Туристская инфраструктура юго-восточной азии. Туристская инфраструктура Туристская инфраструктура услуги размещения и питания

Эффективность использования имеющегося туристского потенциала имеет тесную связь с развитием соответствующей инфраструктуры (как специализированной туристской, так и общей). Основными элементами туристской инфраструктуры являются: средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда (рекламно-информационное обеспечение, указатели, справочные бюро, информационные щиты, сеть туристских маршрутов и т.д.), система обеспечения безопасности и медицинского обслуживания туристов .

Интенсивно сфера туризма и отдыха стала развиваться с 20 годов XX века, когда регион входил в состав Виленского воеводства Речи Посполитой. Из Вильно в Браслав стали приезжать любители водных путешествий, дачники. Наплыв туристов и дачников возрастал, до Браславщины стали доезжать жители центральных регионов Польши. Постепенно развивалась инфраструктура. В конце 1930 годов Браслав имел уже выразительные черты туристического центра. В городе и окрестностях существовали базы отдыха, располагалось большое количество летних лагерей, функционировали три пристани для яхт, спортивные площадки, теннисные корты, планерный клуб, пансионат, проводились регаты, праздники и выставки для туристов. Развивались и зимние виды отдыха.

Туристическая инфраструктура Браславщины была уничтожена во время Второй мировой войны и стала снова формироваться с конца 1950 годов. С 1959 года функционирует туристская база "Браславские озера". Долгое время это было основное предприятие сферы отдыха и туризма Браславщины. Позднее в Браславе и окрестностях было построено несколько небольших ведомственных баз отдыха. Для неорганизованных туристов выделялись специальные места отдыха. В 1970 году была установлена зона отдыха республиканского значения "Браслав", однако она почти не оказала влияние на развитие туристской инфраструктуры.

В 1995 году с целью рационального использования и охраны наиболее ценных природных комплексов Браславщины создан национальный парк "Браславские озера". Его общая площадь - 71 тыс. га. Национальный парк располагает четырьмя базами отдыха: "Дривяты", "Слободка", "Леошки", "Золово" общей вместимостью 166 человек. Базы располагают номерами разной степени комфортности, оказывают большей спектр услуг по организации досуга. В национальном парке имеются вольеры с дикими животными. Отдел туризма и экологического просвещения нацпарка предлагает разнообразные туры, развлекательные мероприятия.

Продолжает функционировать турбаза "Браславские озера", ведомственные базы отдыха. Все большую популярность приобретает отдых в собственных загородных домах и на дачах (в окрестностях некоторых озер большинство сельских усадеб принадлежат жителям Минска и других городов), а также в гостевых комнатах местных хозяев .

С того времени, как Браславские озера начали использоваться для организации отдыха и туризма, город принимает все большее количество туристов, приезжающих сюда из различных городов нашей республики и из других регионов. Турбаза "Браславские озера", бюро путешествий и экскурсий, палаточный городок, лагеря отдыха - эти основные предприятия зоны отдыха сосредоточены в Браславе. И в дальнейшем развитие города во многом связано с формированием и совершенствованием зоны отдыха республиканского значения, центром которой он стал.

Количество зарегистрированных агроэкоусадеб в Браславском районе -271, и они готовы принять всех желающих, которые мечтают прикоснуться к живописным местам Браславщины. Их объединяющими чертами являются обязательное расположение на берегах водоемов, обилие зелени, экологически чистое питание, высокий уровень бытовых удобств и условий для отдыха, приемлемые цены, неизменное гостеприимство хозяев. Условия для развития агроэкотуризма чрезвычайно благоприятны и поэтому спрос на отдых в сельских усадьбах Браславщины постоянно растет.

Популярностью у туристов пользуются такие сельские усадьбы как "Титаник", "У Озера", "Бальсан", "Красносельцы", "Приволье", "Сказка", "Тихая", У Ивана", "Матейкава сялиба", "Хуторок", "Петуховщина", "Почта Абабье", "На опушке" и многие другие.

Предпосылками развития экотуризма в районе являются:

  • -благоприятная экологическая ситуация,
  • -наличие большого количества природных и историко-культурных объектов памятников на территории района;
  • -благоприятное транзитное географическое положение .

Экотуризм в районе в настоящее время развивается как самодеятельность отдельных граждан или инициатив и не имеет четко выраженной стратегии. На протяжении последних лет осуществлялись работы по определению экотуристического потенциала отдельных территорий и объектов. Какие-либо комплексные работы в рамках района не проводились. Экотуризм в Браславском районе в настоящее время не обеспечивает требуемую современными концепциями безопасность для природной среды, для человека, не способствует развитию экономической устойчивости региона, не вовлекает местное население в этот вид деятельности .

В совокупности услуг, оказываемых туристам, основное место принадлежит средствам размещения.

Коммунальная гостиница города, расположенная по адресу ул. Советская, 121, может принять порядка 70 гостей. Входящая в состав Музея традиционной культуры гостиница "Заездный двор" (ул. Гагарина, 18) принимает до 14 человек.

Двумя корпусами на 170 и 190 человек располагает Туристско-оздоровительное предприятие "Браславские озера" (ул. Рыбхозная, 15). Палаточный городок находится на западной окраине Браслава в районе лесопарка "Лесничевка". Принимает туристов и частный сектор города.

Функционируют в городе 3 ресторана и около 10 кафе, кинотеатр. Есть банки с пунктами обмена валют.

В районе располагается спортивная база: стадион на 1 500 мест с комплексом площадок и легкоатлетическим ядром, хоккейная коробка, теннисный корт, 14 спортивных залов, 37 приспособленных помещений спортивного назначения, 3 приспособленных помещения для стрельбы из пневматического оружия, 81 спортивная площадка (баскетбольные, волейбольные площадки, гимнастические городки, мини-футбольные и футбольные пол).

В организациях физической культуры и спорта, учреждениях образования региона работает 60 штатных работников физической культуры, из них 42 со специальным физкультурным образованием, 18 с иным образованием.

В Государственном учреждении "Районный физкультурно-спортивный клуб "Дривятич" работает 17 тренеров по спорту и инструкторов-методистов. Организована работа 20 групп, в которых занимается 328 человек. Филиалы районного физкультурно-спортивного клуба "Дривятич" открыты в 11 сельских населенных пунктах. Направления работы групп: волейбол, футбол, общая физическая подготовка, восточные боевые искусства, туризм, шахматы. Развивается новое направление - водные виды спорта. С этой целью в клубе открыта группа по парусному спорту.

По территории района разработаны экскурсионные маршруты: "Путешествие в старину" (Браслав-Слободка-Друя-Браслав); "На гору Маяк" (Браслав - гора Маяк - урочище Окменница); пешеходная экскурсия "К самому сердцу Браслава"; водные маршруты: "Большое озеро" (10 км), "К веслу" (76 км), "До горбатого моста" (30 км), "Раздолье стихий" (12 км), 3 пешеходных и 3 велосипедных маршрута.

ГПУ "Национальный парк "Браславские озёра" проведён косметический ремонт баз отдыха "Леошки", "Слободка", "Золово". На базе отдыха "Дривяты" проведен капитальный ремонт третьего корпуса, построен туристическо-оздоровительный комплекс с бассейном, сауной, джакузи, тренажёрным залом и рестораном. Приобретён прогулочный теплоход, два автобуса, установлены рекламно-информационные щиты.

В 2010 году на городском пляже озера Дривяты построена лодочная станция с пунктом проката спортивного инвентаря.

Организацией досуга населения района занимаются 73 учреждения культуры (28 учреждений клубного типа, 38 библиотек, районный Дом культуры, детская школа искусств, 4 детские музыкальные школы, научно-исследовательское учреждение "Браславское районное объединение музеев"),коммунальное унитарное кинозрелищное предприятие киновидеопроката "Браславская райкиновидеосеть". В учреждениях культуры созданы и работают 181 клубное формирование, в которых задействовано 1835 человек, в том числе 1038 детей и подростков. Семь коллективов и три любительских объединения носят звание "Народный", три коллектива завоевали звание "образцовый".

Город Браслав находится в 40 км от железнодорожной станции Друя на линии Воропаево - Друя. Транспортное обслуживание населения осуществляет ОАО "АТП № 18" и 6 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают 3 городских, 22 пригородных и 5 междугородних маршрутов.

В Браславском районе функционирует 14 объектов придорожного сервиса (Приложение В).

Браслав имеет автобусную связь с Минском, Витебском, Даугавпилсом, Полоцком и Новополоцком. Железнодорожная станция находится в агрогородке Друя .

Однако, в состоянии данной отрасли существует ряд проблем:

  • -несоответствие многих транспортных магистралей мировым стандартам;
  • -недостаточное развитие придорожной инфраструктуры на подъездах к городу;
  • -низкое качество обслуживания при международных перевозках;
  • -отсутствие сети стоянок для туристских автобусов в районах, наиболее часто посещаемых туристами;
  • -отсутствие в достаточном количестве доступной и понятной туристам и горожанам информации о маршрутах общественного транспорта и расписании движения автобусови маршрутных такси .

В Браславском районе при большом количестве мест отдыха отсутствуют оборудованные кемпинги, не создано ни одного агротуристического комплекса на базе 11 сельскохозяйственных организаций. В Браславском районе, где наблюдается наибольший туристический поток действуют только 2 гостиницы, уровень которых не соответствует современным требованиям. Имеется всего 4 дома охотника, что составляет всего 1 % от общего количества действующих в Витебской области, хотя охотничий туризм является одним из приоритетных направлений Витебщины. Не решена проблема организации питания туристов. Имеющееся количество объектов общественного питания (49) составляет всего 3 % от общего числа действующих в области .

Остается проблемой организация досуговых мероприятий из-за малого количества культурно-развлекательных объектов, особенно в городе Браславе.

Одной из важнейших проблем туристской инфраструктуры в Браславе является отсутствие единой туристской информационной среды. Большинство туристов из дальнего зарубежья остро ощущают отсутствие указателей, вывесок, информационных щитов, рекламных проспектов и путеводителей на английском и других иностранных языках. В Браславе отсутствует сеть туристских информационных бюро, которые оперативно оказывают услуги по предоставлению справочной информации, бронированию гостиничных мест, выбору экскурсий и туров, обеспечению рекламно-информационной продукцией и т.д. Недостаточно развиты рекламно-информационное обеспечение и сеть туристских маршрутов .

Особое внимание следует уделить обеспечению безопасности и внедрению системы страхования туристов, а также организации качественного и недорогого медицинского обслуживания гостей города, что должно стать благоприятным фактором для развития туризма.

Перспективы развития туристических услуг в районе - это не только развитие и совершенствование существующего туристического продукта, но и строительства новых объектов, в том числе частных баз отдыха.

Таким образом, на территории Браславского района имеется довольно развитая туристическая инфраструктура, вместе с тем дальнейшего развития и совершенствования требуют такие элементы как средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда.

В статье раскрыты особенности развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях и ее потенциальных ресурсов. Определены и проанализированы составляющие туристической инфраструктуры, факторы ее развития и ее влияние на развитие промышленного туризма.

Ключевые слова: туристическая инфраструктура, промышленная территория, промышленный туризм.

Постановка проблемы. Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве в обмен на услуги, предоставленные непосредственно на его территории. Туризм основан на использовании местных туристических ресурсов, а взамен предприятия или государство должны получить доход.

В связи с этим перед всеми туристическими предприятиями возникают все новые проблемы. Среди них можно выделить необходимость повышения уровня комфорта, разработки новых уникальных направлений, завоевания новых туристических рынков и т.д.

Одним из главных направлений разрешения этих вопросов является развитие туристической инфраструктуры. Но ее создание требует повышенного внимания со стороны как предприятий инфраструктуры, так и государства.

Цель статьи – исследование особенностей развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туристической инфраструктуры на различных территориях, в том числе на промышленных, уделяют внимание в своих работах различные зарубежные и отечественные авторы: В.Ф. Данильчук, В.С. Пацюк, А.Д. Чудновский, О.Е. Афанасьев, М.А. Жукова, В.Ф. Буйленко, И.В. Зорин, В.И. Курилова, А.Н. Чередниченко, Д.В. Визгалов, Ю.Г. Тютюнник .

Так, например, В.Ф. Данильчук отмечает, что инфраструктура туристической базы Украины еще не соответствует современному мировому уровню, хотя в последние годы наметились тенденции по созданию современных высококлассных отелей, корпусов и номеров на базах отдыха .

В.М. Иванова пишет, что под инфраструктурой туризма следует понимать не только социальные услуги непосредственно туризма, но и комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных с индустрией туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов .

Изложение основного материала. Туристическая индустрия – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые предоставляют туристам все необходимые для потребления и достаточные для осуществления самого процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызывало равноценное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования . Исходя из этих предпосылок, туристическая индустрия – совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечений, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и другого назначения; организаций, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность, а также оказывают туристическо-экскурсионные услуги .

На данном этапе развития, независимо от государственного строя страны или территории туристического центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристическую деятельность, а именно организаторы туризма (туристические операторы и туристические агентства), перевозчики, гостиницы и другие предприятия системы размещения, общественного питания, развлечения и т.д. К дополнительным предприятиям туристической сферы относят предприятия банковской сферы услуг, страхования, информации и др. В специальных видах туризма могут участвовать лечебные, образовательные, спортивные и другие учреждения, деятельность которых адекватна целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям. Объединение перечисленных предприятий в комплексы формирует туристическую инфраструктуру.

На данный момент понятие «туристическая инфраструктура» имеет много дефиниций (таблице 1).

Таблица 1

Дефиниции термина «туристическая инфраструктура»

Сущность термина Автор
Совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечение туриста, обусловленная развитием туризма М.А. Жукова
Необходимое условие освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Особенность туристской инфраструктуры в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни населения данного района, а также создаёт большое количество рабочих мест В.Ф. Буйленко
Комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы И.В. Зорин
Совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей В.И. Курилова

Главным элементом любой туристической инфраструктуры являются ее ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные особенности и пригодны для создания туристической инфраструктуры . Эти ресурсы можно разделить на 3 группы:

1) рекреационные;
2) познавательно-культурные – представляют историческое и культурное прошлое страны;
3) современные – демонстрируют современное достояние страны.

Развитие инфраструктуры и взаимосвязей ее элементов является ключевой составляющей любого места прибывания туриста (дестинации) (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи и взаимодействие инфраструктуры и туристических ресурсов

Проанализировав рис. 1, можно сказать, что туристическая сфера в целом состоит из взаимосвязанных элементов, которые ее формируют. Так, наличие определенных туристических ресурсов предопределяет развитие туристической инфраструктуры и ее звеньев. Развитая инфраструктура в совокупности с туристическими ресурсами создает некую туристическую зону, которую называют туристической дестинацией. А уже туризм в целом формируют многочисленные дестинации.

В настоящее время имеется значительное количество видов и форм туристической деятельности. Среди них промышленный туризм является достаточно новым видом, но с каждым годом получает все большее признание. Это связано с тем, что он носит познавательный, обучающий и исследовательский характер. Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. В основном данные предприятия сконцентрированы на промышленных территориях и имеют определенную инфраструктуру для туристов . Промышленная территория рассматривается в общем виде как земельное пространство с определенными границами, на котором расположен производственный комплекс, включающий в свой состав предприятия крупного индустриального производства, доля которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятых составляет более половины всех хозяйствующих субъектов .

Развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях имеет особый характер. При оценке ресурсных возможностей туристической инфраструктуры на любых территориях, в том числе на промышленных, необходимо учитывать несколько групп факторов (рис. 2).


Рис. 2. Группы факторов развития туристической инфраструктуры

Из рисунка следует, что для формирования любой туристической инфраструктуры, в том числе на промышленной территории, необходимо наличие трех групп факторов. Первая объединяет естественно-природные и социально-экономические ресурсы. Это природные и антропогенные ресурсы, территории туристических дестинаций и их характеристики, сложившиеся социально-экономические и хозяйственные связи. Ко второй группе относится экономическая емкость промышленного рынка дестинации, которая включает объем общественных потребностей экономики дестинации и объем рыночного спроса местного населения и туристов. Третья группа факторов представляет собой финансовый потенциал туристической инфраструктуры. Здесь можно выделить две группы ресурсов – внешние и внутренние. К внешним относятся субсидии, субвенции, трансферты, средства, формируемые в связи со льготным налогообложением хозяйствующих субъектов, средства различных межрегиональных программ, средства международного финансирования туристских программ региона и его субъектов, средства внешних инвесторов. Внутренние финансовые ресурсы инфраструктуры включают амортизацию, местные налоги, имущество и прибыль саморегулирующихся организаций, учрежденных органами власти, запасы товарно-материальных ценностей, денежно-валютные средства, ресурсы страховых организаций .

Для того чтобы промышленная территория стала туристической дестинацией, необходимо наличие: туристических ресурсов и туристической инфраструктуры. В свою очередь, инфраструктура включает:

Места размещения, питания, развлечений и высокоразвитую транспортную систему;
- достопримечательности, интересующие туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных требований конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная «изюминка» для привлечения туриста на территорию дестинации);
- информационные (например, глобальные информационные системы «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационные системы, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка .

Ярким примером развития туристической инфраструктуры на промышленной территории в Украине является Донецкая область. Она занимает второе место в стране по количеству туристических объектов, поэтому обладает значительными возможностями для развития промышленного туризма.

Природно-заповедный фонд Донецкой области составляет около 3% ее территории. В области расположены четыре региональных ландшафтных парка, национальный природный парк, Украинский степной заповедник НАН Украины, ботанический сад НАН Украины. На ее территории произрастает более 200 охраняемых видов растений . В области находится 38 природных памятников, 13 заповедных урочищ, 1 парк-памятник садово-паркового искусства. Только в Святогорске сосредоточено 129 памятников археологии и 73 исторических памятника, повествующих о культурном наследии прошлых времен. В области развивается инфраструктура оздоровительных учреждений (463), туристических предприятий (142, из которых 40% являются туристическими операторами), гостиниц. На сегодняшний день функционирует 71 гостиница, что в целом дает возможность принять более 5 тыс. туристов . Вместе с тем наполняемость отелей на сегодня остается низкой – 20%.

В отношении сервиса и качества предоставляемых услуг можно отметить рост требований к персоналу и улучшение качества. Поэтому ныне Донбасс может принимать гостей на должном уровне.

Помимо ознакомления с историческими памятниками, посещения ботанического сада, отдыха в Святогорье и на Азовском море, Донецкая область может предложить туристам посещение промышленных объектов, расположенных на ее территории. Для многих туристов может стать интересным то, как работает тяжелая промышленность, поскольку не в каждой стране мира есть такие глубокие шахты по добыче угля, а также металлургические заводы, где работают ковш-печи, доменные печи. В последнее время жители других регионов Украины и иностранцы интересуются экскурсиями на предприятия Донбасса, в частности на Артемовский завод игристых вин, желают спуститься в настоящую шахту .

Из вышесказанного следует, что Донецкая область является ярким примером того, как промышленная территория может стать туристическим центром за счет наличия туристических ресурсов и развитой туристической инфраструктуры.

Выводы. Таким образом, туристические ресурсы и туристическая инфраструктура являются важными составляющими, благодаря которым происходит развитие туристической деятельности на промышленной территории. При научно обоснованном учете условий промышленного региона, а также факторов развития туристической структуры и особенностей отдельных регионов области создаются предпосылки превращения Донецкой области в ведущий центр промышленного туризма, что повлияет на развитие туризма в целом по Украине.

Результаты анализа свидетельствуют, что развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях представляет собой особый процесс, который требует развития как научно-методологических подходов к его организации, так и практических рекомендаций по их внедрению.

Список использованных источников

1. Данильчук В.Ф. Особенности формирования и развития туристических предприятий: монография / В.Ф. Данильчук.– НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2006. – 240 с.
2. Иванова В.М. Туризм: основы, направления, структура / В.М. Иванова. – М.: ИД «Феникс», 2008. – 265 с.
3. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленных территориях / В.Ф. Данильчук // Економіка промисловості. – 2009. – №1. – С. 208-210.
4. .
5.
6. Буйленко В.Ф. Развитие современного туризма / В.Ф. Буйленко. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.
7.
8. Курилова В.И. Индустриальный туризм: основные проблемы развития / В.И. Курилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nzvdpu/geograf/2010_11/indystrialnuu%20tyruzm.pdf .
9. Чудновский А.Д. Туризм и компьютерные системы бронирования: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2007. – 400 с.
10. Афанасьєв О.Є. Промисловий туризм на Дніпропетровщині: напрями, перспективи та досвід використання / О.Є. Афанасьєв // Минуле, сучасне та майбутнє туризму Дніпропетровщини: матеріали обласної відкритої туристсько-краєзнавчої конференції. – Д.: ДДЮЦМС, 2006. – С.88–90.
11. .
12. Тютюнник Ю.Г. Охрана и заповедание индустриальных ландшафтов / Ю.Г. Тютюнник // География и природные ресурсы. – 2006. – №2. – С.148.
13. .

У статті розкрито особливості розвитку туристичної інфраструктури на промислових територіях та її потенційних ресурсів. Визначено та проаналізовано складові туристичної інфраструктури, фактори її розвитку та її вплив на розвиток промислового туризму.

Ключові слова: туристична інфраструктура, промислова територія, промисловий туризм.

The features of development of tourist infrastructure on industrial territories and its potential resources are exposed in the article. Certainly and the constituents of tourist infrastructure, factors of its development and its influence, are analysed on development of industrial tourism.

Keywords: tourist infrastructure, industrial territory, industrial tourism.

Туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма.

Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента.

Первый элемент – индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему.

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой – комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность.

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность, которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции.

Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

69. Система специфических показателей в гостиничном сервисе .

Основными показателями работы гостиниц являются единовременная их вместимость и количество койко-суток, использованных за год. Единовременная вместимость определяется по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах и в общих комнатах, число календарных койко-суток исчисляется умножением числа коек в гостинице на число дней данного периода.

Коэффициент использования гостиниц устанавливается на основе фактически предоставленных койко-суток. При определении коэффициента загрузки гостиниц за определенный период времени учитываются факторы, влияющие на изменение загрузки.

Наблюдается большая специализация гостиничных предприятий, среди которых наиболее часто встречаются следующие: туристическая гостиница, гостиница для деловых людей, конгрессная гостиница, курортная гостиница, спортивная гостиница, клубные гостиница, транзитная гостиница.

Каждая гостиница для того, чтобы привлечь и сохранить своих клиентов, обязана гарантировать определенные стандарты и условия обслуживания, которые бы изначально были для них понятны и привлекательны. Стандарты эти закрепляются классификационными системами, которые разрабатываются соответствующими государственными органами или предпринимательскими ассоциациями.

Гостиничные предприятия, расположенные в городах и поселках городского типа, существенно отличаются по основным параметрам (размер номерного фонда, результаты хозяйственной деятельности) от сельских. Например, гостиницы в городах имеют в среднем 55 номеров на 102 места против 10 номе­ров на 28 мест в сельской местности.

Особенностью гостиничных услуг является и их быстро­та (скорость) предоставления. Специфика гостиничного сер­виса не терпит медлительности.

Одним из условий, предоставления гостиничных услуг является их безопасность. Предоставляемые услуги должны со­ответствовать требованиям поддержания здоровья людей, сохранности имущества граждан, способствовать охране окружающей среды.

Обслуживающий персонал, занятый в сфере гостинично-ресторанного сервиса, играет первостепенную роль. От того, как им решаются проблемы обслуживания, будет зависеть, будет ли клиент удовлетворен предложенными услугами.

При правильной организации индустрия гостеприимства имеет клиентуру двух типов: те, кто им платит (клиенты), и те, кому они платят (служащие). Человеческий фактор в гостиничном предприятии незаменим. Правильному профессиональному подбору и расстановке кадров должно уделяться большое внимание.

Для гостиничного и ресторанного бизнеса (а также для ту­ризма в целом) можно выделить серию общих характеристик, касающихся занятости. Они таковы:

1.Высокий процент работников, занятых неполный рабочий

2. Высокий процент временных работников.

3. Значительное количество женского персонала с занятостью «неполный рабочий день».

4. Небольшое количество женщин на ответственных должностях.

5.Большое число низкоквалифицированных специалистов.

6.Низкая заработная плата.

Существуют также другие отличия гостиничного сервиса. Они касаются оплаты сверхурочных работ, надбавок к заработной плате, премий, выходных дней и т. д. До сих пор распространена идея о том, что работа, заключающаяся только в присутствии, однако необходимая в ресторанном и гостиничном деле, должна компенсироваться большим количеством рабочих часов.

Улучшение оплаты и условий труда позитивно влияет на состояние обслуживающего персонала и, соответственно, на результативность работы. В гостиничном бизнесе выделяют три основные системы оплаты труда:

1. Оплата, основанная на чаевых и добровольных вознаграждениях со стороны клиентов.

2. Оплата труда, основанная на долевом участии в реализации услуг.

3. Оплата труда, основанная на фиксированной заработной плате независимо от прибыли организации.

Москва — город, попасть в который мечтают многие путешественники. Чем привлекает российская столица и какие необычные места появятся в туристических маршрутах?

Российская столица, один из самых крупных мегаполисов мира, продолжает активно привлекать туристов. Этому способствует в том числе проведение масштабных ежегодных фестивалей. Да и государственные праздники, например День народного единства, который отмечали 4 ноября, проходят в столице с размахом. Ещё больше гостей ждёт Москва в 2018 году, когда здесь состоятся матчи чемпионата мира по футболу.

Больше с каждым годом

Количество туристов, приезжающих посмотреть на московские достопримечательности, растёт с каждым годом. В 2011-м сюда приехали 15,35 миллиона туристов, а в 2015-м эта цифра увеличилась до 17,1 миллиона человек. Ожидается, что эти показатели будут расти и дальше — в 2016 году город готовится принять 17,5 миллиона человек, в следующем — 18,4, а в 2018-м — 19,5 миллиона.

Особенно привлекательными для туристов стали фестивали «Золотая осень», «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», «Спасская башня», «Круг света» и другие. Многие приезжают на эти праздники специально, и фестивальные площадки уже включают в туристические маршруты. «Круг света», например, в прошлом году посетили семь миллионов человек — благодаря этому фестиваль попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Для удобства и комфорта гостей из других стран в столице трудятся свыше двух тысяч гидов-переводчиков. Послушать экскурсии можно на 25 иностранных языках.

В прошлом году гости столицы потратили около 457 миллиардов рублей, эта сумма на 11,5 процента больше, чем в 2014-м. Таким образом, гостиничный бизнес по итогам 2015 года внёс в бюджет Москвы более 3,6 миллиарда рублей. В среднем турист тратит в Москве примерно четыре с половиной тысячи рублей в день. Шопинг-туристы тратят больше — около восьми тысяч.

Позади — Мадрид и Вена

В сентябре в Москве состоялась церемония вручения премии Business Traveller Awards. Российскую столицу признали лучшим городом делового и событийного туризма в номинации «Направление». В этой категории также были представлены Париж, Барселона, Мадрид, Вена, Иерусалим, Абу-Даби, Санкт-Петербург.

По версии крупнейшего портала о путешествиях TripAdvisor Москва занимает второе место в Европе и пятое в мире среди развивающихся туристических направлений.

Помимо прочего, Москва находится на четвёртом месте в рейтинге самых популярных городов мира по общему количеству снимков от пользователей «Инстаграма». Первые места заняли Париж, Лондон и Нью-Йорк.

Где остановиться?

Всего в Москве сейчас работают 242 гостиницы (по 50 и более номеров в каждой), 509 малых гостиниц и 353 хостела (в общей сложности более 55 тысяч номеров). Из этого числа только 25 процентов заведений относятся к бизнес-классу.

За последние пять лет в городе открылось 35 отелей на 5,8 тысячи мест. До конца 2016 года в столице планируют построить и открыть 11 гостиниц (три из них уже принимают гостей), в 2017-м — 25 на 3,8 тысячи мест, а в 2018-м — 27 объектов, рассчитанных на 4,2 тысячи посетителей. Средняя загрузка на первое полугодие составила 67,5 процента.

В прошлом году в Москве сдали девять гостиниц на 1,6 тысячи мест.

За счёт гостиничной деятельности Москва приносит в бюджет свыше девяти миллиардов рублей налогов — это в три раза больше, чем самые популярные туристические регионы России.

На сегодняшний день гостиницы столицы начали активную подготовку к чемпионату мира по футболу. Уже более 800 из них, а также более 200 хостелов прошли необходимую классификацию. Сделать это они должны были еще до 1 июля, но в итоге срок перенесли на 1 января.

Узнать, прошёл ли классификацию тот или иной отель или хостел, можно на сервисах бронирования booking.com, bronevik.com, ostrovok.ru, hrs.com.

Кроме того, 102 гостиницы уже заключили предварительные соглашения на приём членов команд ЧМ-2018, официальных делегаций и журналистов. 76 из этих гостиниц находятся в Москве, 26 — в Московской области.





Что посетить?

В Москве туристы могут сходить в 270 музеев, 170 театров, более чем в 400 парков. Ориентироваться в городских событиях и узнавать, что происходит в том или ином месте, стало ещё проще: в этом году в столице появился , который анонсирует самые яркие культурные и спортивные мероприятия. Его планируют перевести на пять иностранных языков — английский, испанский, французский, китайский и немецкий.





Высказаться предложили и жителям столицы — в сентябре на портале москвичи могли проголосовать за те места в городе, которые, по их мнению, нужно включить в экскурсионные маршруты. Пользователи рекомендовали туристам съездить в Новодевичий монастырь, Палаты бояр Романовых, сад «Эрмитаж», парк искусств «Музеон», Дарвиновский музей, центр современного искусства «Винзавод», Московский планетарий и другие места.

Как правило, иностранные туристы первым делом отправляются на Красную площадь, к храму Христа Спасителя, на Арбат и в Третьяковскую галерею. А гости из других регионов России чаще всего идут в музеи, театры, парки, цирки и зоопарк. Главная цель голосования — показать, что в городе есть масса других мест, которые стоит увидеть.

Туристическая инфраструктура Москвы также включает в себя пешеходные зоны, велодорожки, пункты велопроката, мультиязычные указатели.

Особое значение при производстве туристской услуги имеет инфраструктура туризма. Рассмотрим более подробно ее состав и функции.
Классической триадой туризма принято считать: транспорт - приют - развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристических организаций.
Непосредственно туристские организации производят, в основном, информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.) Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма. По определению, принятому Государственной Думой Российской Федерации, инфраструктура туризма — это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
Таким образом, инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристический баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения.
С развитием туризма возникает новая, весьма динамичная форма потребительского спроса, которая связана с перемещением потребителя с места постоянного жительства. Спрос этот касается целого комплекса товаров и услуг. Удовлетворение любого спроса требует производства соответствующих продуктов. С точки зрения экономики туризм создает новую форму потребления и обуславливает появление соответствующей ей сферы хозяйственной деятельности. Туристское хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга секторов, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Предприятия, занятые производством туристских услуг и товаров, рассматриваются как отдельный сектор экономики. Инфраструктура туризма имеет собственные ресурсы: природные, рекреационные, производственные фонды-предприятия обслуживания, кадры, а также связи с другими секторами экономики. Инфраструктуру туризма в настоящее время характеризуют самые высокие темпы роста среди производственно-хозяйственных межотраслевых комплексов.
В 1950 году число туристов во всем мире составило 25 млн человек, а оборот предприятий инфраструктуры туризма составил 2,1 млрд долларов США, в 1990 году эти показатели составили соответственно 363 млн человек и 150 млрд долларов США, в 1999 годы эти показатели выросли в полтора раза. На международный туризм приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота. Сейчас оборот предприятий инфраструктуры туризма равен размеру валового национального продукта Японии и составляет свыше 3 трлн долларов США. За исторически короткий период, прошедший после окончания второй Мировой войны, инфраструктура туризма превратилась в один из крупнейших секторов мирового хозяйства. Это произошло в результате воздействия ряда факторов: роста доходов населения, в частности, той части, которую можно употребить сверх удовлетворения потребностей первой необходимости и на удовлетворение рекреационных потребностей; растущей урбанизации и ухудшения экологической ситуации в городах; роста массива свободного времени; развития транспортных средств; увеличения доли международной торговли в хозяйственном комплексе; развития международного разделения труда.
Материальная основа международного туризма представляет собой важный элемент международных экономических отношений. Она создает необходимые условия для осуществления деловых и профессиональных контактов, неуклонное расширение которых обусловлено объективным процессом интеграционных процессов мирового сообщества. Обеспечивая размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание представителей деловых и научных кругов, инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.
Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей, инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. Кроме того инфраструктура туризма расширяет сферу приложения труда, влияет на развитие экономики и способствует улучшению условий жизни местного населения.
Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурного сервиса и туризма, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые — туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Вообще предприятия можно разделить на «туристские» и «нетуристские» приближенно, что позволяет лишь относительно установить границы отрасли, а отсюда определение доходов инфраструктуры туризма значительно затруднено, а диверсифицированность доходов затрудняет точный подсчет поступлений от туризма.
Приведем перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта (Таблица 16).

Это далеко не полный перечень, ибо туристскую инфраструктуру формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли и пр.