Территорию горы басман купили. О колыбели, спрятанной на горе басман

15.09.2015

Сердце крымских гор - горный хребет Басман (от тюрк. «басамак» - «ступенька») находится на территории заповедника.
Вокруг расположились самые высокие вершины Крыма – Кемаль-Эгерек (1529 м.), Демир-Капу (1540 м.), напротив него, через котловину речки Донга высится главная вершина – Роман-Кош (1545 м.). Хребет разделяет бассейны двух притоков Качи – Донги и Каспаны. Высота Басманского хребта в наивысшей точке – 1136 м.

Хребет вытянут в меридианальном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока – круто обрывается отвесными скалами в долину Донги. В обрывах, обращённых в долину Донги видны отверстия нескольких пещер.

Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта – Медвежья – полость глубиной 62 метра. В пещерах всегда прохладно и сыро. В древности они служили надежным домом людям. С обрывов Басмана открывается чудесный вид на северные склоны Главной гряды Крымских гор. Басман был одним из мест, где во время ВОВ действовали партизанские отряды. Вам встретятся могилы партизан.

Карта

Где находится Гора Басман? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или 44°36.455′, 34°10.152′, почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Сердце крымских гор - горный хребет Басман находится на территории заповедника. Басман - с крымско-татарского «ступенчатая», лесистая вытянутая с севера на юг в Крыму, увенчанная дугообразным гребнем, с восточным скалистым и западным пологим склонами, дальний северный отрог горы Кемаль-Эгерек, в 3 км от нее.

Хребет вытянут в меридиональном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока - круто обрывается отвесными скалами в долину Донги. В обрывах, обращённых в долину Донги видны отверстия нескольких пещер. Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта - Медвежья - полость глубиной 62 метра.

Склоны горы густо поросли лесом - дуб, сосна крымская, граб, бук. Вершина Басмана густо поросла зарослями стелющегося можжевельника. Леса верховьев Качи с давних времён служили людям. В 1791 г. тогдашний командующий Черноморским флотом России адмирал Ф. Ф. Ушаков в переписке с правителем Таврической области С. С. Жегулиным просит «…к исправлению флота вырубить буковых сто деревьев». В рапорте смотрителя казённых лесов от 22 ноября 1790 г. находим «Для выжжения на Севастопольский флот тысячи четвертей уголья на вершине Качи … место казне принадлежащее мною отведено». Здесь находилась и Коушанская корабельная роща. Занимала она довольно приличную площадь - около четырёх тысяч десятин и находилась в междуречье Каспаны и Марты. Однако интенсивные рубки леса на нужды флота опустошили корабельную рощу и уже в 1860 г. «…бывшую Коушанскую корабельную рощу именовать в будущем Султанской казённой дачей». Основанием для этого послужило заключение лесничего: «Наличный дуб не годится для постройки судов, дача предполагается к исключению из разряда корабельных рощ».

Самый комфортный зал для игры в мини-футбол с дополнительным сервисом для участников турнира. Оперативное освещение событий турнира на официальном сайте. Поддержка Федерации футбола и качественное судейство – вот несколько причин, по которым стоит выбрать «БИЗНЕС-ЛИГУ» futbolistov.net для игры в футбол и проведения корпоративного досуга.

В годы Великой Отечественной войны склоны Басмана стали местом базирования партизанских отрядов. Здесь находился штаб Четвертого партизанского района. Отсюда уходили народные мстители в бои и рейды. В марте 1942 г. сюда через заметённую снегом яйлу перешли с Чайного домика бойцы и командиры Севастопольского и Акмечетского партизанских отрядов. Здесь, на поляне Кермен находится могила Н. П. Кривошты - командира Ялтинского отряда.

Само название «Басман» в переводе с татарского указывает на место, куда «нельзя ступать человеку». Даже сейчас это один из самых глухих уголков Крыма, который редко посещают туристы. Пещерный город на Басмане малоизучен. Здесь проводились лишь археологические разведки. Полагают, что в VIII–X веках Басмана использовались для жилья, а в более поздний период приобрели значение местных святынь. Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли разных ярусов и выходили наверх. Здесь, на небольшой наклонной площадке, доныне возвышается мощная оборонительная стена Басманский .

В самой большой пещере Басмана находился христианский одноапсидный X–XV вв., гармонично вписанный в пещерный ландшафт - туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной колонной и выступами пещерной стены. Вокруг храма располагались, вырубленные в пещерной скале, могилы-усыпальницы местной знати. Попасть в эту пещеру, известную как « имени Домбровского» можно только по узкой тропке, подстраховываясь за выступы скал и корни деревьев. Вход в нее разделен надвое огромной натечной колонной, за которой пол резко понижается и ступенями круто уходит вглубь массива на 62 метра. Куполообразный свод пещеры поднимается почти на два десятка метров.

Поселение на Басмане было разрушено в результате сильного землетрясения, произошедшего в Таврике на рубеже XIV–XV веков, во время которого сильно пострадали многие монументальные сооружения. О землетрясении говорится и в одной из легенд о золотой колыбели: «раздались подземные удары и сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки». В глубине одной из пещер был обнаружен костяк человека, раздавленный рухнувшей на него каменной глыбой. Хорошо известная среди крымчан упомянутая легенда, так же объясняет почитание этих пещер среди местного населения. Басман пользовался у автохтонного населения Крыма большим почитанием. Вплоть до начала ΧΧ столетия множество жителей Таврики, независимо от вероисповедания, совершали туда таинственный пилигримаж, с целью поклониться неизвестным нам святыням.

В Средние века вокруг Басмана была создана целая система фортификационных сооружений, преграждавших путь к нему со всех направлений. Самое мощное из них, преграждало путь на горный хребет с севера, со стороны верховьев реки Кача. На горе Кермен-кая на высоте более 800 метров над уровнем моря высился мощный замок, обнесенный 70-метровой стеной с двумя оборонительными башнями. С запада путь к Басману от верховьев реки Бельбек запирала Кипиа (Хоплы или Каплу-кая). На юге, со стороны Главной гряды крымских гор, находились крепости под скалой Рока и на Яманташе. Наконец, над самими пещерами находился упомянутый нами Басманский исар.

О колыбели, спрятанной на горе Басман

Когда-то в Крыму существовали два сильных княжества. Одно из них именовалось генуэзским и расположено было на побережье, другое находилось в горах и потому называлось горским.

Княжества эти вели между собой беспрерывную войну. Генуэзцы угоняли стада горцев и разоряли селения. Горцы в ответ нападали на генуэзские крепости. Такое положение не могло длиться бесконечно, надо было решить споры. Но как? Вопрос этот враждующие князья задали своим советникам. Некоторое время спустя генуэзский посол явился со свитой к горскому князю и предложил вечную дружбу. И если горцы действительно искренне желают дружбы, то пусть выдадут генуэзцам золотую колыбель - священную реликвию горского народа, которая изображена на его знамени.

Мы требуем этого только потому, - сказал генуэзец, - . что знаем, как высоко цените вы колыбель. Передайте ее нам - и мы убедимся, что вы дорожите миром больше всего на свете.

Услышав это требование, горский князь обнажил саблю и ответил:

Твои слова так оскорбительны, что я готов тебя убить. Неужели ты не знаешь, что в этой колыбели вскормлены все мы и что у нее клялись в верности своему народу наши предки?

Мы жаждем согласия с вами и готовы тоже дать вам в залог самое дорогое, что имеем.

Вождь горского народа немедленно собрал своих советников, рассказал о предложении генуэзцев. Долго думали горские советники. Они ни за что не хотели расстаться со святыней своего народа, ибо это значило, что они добровольно согласны лишить себя своего имени, свободы и независимости.

Надо попросить у генуэзцев ту бумагу, по которой они владеют землей в Крыму, - решил совет горцев. - Нечего думать, что они на это согласятся. А тогда начнем переговоры о мире на иных условиях.

Генуэзскому послу передали ответ горского князя. Посол молча повернулся и со своей свитой отправился на побережье. Прошла еще неделя, и от генуэзского князя явился новый гонец.

Возьмите у нас все, что угодно, - говорил он, - но только не эту бумагу.

А что же дороже ее есть у вас? Ведь осмелились же вы говорить с нами о нашей святыне!

Мы - это другое дело, - сказал посол. - Вы известны, как народ гордый, неустрашимый, и вас можно заставить помириться в нами, только отняв вашу святыню.

Спасибо за доброе слово! - усмехнулся горский князь. - Но почему вы держитесь за клочок бумаги? Что он вам дает?

А какие же права на землю останутся у нас, если мы лишимся этой бумаги?

Не договоримся мы, наверное, - сказал князь.

Смотри, не озлоби нас. Мы силой заберем вашу святыню, раз вы сами не хотите отдать ее нам.

Ты угрожаешь, - ответил горец, - но легче говорить, чем сделать. Народ наш не боится никого и скорее весь до последнего ляжет в битве, чем продаст свою честь!

Другого ответа я не дождусь?

Разгорелась новая война между генуэзцами и горцами. Редели ряды славных защитников знамени с изображением золотой колыбели, княжеству грозила гибель. Генуэзцы требовали золотую колыбель, обещая прекратить войну. Тогда горский князь собрал народ и спросил, не лучше ли согласиться с такими условиями.

Мы не хотим этого! - закричали воины. - Не допустим позора, пока жив хоть один из нас!

Друзья мои! - сказал князь. - Пока цела наша святыня, народ живет, хотя бы осталась от него только горстка людей. Поэтому я спрячу святыню так, чтобы ее не нашел никто из врагов. И наложу на нее заклятие, чтобы далась она в руки только тем, кто приблизится к ней с чистыми побуждениями…

Сказав это, князь с небольшой группой близких людей направился к пещере на горе Басман, близ Биюк-Узенбаша. Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:

Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи - генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений.

Так будет! - раздалось в мрачной пустоте пещеры.

Заклинаю вас покарать того, кто захочет взять эту колыбель ради порабощения другого народа или ради какого-нибудь иного злого умысла.

Так будет! - опять донеслось из мрачной пустоты.

Могучие духи! Я прошу вас открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем людям, которые будут искать ее для возрождения моего народа, его славного имени, его непокорного духа. И помогите мне в битве за жизнь моей семьи, жен и детей моих воинов, за нашу землю, горы, за наши поля и жилища!

В этот момент перед князем появился старец в белой одежде и сказал ему:

Не отчаивайся! Тяжелые дни переживает твой народ, но наступят для него и лучшие времена. Это будет не скоро, немало горя испытает он. Однако, смотря вдаль, я вижу его возрожденные поля, шумные города, счастливых людей. Не отчаивайся, если даже потерпишь поражение…

А что будет с генуэзцами, нашими врагами?

Судьба их несчастна, как и всех захватчиков. Они навсегда исчезнут с этой земли.

Старец медленно ушел в глубину пещеры, а князь выбрался из нее и поспешил к своим воинам. Долго еще длилась война между двумя народами. И каких бы побед ни достигали генуэзцы, они не добивались своего, не могли захватить золотой колыбели.

Ушли последние отряды горцев с родной земли, уступили злобной силе. Но и ряды их врагов ослабли. И когда неожиданно орды новых захватчиков нагрянули на генуэзцев, они с позором бежали, чтобы никогда больше не появляться на крымской земле. А бумагу, которая давала им право владеть ею, унес ветер в далекое море, и исчезла она навеки.

Столетие за столетием кипели битвы за горскую землю, а в пещере на горе Басман хранилась чудесная золотая колыбель. Много смельчаков пыталось завладеть ею, но им не удавалось добраться до нее. Они возвращались изуродованные, с помутившимся разумом.

Однако наступило время, и раскрыли горы свои богатства. Живущий сегодня в Крыму народ добыл эту колыбель. В его сердце - беззаветная любовь к родине, как у горцев, на знамени которых была когда-то изображена золотая колыбель.


Легенда о спрятанной колыбели в какой-то степени отражает борьбу коренного населения Крыма с пришлыми захватчиками-генуэзцами. Можно полагать, что под именем «горского княжества» в легенде выведено княжество Феодоро, которое в средневековое время занимало юго-западную часть горного Крыма; население княжества состояло главным образом из потомков древних обитателей полуострова.

Легенды о Золотой колыбели были очень распространены в Крыму. В основу публикуемой в сборнике положена запись, сделанная в 1938 году от П. Герасименко, жителя села Краснолесье.

Гора Басман (высота 1176 м) находится в пределах Крымского заповедника с северо-западной стороны Главной гряды. В отвесных обрывах горы Басман зияют темные отверстия пещер. Такие же пещеры, встречающиеся и в других местах Крыма, породили среди местного населения множество легенд о сокровищах, якобы укрытых в них и охраняемых заклятиями от похищения.

Биюк-Узенбаш - ныне село Счастливое, Куйбышевского района.

Часть крымских природных красот все еще остается неосвоенной туроператорами, что, может, и к лучшему. Их посещают отдельные группы на свой страх и риск либо в сопровождении местных знатоков – индивидуальных гидов, лесников или ученых разных специальностей. Одной из таковых является гора Басман. В Крыму немногие вершины сравнятся с ней по обилию достопримечательностей, но разрекламированным туристическим объектом она не является.

Местоположение горы Басман на карте

Она располагается к северу Ялты, в юго-западной части , является частицей Никитской яйлы, фактически – отрог горы (они соединены перемычкой). Хребет Басман окружают главные высотные «рекордсмены» Крыма – (1545 м) и (1529 м). Но ближе всего к ней обнаруживаются вершины Базма (789 м), Кермен (857 м), Саурка (1287 м) и Яман-Таш (1054 м).

География и легенды Басмана

Высота горы Басман – 1136 м. Склоны ее густо поросли лесом. Во времена парусного флота здесь велись заготовки древесины для нужд кораблестроения Российской империи. В результате все «корабельные» породы и отдельные экземпляры были изведены, но лесной массив все равно присутствует.

Название горы переводится с татарского как «ступенька». Некоторые специалисты дают и другое, более зловещее толкование – «место, куда лучше не ступать». Однако археологи скорей согласны с первым вариантом – на возвышенности обнаружены следы поселений разных времен, святилище и минимум две крепости. Скорее всего, они принадлежали княжеству Феодоро.

На этой также известно, как минимум, семь горизонтальных пещер и одна вертикальная. Кое-какие из них в свое время использовались в качестве убежищ и святилищ. Как видно, загадок у этой возвышенности немало, и они породили массу легенд и мифов.

Хранилище ценностей хребта

По имеющимся сведениям, жители , причем разных официальных вероисповеданий, до начала прошлого века периодически отправлялись на Басман с некими загадочными ритуальными целями. Странные паломничества увязывают с двумя местными легендами.

Первая из них гласит, что один из правителей , теснимый генуэзцами, спрятал в пещерах и заклял страшным заклятием родовую реликвию – золотую колыбель, где должны были начинать жизнь правители княжества. Найти ее может только наследник феодорийцев, причем исключительно пекущийся о возрождении своего народа, а не о личных интересах. Пока претендентов не сыскалось, но зато сказочники упорно твердят о многих жадных ворах, что посягали на святыню, да были покараны неведомыми силами – лишились рассудка и были изувечены физически.

Другой вариант легенды уверяет, что пещеры горы Басман хранят не более, не менее, как Святой Грааль. Далее включается уже знакомая схема – достойный соискатель не находится, а недостойных карают высшие силы.

Похоже, крымским археологам и спелеологам придется вызывать себе в помощь Индиану Джонса – иначе загадку Басмана не решить.

Отдых на Басмане: пещеры и достопримечательности

А пока мистические сокровища остаются сокрытыми, любознательные путешественники обследуют Басман просто так, довольствуясь общедоступными красотами.

Отдых здесь требует определенной подготовки – на склонах нет воды, к большинству пещерных полостей нелегко подниматься, а в вертикальную шахту Медвежью без специального снаряжения и вовсе не попасть. Гроты не оборудованы, подсветки, мостков, поручней и прочих залогов безопасности там нет. Важно учесть и то, что хребет Басман окружают заповедные земли, то есть прежде, чем прокладывать маршрут, не повредит выяснить, не потребуется ли для его прохождения разрешение.

От крупных агентств в басманские пещеры не проводятся, но группы ходят сюда регулярно. Обычно им в этом помогает частный гид или опытный приятель. На пике есть маркеры на основных тропах, но неопытный путешественник все же рискует заблудиться. Есть и участки для установки палаток, но за пользование ими придется немного заплатить (лесник соберет деньги).

Горизонтальные пещеры Басмана обозначены номерами. №№ 1, 2, 4 и 6 мало интересны, как следствие туристы обычно стремятся попасть в три оставшиеся. Им даны и собственные названия:

  1. №3 (им. Головкинского) интересна особым климатом и наличием особых натечных образований в виде спиралей – гелектиты. Воздух сюда попадает и через горизонтальный вход, и посредством верхнего вертикального туннеля. Следовательно, температура в ней на расстоянии в метр может резко меняться на несколько градусов.
  2. №5 (им. Домбровского) дает возможность любоваться уникальной панорамой горного Крыма через широкий проем главного зала. Ранее в ней было , от которого остались отложения осадочных пород – на пещерных стенах можно видеть их своеобразные «срезы». Отзывы туристов свидетельствуют, что вид из пещеры Домбровского – один из прекраснейших в Крыму, но добраться до нее смогут не все. Местоположение ее таково, что дети (кроме подростков), люди со слабым здоровьем, плохой формой и пожилые (исключая ветеранов спецназа) не смогут пройти нужный маршрут. Особое оборудование не нужно, но физически турист должен быть чрезвычайно развитым.
  3. То же относится к №7 (имени Бачинского) – эти являются соседками. В ней археологами найдены остатки христианского святилища периода позднего средневековья, разрушенного землетрясением.

Следы пребывания человека найдены почти во всех басманских пещерах – выровненные полы, искусственные ступени, керамические черепки, кости животных. Скорее всего, они служили убежищем окрестным жителям в случае нападения. А крепости на горной поверхности должны были отражать врага. Использовали их и партизаны – известно, что во время Великой Отечественной они часто бывали у Басмана, а в лесистой части есть партизанские могилы. Отдельные из них приведены в порядок и даже имеют указатели с именами.

Туристу на заметку

  • Адрес: Бахчисарайский район, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.607610, 34.168840.

Для опытных, активных поклонников Крыма гора Басман весьма привлекательна. Она может дать им сразу множество впечатлений – путешествие по лесу, восхождение на скалы, спуск в недра земли и даже лавры искателя сокровищ. В заключение – видео об этом природно-рукотворном богатстве Тавриды, приятного просмотра!

Гора Басман (высота 1176 м) находится в пределах Крымского заповедника с северо-западной стороны Главной гряды. В отвесных обрывах горы Басман зияют темные отверстия пещер. Такие же пещеры, встречающиеся и в других местах Крыма, породили среди местного населения множество легенд о сокровищах, якобы укрытых в них и охраняемых заклятиями от похищения.

В самой большой пещере Басмана находились средневековый некрополь и храм. Именно здесь, судя по легендам, и была скрыта от глаз людских чаша-колыбель, изображенная на фресках крымских храмов.

Легенда о Золотой Колыбели

Когда-то в Крыму существовали два сильных княжества. Одно из них именовалось генуэзским и расположено было на побережье, другое находилось в горах и потому называлось горским (оно же Феодоро).

Княжества эти вели между собой беспрерывную войну. Генуэзцы угоняли стада горцев и разоряли селения. Горцы в ответ нападали на генуэзские крепости. Такое положение не могло длиться бесконечно, надо было решить споры. Но как? Вопрос этот враждующие князья задали своим советникам. Некоторое время спустя генуэзский посол явился со свитой к горскому князю и предложил вечную дружбу. И если горцы действительно искренне желают дружбы, то пусть выдадут генуэзцам золотую колыбель – священную реликвию горского народа, которая изображена на его знамени.

– Мы требуем этого только потому, – сказал генуэзец, – что знаем, как высоко цените вы колыбель. Передайте ее нам – и мы убедимся, что вы дорожите миром больше всего на свете.
Услышав это требование, горский князь обнажил саблю и ответил:

– Твои слова так оскорбительны, что я готов тебя убить. Неужели ты не знаешь, что в этой колыбели вскормлены все мы и что у нее клялись в верности своему народу наши предки?

– Мы жаждем согласия с вами и готовы тоже дать вам в залог самое дорогое, что имеем.

Вождь горского народа немедленно собрал своих советников, рассказал о предложении генуэзцев. Долго думали горские советники. Они ни за что не хотели расстаться со святыней своего народа, ибо это значило, что они добровольно согласны лишить себя своего имени, свободы и независимости.

– Надо попросить у генуэзцев ту бумагу, по которой они владеют землей в Крыму, – решил совет горцев. – Нечего думать, что они на это согласятся. А тогда начнем переговоры о мире на иных условиях.

Генуэзскому послу передали ответ горского князя. Посол молча повернулся и со своей свитой отправился на побережье. Прошла еще неделя, и от генуэзского князя явился новый гонец.

– Возьмите у нас все, что угодно, – говорил он, – но только не эту бумагу.
– А что же дороже ее есть у вас? Ведь осмелились же вы говорить с нами о нашей святыне!

– Мы – это другое дело, – сказал посол. – Вы известны, как народ гордый, неустрашимый, и вас можно заставить помириться c нами, только отняв вашу святыню.

– Спасибо за доброе слово! – усмехнулся горский князь. – Но почему вы держитесь за клочок бумаги? Что он вам дает?

– А какие же права на землю останутся у нас, если мы лишимся этой бумаги?

– Не договоримся мы, наверное, – сказал князь.

– Смотри, не злоби нас. Мы силой заберем вашу святыню, раз вы сами не хотите отдать ее нам.

– Ты угрожаешь, – ответил горец, – но легче говорить, чем сделать. Народ наш не боится никого и скорее весь до последнего ляжет в битве, чем продаст свою честь!

– Другого ответа я не дождусь?

Разгорелась новая война между генуэзцами и горцами. Редели ряды славных защитников знамени с изображением золотой колыбели, княжеству грозила гибель. Генуэзцы требовали золотую колыбель, обещая прекратить войну. Тогда горский князь собрал народ и спросил, не лучше ли согласиться с такими условиями.

– Мы не хотим этого! – закричали воины. – Не допустим позора, пока жив хоть один из нас!

– Друзья мои! – сказал князь. – Пока цела наша святыня, народ живет, хотя бы осталась от него только горстка людей. Поэтому я спрячу святыню так, чтобы ее не нашел никто из врагов. И наложу на нее заклятие, чтобы далась она в руки только тем, кто приблизится к ней с чистыми побуждениями…

Сказав это, князь с небольшой группой близких людей направился к пещере на горе Басман, близ Биюк-Узенбаша. Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:

– Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи – генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений.

– Так будет! – раздалось в мрачной пустоте пещеры.

– Заклинаю вас покарать того, кто захочет взять эту колыбель ради порабощения другого народа или ради какого-нибудь иного злого умысла.

– Так будет! – опять донеслось из мрачной пустоты.

– Могучие духи! Я прошу вас открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем людям, которые будут искать ее для возрождения моего народа, его славного имени, его непокорного духа. И помогите мне в битве за жизнь моей семьи, жен и детей моих воинов, за нашу землю, горы, за наши поля и жилища!

В этот момент перед князем появился старец в белой одежде и сказал ему:

– Не отчаивайся! Тяжелые дни переживает твой народ, но наступят для него и лучшие времена. Это будет не скоро, немало горя испытает он. Однако, смотря вдаль, я вижу его возрожденные поля, шумные города, счастливых людей. Не отчаивайся, если даже потерпишь поражение…

– А что будет с генуэзцами, нашими врагами?

– Судьба их несчастна, как и всех захватчиков. Они навсегда исчезнут с этой земли.

Старец медленно ушел в глубину пещеры, а князь выбрался из нее и поспешил к своим воинам.

Долго еще длилась война между двумя народами. И каких бы побед ни достигали генуэзцы, они не добивались своего, не могли захватить золотой колыбели.

Ушли последние отряды горцев с родной земли, уступая злобной силе. Но и ряды их врагов ослабели. И когда нежданно орды новых захватчиков нагрянули на генуэзцев, они с позором бежали, чтобы никогда больше не появляться на крымской земле. А бумагу, которая давала им право владеть этой землей, унес ветер в далекое море, и исчезла она навеки.

Столетие за столетием кипели битвы за горскую землю, а в пещере на горе Басман хранилась чудесная золотая колыбель.

Много смельчаков пыталось завладеть ею, но им не удавалось добраться до нее. Они возвращались изуродованные, с помутившимся разумом. Говорят, золотая колыбель по сей день хранится в глубине пещер.

Если верить преданию, колыбель была замурована в пещере скалы Басмана в результате произошедшего землетрясения и сопутствовавшего ему обвала после заклятья ромейского царя. Как ни странно, археологические данные подтверждают легенду. Доказано, что поселение на Басмане было разрушено в результате сильного землетрясения в 14 или 15 веке. В глубине одной из пещер был найден костяк человека, раздавленный рухнувшей на него каменной глыбой. Но сама таинственная колыбель так и не была обнаружена…

Фото