображающими распятие Христа и сцены из жизни святого Иоанна Крестителя. Живописный шедевр создан итальянскими художниками братьями Лоренцо и Якопо Салимбени и датируется 1415-1416 годами.

Местоположение: Via Federico Barocci — 42.

Существовало четыре круга крепостных стен Урбино. Самая первая была построена между III и II веками до нашей эры. Наиболее полно сохранилась последняя стена, возведённая в XVI веке. Она служит границей старого города.

Один из важнейших центров эпохи Возрождения, исторический центр которого находится под охраной ЮНЕСКО.
Урбино был основан римлянами под именем Урвинум Метауренсе. Большое значение город приобрел в VI в., тогда власть над переходило из рук готов к Византии, затем лангобардам, а потом франкам. До 1200 года город был свободной коммуной.
В ходе борьбы между гвельфами и гибеллинами, Урбино был на стороне гибеллинов.
Историки выделяют отдельный период развития Урбино с 1444 по 1482 гг., когда Синьорией управлял Федериго да Монтефельтро. Федерико – предводитель наемного войска, дипломат, покровитель искусства и литературы. Он провел реконструкцию города, в ходе которой стал современным, удобным и красивым, отвечавшим идеи «идеального города» эпохи Возрождения. Это был период процветания для .
В 1502 г. к власти пришел Цезарь Борджиа.
Урбино был присоединен к папской области. В это время начался упадок города, который продолжался до XVII в.
В конце XVIII в. заняли войска Наполеона, во время которой были вывезены многие художественные ценности.
В начале XIX в. в стали возводиться новые здания, в том числе был построен Кафедральный собор.
В 1860 г. город вошел в состав объединенной Италии .

Расположен на двух крутых холмах, здесь не найти горизонтально расположенных улиц и широких проспектов, крутые подъемы сменяются обрывистыми спусками. Узкие улицы, вымощенные булыжниками, окружены старинными дворцами с каменными стенами и небольшими окошками.

Урбино. Марке.

Урбино называют идеальным городом эпохи Возрождения. «Идеальный город» - это термин, означающий город-мечту, созданный человеком для своего удобства и красоты. И хотя возвести полностью идеальный город так и не удалось в реальной жизни, был очень близок к этому.
В историческую часть ведет улица via Aurelio Saffi, хотя вернее сказать не ведет, а поднимает. Это одна из самых крутых улиц города, которая взбирается на холм почти вертикально.


Урбино. Марке.

Via Aurelio Saffi – кардо древнеримского города, она пересекает с севера на юг и заканчивается на площади piazza Rinascimento.
Но сначала улица приводит на Piazza Duca Federico , это маленькая площадь - сердце , где находятся основные постройки города.
Герцогский дворец – Палаццо Дукале , является ярким примером архитектуры Возрождения и одной из самых красивых построек города. Сейчас здесь размещается Национальная галерея Марке.


Урбино. Марке.

Федериго да Монтефельтро решительностью, коварством и острым умом проложил себе дорогу к власти, с ним считались все без исключения, а народ любил его. При этом Федериго был человеком утонченным, ценителем искусства и прекрасного. Решив сделать из «идеальный город» Возрождения, он расширил и перестроил небольшой замок. С этой целью были приглашены лучшие мастера своего времени – Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли, Джорджо Мартини, Лучано Лаурана, Паоло Уччелло. Строительство нового дворца началось в 1454 году, оно состояло из нескольких фаз под управлением разных архитекторов, несмотря на то, что дворец не был закончен, он является одним из самых красивых зданий эпохи Возрождения в Италии.
К дворцу примыкают герцогские конюшни , которые вмещали 300 лошадей. Рядом находится Винтовая лестница. И то и другое работа архитектора Франческо ди Джорджио Мартини. Лестница была выполнена по приказу герцога Федериго III да Монтефельтро во второй половине XV в. и соединяла дворец с конюшней. В XIX в. над винтовой лестницей был надстроен театр Санцио по проекту Винченцо Гинелли.


Урбино. Марке.

Рядом находится Кафедральный собор , выполненный в неоклассическом стиле архитектором Джузеппе Валадьер в XVIII-XIX вв. после того, как он был разрушен землетрясением в 1789 году.


Урбино. Марке.

Перед герцогским дворцом распложена церковь Святого Доменика , возведенная в XIV в. , но перестроенная в 1729 г. В итоге церковь представляет смесь двух стилей – готики и ренессанса. Когда-то церковь принадлежала монастырю, но во второй половине XIX в. монастырь сломали.
Продолжим путь по Via Vittorio Veneto . Это одна из главных улиц исторического центра , которая соединяет две площади: piazza Duca Federico и piazza della Repubblica, т.е. политический и экономический центр города.
Площадь piazza della Repubblica имеет трапециевидную форму, современный вид она приобрела в XIX в. От площади расходятся пять улиц: via Raffaello, via Battisti, via Veneto, via Mazzini и Corso Garibaldi. В центре площади находится фонтан, выполненный по проекту Диомеде Калалуччи в 1927 году. Раньше на площади находился городской рынок.


Урбино. Марке.

На Via Giuseppe Mazzini находятся одни из самых красивых зданий .
Via Raffaello круто поднимается вверх, на ней под номером 57 расположен дом, где родился всемирно известный художник Рафаэль Санти в 1483 году. Здесь можно полюбоваться фреской молодого художника и картинами его отца Джованни Санти.

Идеальный город ещё с уроков истории у меня прочно ассоциировался с «Городом-солнце» Томмазо Компанеллы. Но учитывая, что идеальным у него было общество, где женщины (заметте опять женщины, а не мужчины) были общими, а дети после первых месяцев грудного вскармливания, передавались в общественное ведение, при этом полностью отрываясь от родителей. Когда женщине за накрашенные губы и высокий каблук полагалась смертная казнь, а приводить приговор в исполнение должны были все жители города (растерзание на мелкие части что-ли) то, как у собаки Павлова на еду возникало слюноотделение, то и у меня на словосочетание «идеальный город» возникал безусловный, но противоположный собакиному — рвотный рефлекс.

Каков же было мое удивление, когда я узнала, что идеальный город-таки был построен. К счастью случилось это за 150 лет до написания пресловутого «триллера-утопии» Компанеллы, что исключало узаконивание в нем безобразий, описанных писателем, по совместительству, на минуточку, священником.

Город построил солдат. Нет, он конечно не был рядовым пехотинцем или лучником. Он был и графом, а потом стал и герцогом, но не смотря на свои титулы, он оставался всегда военным человеком — кондотьером. Герцог Урбино — Федериго да Монтефельтро, незаконный сын Гвидантонио — правителя Урбино, но еще не герцога, наследовал владения отца лишь после смерти сводного брата, законного сына — Оддантонио. Большую часть свой жизни в чине законного правителя, он выплачивал долги, которые его сводный брат наделал лишь за год своего правления.

Небольшое отступление — финансовое. Как-то раз то-ли венецианцы, то-ли флорентийцы предлагали Монтефельтро отступного в размере 80 тыс.дукатов за неучастие в сражении, неустойку так сказать. Тогда как годовой доход банка Медичи по тем временам составлял лишь 20 тысяч дукатов в год. Это чтобы размер «зарплат» кондотьеров был вам понятен. И еще понятно на какие шиши они могли возводить замки и города подобные Урбино.

15


Этот человек, с профилем исчезнувшей австралийской птицы додо, успел послужить и миланцам, и флорентийцам, и неаполитанцам, и папе. Институт кондотьеров очень часто принимают за эдакую свору разбойников, за деньги готовых воевать хоть родину-мать. Но по большому счету — это были топ-менеджеры военного дела. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Подлецов среди них было, учитывая сферу деятельности, не меряно, но попадались и порядочные люди.

7


Верблюд - это современная композиция перед палаццо Дукале в Урбино. А портрет Федериго и его сына Гвидобальдо из галереи Марко, в палаццо находящейся. Художник Pedro Berruguete (1476 год).

Федериго был из таких, порядочных. Его войско было ему всегда лояльно. Он заботился о семьях погибших солдат, выдавая дочерям, оставшимся сиротами, приданое. В периоды, когда не воевал, он не сидел за высокими заборами, запросто гуляя по городу без охраны. Собирал рукописные книги, был меценатом, ему даже титул присвоили «Светоч Италии». И еще он строил город — свой идеальный город — город Урбино.

1 из 2

Когда я ехала в Италию в этот раз, уже немного поднаторев в пользовании своим фотоаппаратом, я прям вся измечталась-испросилась, чтобы послали мне погоду с тучками (но без дождя разумеется), при которых виды получаются нууу очень живописные. И таки в Урбино, город, который я хотела посмотреть больше всего из этого моего вояжа, тучки на небе плавали очень красочные.

1 из 2

Пересев в Пезаро из поезда в автобус, мы покатили в сторону Урбино. (Билет стоил 3,70 евро. Лучше брать сразу в оба конца. Там же вам выдадут расписание.). Автобус оказался не абы какой, а двух-этажный, с панорамным окном на втором этаже. В автобуе кроме меня ехало ещё человек 5, а наверху, куда я неприминула забраться, сидел лишь один дядечка. Видимо ему эта дорога была известна, как его 5 пальцев и он просто читал книжку. Я же выпучила глазки, достала из сумки фотоаппарат и приготовилась. Но, как это часто получается, пока ты разеваешь рот на какой-то распрекрасный вид за окном, автобус уже унес тебя за сотню метров от него и снять что-то более-или-не менее приличное не получилось. Зато я видела, как тренируются велосипедные команды перед Джиро де Италия . И команду Астаны в небесно голубых, как дамское стародавнее исподнее, костюмах видела.

9


Снято из окна автобуса.

Ехали мы не долго, не коротко, а минут 40. При подъезде к Урбино дорога петляла змеей и город, стоящий на двух холмах: Метауро и Фолья, то появлялся, то исчезал, как пустынный мираж. Именно этим холмам Урбино и обязан своим названием, переводимым, как «Двойной город» — «Урбе бина».

15


Снято из окна автобуса.

Прибывает автобус к воротам Волбона на Borgo Mercatale.

От них довольно круто вверх идет очень узнаваемая, типично итальянская улица via G.Mazzini, очень похожая на улицу Пиньолио, например, что в Нижнем Бергамо .

9


Выходит улица на площадь Республики, которая, республика в смысле, звучит на всех европейских языках почти одинаково, а вот площади её имени выглядят по разному. Урбинская выглядит таким образом.

5


Площадь Республики с неработающим фонтаном и порталом XVI века церкви св.Франциска.

А теперь расскажу, куда это я так резво зашагала, даже не зайдя по дороге в дом-музей Рафаэля, расположенный на улице его же имени. Про Рафаэля рассказ будет ниже. А я все ползу и ползу наверх по удице Рафаэля и доползаю до площади с памятником все ему же — Рафаэлю.

12


Памятник Рафаэлю 1897 года.

Памятник воздвигли благодарные потомки в самом конце Х!Х века. А эти мелкие, надо полагать, сами потомки и есть. Правда потомки этих потомков зачем-то почти все пипки херувимам поотбивали. На память что-ли?

10


Деталь памятника Рафаэлю.

Вокруг памятника Рафаэлю стоят бюсты знаменитых урбинцев. Там и папе рафаэлескому — Джованни бюст стоит и Браманте — уроженцу Урбино. Именем Браманте в городе тоже улицу назвали. Только она покороче и отходит вправо от улицы Рафаэля, если стоять к памятнику лицом. Запомните эту улицу, она нам в конце прогулки очень пригодится. Браманте очень похож на бабуина, о чем я сразу же подумала, увидав его бюст. И чуть-чуть зазевавшись, тут же, после этой мысли, споткнулась о брамантовский постамент. Вот ведь, говорили очевидцы, что архитектор обладал неуживчивым и склочным характером.

День был субботний. На площади перед памятником развернул кибитки с нехитрым скарбом передвижной рынок. Зеленушка, пижамки, всякая мелочевка. Приезжих никого, местные ходят, покупают. Полицейские снуют между рядами и покупателями. Вот к одному из них я и обратилась с вопросом:

— А как, друг мой любезный, итальянский полицейский, найти мне необыкновенной красоты вид на палаццо Дукале? — и полицейский мне ответил:

— А иди ты, девица синьора-красавица, вот туда!

И ручкой мне направление указал. А я вам сейчас это направление словами опишу. Ничего неприличного в его жесте не было и в моих словах тоже, разумеется, не будет.

Встаньте спиной к памятнику, пройдите несколько шагов вперед, как бы возвращаясь по ул. Рафаэля. Увидите на углу, справа маленькую церковь degli Scalzi, за нее заходит улица via dei Maceri (название улицы на карте у меня написано так мелко, что ручаюсь только за первые 4 буквы, две последние не вижу четко, но вроде такие). Пройдите вниз несколько десятков метров, не забывая поглядывать на открывающиеся за каждым поворотом обалденные виды,

28


и выйдите к крепости Альборноса. И вот там будет вам счастье, как было оно дано мне.

17


Сказать, что от этого вида захватывает дух — это не сказать ничего. Дом, который построил Федериго, как огромный муравейник. Но в этом хаосе кирпичей четко прослеживается гармония и перспектива, основы которой именно здесь, при дворце урбинского герцога разрабатывал Пьеро делла Франческа.

13


Строительство дворца началось в середине 15 века. Своеобразие композиции комплекса в Урбино обусловлено двойственным назначением дворца, который должен был одновременно служить и укрепленной княжеской резиденцией, и, в то же время, роскошным дворцом гуманиста и мецената. Первым архитектором здания стал флорентинец Масо ди Бартоломео, создавший план нового дворца.

Кому интересно, тот про строительство дворца, которое длилось почти 100 лет почитает, статей на эту тему не мало. А тот, кто увидит это чудо воочию, напрочь забудет все цифры, имена и даты и просто будет смотреть. А потом начнет фотографировать, ничего вокруг при этом не замечая.

Вот и я, ничего не замечая, первый раз за всю свою жизнь, замшевым сапогом вляпалась в свежую, нежно желтого цвета, большую, собачью кучку. Вот в аккурат под этим деревцом.

12


Надо сказать, что итальянцы не утруждают себя сбором «собачьих неожиданностей», но дворники там работают хорошо и улицы выглядят вполне пристойно. Здесь же была не улица, а лужок, на котором резвились виновники потенциальных кучек. Эта парочка так упоительно носилась друг за другом, что смотреть на них было не меньшим наслаждением, чем на палаццо.

1 из 2

Часа полтора я провела запечатлевая дворец на все виды памяти, как фотографической, так и своей личной. Но при этом все время думала, а как бы мне за заборчик, которым огорожена стройка, отделяющая крепость Альборноса от палаццо, перелезть. Стройка, кстати, идет не первый год, судя по фотографиям, сделанных другими гражданами и в другие годы. И я таки дырочку нашла. А поскольку день был выходной, то грубого слова мне никто не сказал. Но нового я там для себя ничего не обнаружила. Еще пару раз щелкнула для порядку, вздохнула, что вот так приходится уходить, а не хочется, а надо!

8


Вот в аккурат у этих самых ворот я на эту стройку десятилетия и пролезла. А еще под крылом у этого "орЁла" была дивная паутина с паучком. Но мой фотоаппарат оказался к паучьей красоте нечувствительным.

Ой, забыла совсем! А виды-то на окрестности. Ослепительные виды! Полюбуйтесь.

1 из 3

Пора было начинать осматривать город, ведь видом единым сыт не будешь. Палаццо Дукале подмигивало мне при каждом повороте узких, кривых улочек Урбино.

15


Ораторио сан Джиованни.

Мало того, что улочки были кривые и узкие, так они ещё то поднимаются, то опускаются. А шла я к дому Рафаэля, стараясь в этих краснокирпичных хитросплетениях не потеряться. И, конечно же, заплутала. По дороге попадались ресторанчики, буквально затерянные в малюсеньких переулках. Как их люди находят-то. И народу там мало—мало. И вдруг я наткнулась на церковку. Висит на ней плакат «Ораторио Сан Джиованни». Причем площадка перед ораторией этой пустынна и не известно открыта она или нет. И, о чудо, оттуда вышли люди.

11


Ораторио Сан Джиованни и фреска из этой церкви.

— А почему чудо? — спросите вы,

— А потому что, если бы люди оттуда не вышли, то я бы за ручку двери не подергала и внутрь бы не зашла. И много бы потеряла. Ооочень много. За неприметным фасадом началы двадцатого века, перестроенным по проекту Диомеда Каталуччи, скрывается совершенное сокровище.

Малюсенькая церковь, построенная в 1365-м году и расписанная братьми Лоренцо и Джакопо Салимбени в ХV веке, служила когда-то пристанищем для паломников и больных. Она, как вывернутая на изнанку парчовая руковица. Вся её красота скрыта внутри.

Краски настолько яркие, будто их наносили вчера. Понятно, что реставраторы потрудились на славу, но ощущение того, что создатели фресок на минуту вышли, только что завершив работу, просто витает в воздуже этой шкатулки, у которой расписаны внутренние стенки.

Удовольствие лицезреть это все не бесплатное. Билет — 2.50 евро. Но что там деньги, когда эта неожиданная красота просто оглушет. И стоишь пораженная и ошарашенная увиденным чудом. Если что, не пропустите. Постарайтесь найти эту церковь в паутине урбинских улиц.

К Рафаэлю.

То, что Рафаэль Санти родился в Урбино понятно даже исходя из версии одного из его имен — Рафаэль Урбинский (1483-1520). Папа Рафы служил художником при дворе Федериго и если говорят, что «природа на детях отдыхает», то в данном случае отдыхала она на папе, видимо набираясь сил, чтобы родить такое чудо, как Рафаэль. Потеряв в 8 лет нежно любящую мать, а в 11 отца, в 16 он уезжает учиться живописи у Перуджино, который жил в городе Перуджа!

13


Скульптура юного Рафаэля из дома-музея в Урбино. Автора не помню, а табличку забыла сфотографировать.

Где-то читала, что жила семья Санти в невыносимой тесноте. Я не знаю, каковы у писавшего эти строки понятия о тесноте, но по моим московско-израильским меркам, домик был вполне себе пристойный, просторный и этажа на 3. Приобрел его Джованни в 1460-м году, когда поступил на службу к Федериго. Чтобы вам легче было его найти, хотя он находится, практически, на углу площади Республики и улицы Рафаэля, по левой стороне, дам в помощь ориентир — бывшая больница Оспетаре дела Мизеркордия.

4


Портик бывшей больницы Оспетале дела Мизеркордия и картина Джованни Санти "Святой Себастьян", хранящаяся в доме-музее Рафаэля.

Я мемориальные музеи посещаю редко, зная, что как правило от знаменитости, в ней жившей, мало что осталось. А в данном случае, за 6 столетий, так и совсем ничего. Может только стены. В принципе, я не ошиблась в своих суждениях. В музее (Вход стоит 3 евро. Билет покупала в открыточном киоске справа от входа уже в вестибюле музея) полно всякой всячины: реконструкция черепа Рафаэля, копии его портретов и автопортретов, пару папиных работ, немного керамики фривольно-садистского толка, да, по большому счету и все. Но была у меня там конкретная цель — мадонна, которую, по некоторым источникам написал по сырой штукатурке юный Рафаэль, а по последним данным — это работа его отца.

Спорить с экспертами-специалистами дохлый номер, но по мне — это работа Рафаэля. Да и в самом музее рядом с фреской написано, что это его произведение. Сейчас покажу пару работ папы Джованни из галереи Марке, которая находится в палаццо Дукале. Вот они.

5


Мадонны Джованни Санти из галереи Марке.

А сейчас посмотрите на фреску мадонны из дома Рафаэля.

Сравните её с его ранней, 1502 года « Мадонной Конестабиле.»

Фоном этой «Мадонне», хранящейся в Эрмитаже и чудом не проданной в советские времена, служат виды Урбино. По-моему, фреска и «Мадонна Конестабиле» ближе и композиционно, и по настроению. Но утверждать с пеной у рта не буду. Джованни обожал свою жену, и кто знает, может в порыве этого чувства он и создал самое возвышенное свое произведение, так и лучащееся светом и любовью. Фотографировать в музее нельзя. Но то-ли из-за субботы, то-ли ещё по какой причине, никаких надсмотрщиков в комнатах не было, да и посетителей кроме меня тоже. Поэтому я фотографировала почти не таясь.

То, что жители Урбино используют образ художника в корыстных целях, это как бы и ежу понятно. Они не хуже зальцбуржцев, которые и едят Моцарта, и пьют его, и рестораны, и гостиницы его именем называют. Гостиницу с именем художника я нечаянно обнаружила,

15


а ресторана нет. Но ресторан под названием «Форнарина», на via G.Mazzini, мне попался. Ресторан по раннему времени суток был закрыт и я не поняла, или там девицы, столь легкомысленно одетые, еду подают, или еще какие услуги оказывают? Ну, думать надо, такую вывеску вешать. Тем более, что Форнарину Рафаэль писал и в гораздо более прикрытом виде.

2


Ресторанчик на улице Via G.Mazzini.

А я по улице via Vittorio Veneto, отходящей с другой стороны площади Республики пошла к Урбинскому Дуомо и палаццо Дукале, где расположена галлерея Марке.

5


Виа Витторио Венетто с колонной, на которой святой Георгий опять убивает бедного змея!

Дуомо своим белым, неоклассическим фасадом очень выбивался из общей, песочной гаммы, но сказать, что вызывал отторжение, я не могу. Может быть как раз на контрасте с кирпичными палаццо Дукале и готической церковью святого Доменика он смотрелся совсем не плохо. Другое дело, сколько я таких фасадов повидала.

1 из 2

Урбинский дуомо на площадь Федериго.Неоклассический фасад Дуомо из фурлийского камня украшен пятью статуями на фронтоне, три статуи представляют христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), на скатах крыши расположены статуи святого Августина (слева) и святого Иоанна Златоуста (справа). Еще две статуи (покровитель города святой Кресцентин и блаженный Майнардо) размещаются по сторонам парадной лестницы. Под фронтоном надпись со словами благодарности Урбинскому университету, профинансировавшему работы по строительству крыши.

Поэтому заскочив на минуточку в Дуомо, я направилась в галерею Марке, которая квартирует в доме Федериго.

Палаццо Дукале и приютившаяся там галерея Марке.

7


Парадный внутренний дворик палаццо Дукале(«Cortile dOnore», «двор славы»)

Между колоннами метался огромный мужик и что-то нечленораздельно вскрикивал.

— Сумасшедший, — подумала я, прячась за колонной. Среди мешанины его слов я вычленила пару русских слов.

— Русский сумасшедший. Стендалева болезнь, — опять подумала я, плотнее вжимаясь в колонну. А потом по стеночке, по стеночке, пытаясь не встретиться с мужиком глазами, пошла осматривать гигантские изразцы, ранее украшавшие дворец герцога.

3


И тут опять в эту мою тихую и умиротворенную пасторальность ворвался тот же дядька, но уже в сопровождении двух дам, выглядевших в точности, как женщины, описаные поэтом Некрасовым. Вот приблизительно таких статей, как эта Мадонна.

8


Картина из собрания галереи Марке 15 века. Художника не помню.

Как же мужичок жаловался и причитал, что его эти бессовестные бабы бросили и не подождали, а он их битый час бегает ищет. Не смотря на то, что орал он сообразно своему росту и весу, мне его стало даже как-то по-матерински жалко. Такой большой и такой потеряный. А супруга гладила его по темечку и тихонько утешала.

На этой счастливой ноте, когда «ищущий да обрящет», я, заплатив 5 евро, пошла смотреть на экспозицию. Хоть 5 евро и не большие деньги, но собрание не тянуло даже на них. Когда род Федериго прервался, в начале ХVI века, Урбино перешел во владение семейства делла Ровере, которые начали разграбление сокровищ дворца. А уже в 1626-м году, когда папа Урбане VIII окончательно прибрал Урбино к рукам, то ручеек превратился в полноводную реку. А уж наполеоновские войска выгребли все под чистую.

Даже со стен соскоблили все, что смогли. Правда несколько очень интересных экспонатов там все же имеется. Например, картина Рафаэля «La Muta» — Немая, в которой он то-ли подражает леонардовской Джоконде, то-ли спорит с Да Винчи. Но она мне очень нравится. Картина, кстати, совсем недавно там появилась. Только в начале этого века. Его передали из галереи Уффицци. Думаю, чтобы восстановить хоть какую-то справедливость. Из рафаэлевского там есть еще маленькая картинка — св. Катерина.

7


"La Muta" - Немая. Картина Рафаэля Санти из собрания Марке, переданная ей галереей Уффици.

5


"Бичевание Христа".

а во-вторых «Сенигальская Мадонна», которая не смотря на довольно экзотические лица самой Богоматери, младенца-Спасителя и остальных действующих лиц, никакого отношения к государству в Северной Африке-СенЕгалу не имеет. А имеет к городку Сенигалья, который Федериго де Монтефельтро подарил своей дочери в виде приданного, как и картину. Знающие люди говорят, что делла Франческа здесь подражал Византийским иконам.

3


"Сенигальская Мадонна".

Вот пожалуй самые яркие впечатления от галереи Марке. Замерзла я там жутко. Первый раз за больше, чем 2 десятилетия, я вспомнила, что такое, когда не чувствуешь пальцев ног. Вышла на свежий воздух. Солнышко припекало.

Урбино (Urbino) — небольшой итальянский город на востоке страны, один из важнейших исторических и культурных центров. Несмотря на свои небольшие размеры, он остается невероятно красивым и живописным городом. Родина великого Рафаэля, в прошлом законодатель культуры, образования и политики, Урбино ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира.

Что посмотреть в Урбино самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Палаццо Дукале (Palazzo Ducale)

Герцогский дворец начали возводить в середине XV столетия. Этот процесс затянулся на несколько десятков лет. Прежде на этом месте стоял более старинный небольшой замок. Строили его по заказу правителя Урбино герцога Федериго III да Монтефельно. Он привлек к строительству талантливых флорентийских архитекторов и скульпторов.

Первый проект дворца разработал зодчий Мазо ди Бартоломео. Над фасадом, уютным двориком и величественной лестницей трудился Лучано Лаурана, находившийся под влиянием творчества знаменитого Брунеллески.

Дворец возведен в стиле ренессанс входит в списки ЮНЕСКО как объект всемирного культурного наследия. Он до начала XVI века оставался незавершенным в связи со смертью герцога.

До реставрации в 1985 года был правительственным зданием, в котором находились муниципальные органы управления, архивы и офисы. После окончания ремонта здесь открылась Национальная галерея Марке, в которой хранится уникальна коллекция произведений времен Ренессанса. В музее находится знаменитая работа Рафаэля «Немая», также представлены работы Джованни Беллини, Тициана, Пьеро делла Франческо и других. Интересные экспозиции размещены в подвальных помещениях палаццо.

  • Адрес: Piazza Rinascimento, 13, Урбино, Италия.
  • Время работы: с 10.00 до 18.00.
  • Стоимость посещения: 6,5 евро.

Ораторий Сан — Джованни — Батиста (Oratorio di San Giovanni Battista)

Ораторий Сан — Джованни — Батиста одна из старейших церквей региона Марке. Время ее постройки относится к середине XIV столетия. С конца этого же века ею владело братство Сан — Джованни — Батиста. Использовалось в качестве приюта для паломников, монахи занимались лечением больных. Неприметное снаружи здание скрывает в себе захватывающее дух великолепие готических фресок.

Их выполнили в начале XV столетия местные мастера Лоренцо и Джакопо Салимбени. Яркие краски прекрасных росписей не утратили до сих пор своей свежести.

Картины отличаются своими большими размерами и многоплановостью. На них изображены сцены из жития Иоанна Крестителя, Мадонны. Большую реалистичность каноническим изображениям придают бытовые сценки.

В 2014 году была проведена реставрация. Для удобства посетителей, изучающих в деталях изображения на фресках, в середине зала установлены ряды стульев. Здесь продаются буклеты с разъяснениями символики изображений.

  • Адрес: Via Federico Barocci 31, 61029 Урбино, Италия.
  • Время работы: понедельник — суббота — с 10.00 до 13.00, с 15.00 до 18.00. Воскресенье с 10.00 до 13.00.
  • Стоимость посещения: 3,5 евро.
  • Время работы: с 10.00 до 17:30, перерыв на обед 1 час.

Кафедральный Собор Урбино (Duomo di Urbino)

Кафедральный Собор возведен в середине XI столетия и посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Инициатором его строительства был епископ Беато Майнардо. Как и многие старинные постройки, собор неоднократно перестраивался и реконструировался. Одна из значительных перестроек была в XV столетии.

После сильного землетрясения, от которого Дуомо значительно пострадал, в XVIII веке в результате реконструкции был придан современный вид в неоклассическом стиле. Имеет трехнефное устройство.

Фасад увенчан треугольным фронтоном, опирающимся на пилястры. На фронтоне установлены пять скульптур: Милосердие, Вера, Надежда, Святой Иоанн Златоуст, и Св. Августин. К входному порталу ведет широкая, во весь фасад, лестница, украшенная статуями Блаженного Сан-Майнардо и Святого Кресценция, которого в городе почитают как покровителя и заступника.

Внутренне убранство отличается лаконичностью и элегантностью линий. Сдвоенные мраморные колонны разделяют нефы. Стены украшены прекрасными фресками знаменитых художников на евангелистские мотивы.

  • Адрес: Piazza Duca Federici, 61029 Urbino, Италия.
  • Время работы: собор — с 7.30 до 13.00 и с 14.00 до 19.00. Музей — 9.30 до 18.00.
  • Стоимость посещения: собор — бесплатно, музей — 3,5 евро.

Капелла Святого Джузеппе (Oratorio di San Giuseppe)

Капеллу Святого Иосифа возвели в XVI столетии. Инициатором строительства выступило одноименное монашеское братство. Основным его предназначением являлся уход за больными и членами их семей. Финансирование строительства было осуществлено семейством Альбани. Одним из выдающихся его представителей был римский папа Климент XI.

Две объединенные часовни образуют единое здание Оратории. Более крупную часовню подвергли реконструкции в XVII столетии. Вторая же осталась в своем первозданном виде.

Внутренне убранство капеллы отличается великолепными фресками, на которых изображены сцены жития святого Иосифа, рождества Христова, исхода в Египет.

В оратории хранится знаменитый вертеп, созданный в XVI столетии, ваятелем из региона Марке Федерико Брандини. В украшении капеллы есть также элементы, доставленные из Рима — это две порфировые колонны в алтаре взятые из Пантеона, из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано привезли статую святого.

  • Адрес: Via Federico Barocci 42, 61029 Урбино, Италия

Церковь Святого Франциска (Chiesa e Convento di San Francesco)

Церковь Святого Франциска датируется XIV столетием. Выполнена в строгом готическом стиле. Современный внешний вид она приобрела после реставрации в XVIII веке. С течением времени от первоначального здания остались только колокольня и характерный портал.

Внешний облик церкви суровый, без каких-либо украшений. Единственное из них — арочный портал из четырех арок, опирающихся на колонны. Имеет три нефа, разделенные между собой сдвоенными квадратными колоннами.

Внутреннее убранство также лаконично и выдержано в светлых тонах. Прекрасные фрески на стенах сделаны неизвестным местным художником, сделанные в XV веке.

Церковь является своеобразным местным пантеоном. Здесь захоронены родители художника Рафаэля. Из знаменитых людей здесь также захоронены художники Вити и Бароччи, некоторые члены семейства Монтефельтро и другие знаменитые жители Урбино.

  • Адрес: Via Raffaello, 61029 Урбино, Итали

Церковь Святого Доменика (Chiesa di San Domenico)

Церковь Святого Доменика возведена и освящена в середине XIV столетия. Изначально была посвящена святому Доменику и принадлежала одноименному монашескому ордену.

За многие века своей истории церковь претерпела много изменений. Но самая радикальная перестройка была проведена в XVIII веке. В результате нее в центре купола появилось круглое отверстие. Его украсили каймой с растительным орнаментом.

Фасад здания отличает наличие протира, выполненного из известняка, что придает церкви ренессансный стиль. Люнет над ним украшает терракотовыми фигурами Богоматери с Младенцем в окружении святых, расположенных на лазоревом фоне.

Храм имеет единственный неф. В результате реконструкции внутренне убранство утратило большинство своих декоративных настенных украшений. Возле алтаря расположены прекрасные картины Франческо Ванни с ангелами. В самом алтаре, созданном Джовани Конка, изображена Богоматерь с Младенцем, святой Доминик, святые Роза Лимская и Екатерина Сиенская.

Храм не является действующим. Осмотреть его можно только во время мероприятий, которые регулярно проводятся в нем.

  • Адрес: Piazza Rinascimento, s/n, Урбино, Италия

Пещеры Дуомо (Grotte del Duomo)

Ораторий в Урбино, имеющий несколько названий: Ораторий делла Гротта, ораторий дель Сантисимо Кросифико делла Гротта.

Он находится в пещерном помещении под Кафедральным собором в Урбино. В его состав входит четыре небольшие часовни. Время строительства относится к XVI — XIX векам.

Изначально эти помещения, находящиеся ниже Дуомо, использовались как подсобные для магазинов. В начале XVI века герцог Джиобальдо да Монтефельно передал в качестве пожертвования два помещения в монашеское братство отца Джироламо Рекальчи. Так было основано Братство Святого распятия.

Часовни Оратория Дуомо:

  1. часовня Рождества, находится первой на пути посетителей. Свод расписан фресками начала XVIIIвека, с 1682 года хранится картина с изображением Рождества Христова;
  2. капелла Воскресенья хранит скульптуру Пьета, предположительно, автор Джованни Бандинини, росписи с изображением Благовещения Богородицы и Триумфа Креста;
  3. часовня Распятия — в ней находится чудотворное Распятие, гробница последнего герцога Урбано;
  4. капелла Гроба Господня: датируется началом XVII столетия, здесь находится скульптурная группа, относящаяся к XV веку, представляющая снятие с креста Мертвого Иисуса.
  • Адрес: Piazza Duca Federico 5, Урбино, Италия

Родительский дом Рафаэля (Casa Natale di Raffaello)

В этом доме в 1483 году родился великий художник Рафаэль Санти. Его отец Джезеппе Санти тоже был художником на службе у герцога. В этом доме художник провел свое детство, пока его не отправили на обучение в Перуджу к художнику Пьетро Перуджино. У него он проучился 4 года, здесь приобрел свой стиль и почерк.

Время постройки дома датируется началом XIV века. Семье Санти принадлежал с 1460 года. В 1637 году его купил архитектор из Маршей Маурицио Одди. Затем в 1837 году в нем создали Академию Рафаэля.

В настоящее время здесь действует музей. В интерьере собрана старинная мебель, стены и потолки украшены фресками. Исполнение некоторых работ приписывают отцу Рафаэля — Джованни Санти. На стене дома расположена мемориальная доска с указанием о том, что здесь проживал великий Рафаэль.

Особое внимание обращают на себя Мадонна делла Сегдиаолла, Видение Иезекииля, Мадонна Дом Санта, Мадонна с Младенцем.

  • Адрес via Raffaello, 57, 61029 Урбино, Италия.
  • Время работы с 9.00 до 14.00.
  • Стоимость посещения: 5 евро.

Крепость Альборнос (Fortezza Albornoz)

Крепость Альборнос является хорошо укрепленным зданием, превращенным в крепость. Занимает стратегическое положение в городе. Была построена по распоряжению кардинала Англико Гримоард в промежутке между 1367 и 1371 годами.

Свое имя получила в честь кардинала ЭджидиоАльвареса Карилло де Альборноса. Он в начале XV столетия произвел реконструкцию и расширение крепости. Еще раз крупные работы по реконструкции были проведены в XVI веке.

В 1673 году дворец подарили отцам кармелитианских скальсов, которые основали здесь свою резиденцию и сделали официальным местом жительства. К концу XVII столетия крепость вновь стали использовать как венный объект. Реконструкцией занимался архитектор Винченцо Нини.

В настоящее время является сооружением из кирпича прямоугольной формы в окружении земляных валов. В углах стен стоят две башни. Благодаря своему выгодному расположению на возвышенности, служит хорошей смотровой площадкой, с которой можно полюбоваться окрестностями Урбино и горами на горизонте.

  • Адрес: Viale Bruno Buozzi / Parco della Resistenza, 61029 Урбино, Италия.

Церковь Святого Бернардина (Chiesa di San Bernardino) и Мавзолей герцогов (Mausoleo dei Duchi)

Церковь святого Бернардина возведена во второй половине XV столетия. Принадлежала монашескому ордену францисканцев. Место для ее строительства монахи выбрали на возвышенности Доната за границами городских укреплений. Вплотную к ренессансному храму стоит монастырь того же ордена.

Считается, что зодчим храма был Браманте. Но существует суждение, что построить его мог и архитектор из Сиены Франческо ди Джорджио Мартини, который возводил герцогский замок. Стройка была начата по заказу герцога Федериго да Монтефельтро. Он хотел обустроить в церкви семейный мавзолей.

Храм выполнен в плане в виде римского креста и имеет один неф. Боковые пределы заканчиваются полукруглыми апсидами. В середине XVI века к церкви была пристроена колокольня.

В церкви по обеим сторонам от входного портала расположены каменные саркофаги герцогов Федериго и Гвидобальдо да Монтефельтро. До французского нашествия здесь хранились прекрасная картина «Мадонна с Младенцем, святыми, ангелами и герцогом Федериго да Монтефельтро». В настоящее время она хранится в экспозиции Галереи Брера в Милане.

  • Адрес: Zona Cesane, Colle Di San Donato, 61029 Урбино, Италия.

Монастырь святой Клары (Monastero di Santa Chiara)

Монастырь Святой Клары был построен по повелению герцога Федериго II в середине XV сиенским зодчим Франческо ди Джорджио Мартини, который построил палаццо Дукале и еще большое количество зданий в Урбино.

За время своего существования он неоднократно подвергался перестройкам и реконструкциям. После смерти в великого правителя Урбино, его дочь Элизабетта провела перестройку в монастыре. Первоначально он был построен круглой формы. Во время реконструкции вокруг него была возведена квадратная стена.

После смерти мужа Роберто Малатесты в 1482 году, вдовствующая Элизабетта решила удалиться в него и жить там как монахиня. В начале XVI столетия здесь планировали устроить фамильную герцогскую усыпальницу. В начале XX столетия после очередной перестройки здание было отдано под городскую больницу.

Является архитектурным памятником эпохи Возрождения, наряду с палаццо Дуомо. В настоящее время здесь располагается Институт художеств.

  • Адрес: Via Santa Chiara, 36, 61029 Урбино, Италия.

Памятник Рафаэлю (Monumento a Raffaello)

Памятник Рафаэлю установлен благодарными жителями города Урбино на рубеже XIX и XX столетий. Его автором является скульптор Луиджи Белли. Вокруг памятника установлены еще несколько памятников знаменитым землякам: отцу великого Рафаэля Джованни Санти, художнику Браманте.

Изначально памятник был установлен на площади «Duca Federico», но впоследствии был перемещен на Пьяццале Рома. От Дома-музея художника к нему можно пройти верх по улице Раффаэлло. С площадки открывается великолепный вид с трех сторон на окрестности города.

Бронзовая скульптура гениального художника установлена на высоком пьедестале. У ног скульптуры расположены статуи и барельефы, изображающие различные аллегории.

  • Адрес: Piazzale Roma, 61029 Урбино, Италия.

Национальная галерея Марке (Galleria Nazionale delle Marche)

Национальная галерея Марке сформировалась в Герцогском Дворце в 1912 году. Долгие годы семейство герцогов да Монтефельтро, а впоследствии и наследовавший им род делла Ровере, собирали выдающиеся произведения искусств эпохи Возрождения.

После угасания обоих родов и присоединения в 1631 году города Урбино к папской области, из Палаццо Дукале было вывезено большое количество уникальных картин, гобеленов, фарфора, книг из библиотеки. Изымались даже элементы декора. И все же, дворец не утратил своей привлекательности.

В результате масштабной реставрации в 1985 году были восстановлены первоначальные интерьеры нескольких помещений. Особый интерес представляет кабинет герцога, украшенный инкрустацией из дерева.

Экспозиция галереи находится на первых двух этажах и размещена в 80 залах. Здесь представлены работы самого великого Рафаэля и его отца, картины Пьеро дела Франчески. Кабинет герцога украшают портреты знаменитостей эпохи Ренессанса кисти Юстаса Гентского, несколько картигн которого хранятся в Лувре.

Наибольшей ценностью галереи являются картины Тициана «Тайная вечеря» и «Воскресение» и Рафаэля «Немая».

  • Адрес: Piazza Rinascimento 13, Palazzo Ducale, 61029, Урбино, Италия
  • Время работы: воскресенье-понедельник с 9.00 до 14.00, вторник -суббота с 9.00 до 19.00.
  • Стоимость посещения — 6,5 евро.

Рампа Эликоидале (Rampa Elicoidale)

Лестница Эликоидале была построена по приказу правителя Урбино герцога Федериго III да Монтефельно в середине XV столетия. Внешне выглядит как башня в которой могут проехать экипажи. Выполнена по проекту зодчего Франческо ди Джорджо Мартини.

Герцог владел огромной конюшней, в ней, по некоторым данным, насчитывалось до 300 лошадей. Располагались она за пределами замка. Переход от конюшен и башня со спиралевидной широкой лестницей объединялись в единый ансамбль с Палаццо.

Рампа Эликоидале предназначалась для того, чтобы всадники, пешеходы, торговцы с товаром могли подняться с низины от площади Меркатале в центр города, расположенный на одном из холмов. Возведение такого необычного архитектурного сооружения для средневековья, говорит о мудрости и предусмотрительности герцога.

Во времена упадка Урбино конюшни герцога разрушились. На их месте даже возделывался огород. В середине XX под руководством архитектора Джанкарло де Карло Герцогские конюшни и Рампа были восстановлены. А для тех, кому сложно подниматься в гору пешком, рядом с Рампой установлен лифт, который за невеликие деньги быстро доставит в центр Урбино.

  • Адрес: Piazzale Mercatale, Урбино, Италия

Театр Санти (Teatro Sanzio)

Театр Санти построили в середине XIX столетия над винтовой лестницей (Rampa Elicoidale), ведущей из низины от графских конюшен с площади Mercatale. Возведение театра продолжалось восемь лет. Разработал проект и руководил постройкой архитектор Винченцо Гинелли.

В день открытия в театре давали оперы Верди «Риголетто» и «Трубадур», для участи в которых пригласили самых лучших исполнителей тех лет со всей Италии.

Teatro Sanzio выполнен в позднем неоклассическом стиле. При строительстве применяли исключительно красный кирпич. Внешний облик изысканно-классический, без излишеств.

Единственным украшением служат шесть колонн на фасаде и барельефы сфинксов из белого камня на фронтоне. В фойе театра гостей встречают бюст Рафаэле и скульптура Браманте.

Зал рассчитан на 450 зрителей, имеет 56 лож в три яруса. В середине XX века театр закрыли на реконструкцию, которая продолжалась до 1982 года, долгих тридцать лет. В театре и сейчас по традиции ставят оперы Верди «Риголетто» и «Трубадур».

  • Адрес: Corso Giuseppe Garibaldi, 61029 Урбино, Италия.

Ворота Вальбона (Porta Valbona)

Арка Вальбона является воротами в старый город — родной город великого художника Рафаэля Санти. Здесь берет начало улица Via Giuseppe Mazzini, ведущая к центру города, к площади Республики.

В средневековье была традиция, когда новый архиепископ въезжал в Урбино через эти ворота. Они были построены по поводу бракосочетания в 1621 году юного герцога Федерико Убальдо делла Рововере с его невестой Клаудией Медичи.

Этот брак был надеждой семейства делла Ровера на появление наследника и продолжение рода. Надеждам не суждено было оправдаться: в браке родилась девочка, а в 1623 году молодой правитель скоропостижно скончался. Других наследников по мужской линии больше не было. После кончины старого герцога их владения перешли под управление римского папы.

Ворота украшают сдвоенные колонны, разорванный фронтон, и памятная доска на фризе. По бокам от фронтона раскинули крылья два орла, зорко наблюдающие за путниками. Они были установлены в середине XVIII столетия, выполнены скульптором Франческо Буонамичи. Здесь устроены ступеньки, чтобы подняться на смотровую площадку.

  • Адрес: Via Giuseppe Mazzini, 61029 Урбино, Италия.

Ущелье Фурло (Gola del Furlo)

Ущелье Фурло находится в долине гор Пьетралата и Пагануччио, возвышающимися в регионе Марке. Образовалось оно из-за размывания почвы течением реки Кадильяно, впадающей в Метауро. В 2001 году ущелье присоединили к ландшафтному заповеднику.

В античные времена через него пролегала знаменитая Виа Фламиния, связывавшая Адриатическое и Тирренское побережья Италии. Тоннель был пробит в наиболее узком месте каньона для обеспечения беспрепятственного передвижения путников по распоряжению древнеримского императора Веспасиана в I веке. Рядом с ним находится еще один, меньший по размеру, проход, вырубленный консулом Фламинием в начале III века до н.э.

Пейзажи ущелья Фурло никого не оставляют равнодушными. Сочетание суровых гор, пышной зелени и струящейся реки очаровывают и дают отдохновение душе. По ущелью проложены туристические маршруты. Здесь можно передвигаться на велосипеде или пешком, что дает возможность не спеша полюбоваться окружающей красотой природы.

  • Адрес: Localita Furlo di Acqualagna, 61041, Италия

Площадь Республики (Piazza della Repubblica)

Площадь Республики является историческим центром города Урбино. Вокруг нее всегда вращалась общественная жизнь поселения. Первоначально здесь был рынок, на который стекались торговцы со всей окрестности.

Пьяцца Репаблика сформировалась в нынешнем виде к XIX столетию, имеет форму трапеции. От нее, как лучи от звезды, отходят пять улочек. Украшает ее фонтан, построенный архитектором Диомеде Калалуччи в 1927 году.

Пьяцца является популярным местом отдыха горожан, туристов и многочисленных студентов. В Урбино один из лучших университетов в Европе. Вечерами отовсюду льется музыка, вьются ароматы кофе и пиццы.

Отсюда по крутой Via Raffaello можно пройти к дому-музею знаменитого уроженца города Рафаэло Санти. Прогуливаясь по Via Giuseppe Mazzini можно полюбоваться самыми красивыми зданиями Урбино, ощутить истинную атмосферу средневековья.

  • Адрес: Piazza della Repubblica, Урбино, Италия.

Палаццо Одаси (Palazzo Bonaventura Odasi)

Палаццо Бонавентура — Одаси был возведен в XIV столетии как родовое гнездо для знатного семейства Бонавентура в стиле ренессанс. Находится южнее площади Респеблики. До XVI века в нем постоянно проводились перестройки и реконструкции. В итоге палаццо превратился в один из самых больших дворцовых комплексов города, находящихся в частном владении.

В 1446 году палаццо перешло в собственность семейства Одаси. Продав палаццо, семья Буонавентура перебралась в прошлый герцогский дом, в котором ныне располагается основной корпус Университета. Особо большие изменения в архитектуре и интерьерах дворца вносились после воссоединения Италии.

И сейчас в помещениях видны прекрасные росписи на кессонных деревянных сводах, можно полюбоваться портиком с изящными колоннами.

В настоящее время во дворце располагается Городской музей. В нем представлены экспозиции, рассказывающие о торговых, научных и культурных связях горожан. Отдельные залы отданы символике и знакам, системам измерения, а также гравюрам и различным инструментам, приспособлениям, связанным с их изготовлением.

Здесь же можно полюбоваться работами местных известных художников. В отдельном помещении выставлен макет «идеального города». На первом этаже находится выставка эскизов Умберто Мастроянни.

  • Адрес: Via Valerio, 1, Урбино, Италия.

Дворец Албани (Palazzo Albani)

Дворец Альбани одно из великолепнейших зданий Урбино. Время его строительства достоверно не установлено. Но известно, что принадлежало оно богатому семейству с албанскими корнями (отсюда, вероятно, и название Албани). Но имеются сведения, что в XVI столетии дом был уже построен и в нем проживали.

В современном виде здание сформировалось в первой половине XVIII столетия. Здание в ренессансном стиле имеет два этажа. Фасад над входом украшает медальон с фамильным гербом, на котором изображены три горы со звездой над ними.

Через вестибюль можно пройти прямо во внутренний дворик, главным украшением которого является висячий сад. Интерьеры в обильно украшены лепниной, фресками, картинами, имеется богатая коллекция книг, великолепная старинная мебель. Лепные гипсовый декор дворца выполнен Ванвителли, фрески принадлежат кисти Де Маркиса.

  • Адрес: Via Bramante.
  • Время работы: 9.00−18.00, перерыв на обед 2 часа
  • Стоимость посещения: 5 евро.

Капелла Смерти (Oratorio della Morte)

Капелла Смерти построили в 1595 году по заказу монашеского братства, служением которого была забота об обеспечении христианского погребения усопших. В этом качестве они действуют и по настоящее время.

Фасад часовни украшает портал, отделанный грубыми крупными камнями. В остальном, внешний облик аскетичен и суров.

Внутреннее убранство капеллы также отличается скромностью и простотой. Главным ее украшением ее является великолепная фреска на алтарной стене «Распятие со скорбящими и Марией Магдалиной», принадлежащая кисти Федерико Бароччи. Художник работал над ней с 1597 по 1603 годы. Она обрамлена массивную позолоченную раму, подчеркивающую значимость изображенного на картине.

Справа от алтаря расположена картина, которая символизирует смерть с косой, как бы напоминая посетителям о бренности всего земного.

  • Адрес: Via Porta Maia, 16, Урбино, Италия.

Урбания (Urbania)

Урбания — небольшой городок региона Марке в провинции Пезаро-э-Урбино. Его население чуть больше семи тысяч человек. Расположен на площади 78 квадратных километров в тридцати минутах езды от Урбино.

Это бывшая летняя резиденция герцогов Урбинских. В средневековье носил имя Кастельдуранте. Современное имя получил в честь понтифика Урбино VIII. Он создал в небольшом поселении епархию, придав ему статус города.

Здесь сохранилось много старинных интересных зданий, великолепных аркад. В их числе летняя резиденция герцогов, построенная в XIII веке, реконструированная в XV — XVI столетии. В настоящее время здесь размещен музей и остатки прекрасной библиотеки герцогов Урбино, в которой находятся старинные карты, глобусы, небольшая картинная галерея.

Одним из оригинальных памятников старины является церковь Мертвых. В ней за алтарем находятся несколько мумий, образованных естественным путем при проведении захоронений в часовне. В далеком прошлом мумификация считалась чудом.

  • Адрес: Urbania, провинция Пезаро-э-Урбино, Италия.

Праздник Festa del Duca

Урбино примечателен не только архитектурными памятниками средневековья, но и своими народными традициями. Праздник Festa del Duca служит ярким примером бережного хранения жителями города Урбино исторической памяти. Он посвящен одной из наиболее значительных боевых побед, случившихся в прошлом. Подразумевается тот факт истории Италии, что в XV столетии герцог Федерико да Монтефельтро со своим войском уверенно победил армию миланского герцога — Фанческо Сфорца.

Фестиваль проводится ежегодно в конце августа. Город веселится от души. Повсюду проходят многочисленные танцевальные и театральные выступления, организованы общедоступные демонстрации кинофильмов на исторические тематики. На центральных площадях проводятся яркие шумные ярмарки. Все эти мероприятия проходят на фоне естественных декораций — средневековых зданий и при максимально воссозданной обстановке — все участники обязательно наряжаются в костюмы той эпохи.

Заключительным аккордом костюмированного фестиваля становится реконструкция битвы между правителями Урбино и Милана, в которой войско города одерживает ошеломительную победу.

  • Адрес: Урбино, Италия.

Крепостные стены Урбино

Крепостные стены многие века служили городу Урбино надежной защитой. Их общая протяженность достигает 2,5 км, в них насчитывается 13 ворот и 14 бастионов.

Город с античных времен занимал стратегическое положение. Еще в III столетии до н.э. по решению римского Сената здесь был основан форт для защиты Рима от нападений неприятелей со стороны Адриатического моря.

После ослабления и развала Римской империи Урбино с IV века оказался в центре Готских войн. Его неоднократно захватывали то одни, то другие варварские племена.

Так продолжалось до тех пор, пока его не завоевал франкский король и не передал под управление папскому государству как независимое государство.

Защитные стены вокруг города возводились на протяжении XI — XIV веков. Строили ее на остатках древнеримских оборонительных сооружений. Она и в настоящее время служит границей между старым и новым городом.

  • Адрес: Урбино, Италия.

Парк Сопротивления (Parco della Resistenza)

Парк Сопротивления был основан через тридцать лет после освобождения города от фашистов в 1975 году. Посвящен всем участникам движения Сопротивления в годы минувшей войны. Чтобы попасть в него нужно пройти по улочкам Санта-Маргерита и Виа-деи-Мачери, с весьма крутыми подъемами.

Расположился парк вокруг крепости Альборноз. Ранее на этом месте были огороды монастыря Кармелиток. Отсюда открываются самые великолепные виды на город Урбино и его окрестности.
Палаццо Дукале отсюда виден как на ладони и можно сделать прекраснейшие панорамные фотографии. До бесконечности можно любоваться открывающимися видами Урбино и окружающих его гор.

Специально для посетителей расставлены скамеечки в тех местах, откуда открываются наиболее интересные пейзажи. Прогулявшись по городу здесь можно насладиться свежим воздухом, неспешной прогулкой вокруг крепости или отдохнуть в тени деревьев, созерцая окружающую природу.

  • Адрес: Урбино, Италия.

Какие бы планы на Италию у вас не были, непременно побывайте в Урбино и познакомьтесь с уникальными достопримечательностями этого многогранного и живописного города.

  • Выпить капучино на Пьяцца делла Република в центре города. Бесплатно посетить городской музей, открытый по будням. Герцогский дворец тоже открыт для посетителей, но вход стоит 4 евро. В нем множество средневековых картин и скульптур, однако все описания на итальянском. Не забудьте посетить комнаты прислуги в подвале и возьмите с собой свитер, потому что там очень холодно.
  • Вечер четверга – время гуляний в Урбино. Из-за того, что очень много людей из-за границы едут учиться в Урбино, Пьяцца круглый год полна народа. Многие студенты используют площадь как место встречи перед тем, как пойти в один из городских баров. Нет никакого комендантского часа, и веселье обычно продолжается до 3-4 утра, в зависимости от погоды. Несмотря на это, живая студенческая культура не сказывается на городе негативно. Улицы убирают каждое утро между 4 и 5, так что к наступлению дня не остается никаких пластиковых стаканчиков, битого стекла или окурков.

  • Каждую субботу открывается рынок, где можно найти все, что угодно, по достаточно низкой цене. Включая одежду, обувь, постельное белье, фрукты, овощи, морепродукты и мясо. Каждое первое воскресенье месяца открывается рынок антиквариата, в остальные воскресные дни почти все магазины закрыты. Все магазины также закрываются ежедневно с 2 до 4 - на сиесту.