Самый длинный трамвайный маршрут. Береговой трамвай - самый длинный маршрут в мире

Для большинства современных жителей трамвай является каким-то гостем из прошлого. Однако для наших стран такой взгляд еще относительно верен, а вот в Европе и Америке трамвай получил вторую жизнь. И это несмотря на то, что этот вид городского транспорта является одним из самых старых. Подумать только, ведь самая старая из действующих трамвайных линий появилась еще в 1881 году в Берлине.

По окончании Второй мировой войны этот транспорт впал в кризис. Дело в том, что повсеместно стали использовать автомобили. Вот и стали постепенно убирать трамвайные линии во многих городах. Однако в конце XX века человечество озаботилось экологией, да и вечные пробки уже надоели. Люди снова вспомнили о трамваях, буквально воскресив этот транспорт.

В итоге сегодня это городское средство передвижения всего лишь за год в некоторых городах перевозят сотни миллионов человек. Есть города, где никогда раньше и не было трамваев, но в начале XXI столетия они тут появились. Классическим примером может считаться Дублин, где первая подобная линия появилась лишь в 2004 году. Но в мире есть несколько довольно необычных трамвайных маршрутов со своей уникальной историей и головокружительными событиями вокруг них. Расскажем о них поподробнее.

Самая крутая трамвайная линия (Австрия). Этот маршрут находится в Пёстлингбергбане. Город уже более ста лет является популярным туристическим местом. Находится он на холме с таким же названием, откуда открывается изумительный вид на окрестности. Со временем Пёстлингбергбан превратился в район Линца, но когда тут в 1898 году открывалась трамвайная линия, это был самостоятельный населенный пункт. Таким образом маршрут являлся междугородним. Длительность линии составляет 4,1 километр. Это явно не самый длинный маршрут, зато он считается одним из самых крутых. Стоит также упомянуть, что он еще и очень популярен в Австрии, так как из окон открывается живописный вид. Неудивительно, что уже в первые годы своей эксплуатации линия полностью окупилась. Мировые войны не смогли помешать росту числа пассажиров. Сегодня же трамвайная линия Пёстлингбергбана за год перевозит около полумиллиона человек. Старый трамвайный парк недавно обновили, тем не менее современные вагоны были стилизованы под ретро. Теперь они выглядят совсем как их старинные собратья, идеально вписываясь в живописный австрийский вид. Поездка в одну сторону для взрослого обойдется в 3,4 евро, а для ребенка вдвое дешевле.

Канатный трамвай Сан-Франциско (США). Прокатиться на таком необычном трамвае стоит 6 долларов для взрослого и 3 доллара для льготников. Можно приобрести за 14 долларов и проездной на весь день. У канатного трамвая в Сан-Франциско довольно долгая и драматичная история. Его работа началась в 1873 году. Благодаря канатной тяге трамвай научился преодолевать крутые спуски и технологии, которыми так славен город. А вот экономические и природные катаклизмы навредили ему довольно сильно. После землетрясения 1906 года этот транспорт вообще решили ликвидировать, затем последовал "трамвайный геноцид" 20-30-х, когда по всей Америке в моду вошли автобусы. В 1947 году мэр Сан-Франциско снова поднял вопрос о закрытии трамвая. Однако в итоге инициатива должностного лица не понравилась горожанам. На специальном референдуме люди высказались за сохранение системы канатного трамвая. В начале 50-х ы пути были глобально реконструированы. С тех пор канатный трамвай уже никто не пытался закрывать. В итоге он уже стал визиткой города и одной из его достопримечательностей. Сеть состоит из трех линий, а подвижной состав является аутентичным. В итоге вагончики выглядят сегодня точно так же, как и столетие назад. Сегодня канатный трамвай Сан-Франциско внесен в Национальный реестр памятников истории страны. За это его знают не только в США, но и во всем мире.

Токийский трамвай линии Тоден Аракава (Япония). Проезд для взрослых тут стоит 2 доллара, а для детей - 1 доллар. Было время, когда столица Японии была пронизана трамвайными линиями, как паутиной. В начале прошлого века нельзя было представить себе Токио без трамваев. Но к нынешним дням в городе остались все две линии - Тоден Аракава и Тэйко Сатага. При этом последняя лишь номинально считается трамвайной. В суперсовременном городе куда более популярны метро, автобусы и такси. Но каким-то образом и Тоден Аракава нашла себе место в бурлящем мегаполисе. Первые участки этого маршрута были построены еще в 1913 году, в начале периода Тайсё. До 1974 года трамвай был собственностью компании The Oji Electric Tram, но затем его выкупило Токийское транспортное бюро. Та сделка фактически спасла этот городской транспорт от уничтожения. Сегодня длина линии составляет 12,2 километров, а проходит она от северной к восточной части столицы. На маршруте 30 станций, некоторые из которые после недавней реконструкции все равно сохранили свой ретростиль. Тем самым напоминается о тех безвозвратно ушедших временах, когда основным транспортом Токио был трамвай.

Волгоградский метротрам (Россия). Поездка тут обойдется в 10 рублей. Если спросить любого, что же такого общего между Волгоградом, Веной, Гаагой, Антверпеном и Кривым Рогом, то ответ навряд ли найдется. Между тем роднит их подземный трамвай. Его маршрут частично проходит над поверхностью земли, а частично - под ней. Такой уникальной системы нет нигде больше в нашей стране. У метротрама в городе есть свое официальное название - Волгоградский скоростной трамвай. А открылся он еще в 1984 году. Последний участок маршрута открылся совсем недавно, объединив станции "Пионерская" и "Ельшанка". Сегодня длина всех путей составляет 17,3 километра. Метротрам состоит из 22 станций на 22 линий. При этом они все находятся с одной стороны. Оказалось, что не так легко найти трамваи, которые имеют двустороннее расположение дверей. Практически все вагоны снабжены выходами только с одной стороны, правой. Но это довольно неудобно, так как на тех участках маршрута, что пролегают под землей, движение левостороннее. Выход был найден просто - туннели поменялись местами без прямого пересечения в начале подземных участков. Эта хитрая система смогла компенсировать то, что с левой стороны нет вагонов.

Гонконгский трамвай-даблдекер (Китай). Проезд в этом транспорте обойдется около 30 центов для взрослого, а для ребенка вдвое дешевле. А вот тур на старинном трамвае будет стоить 100-200 долларов. Этот транспорт прочно вошел в жизнь Гонконга еще в 1904 году. Не помешала его существованию и японская оккупация в ходе Второй мировой войны. Сегодня на улицах бывшей английской колонии можно встретить исключительно двухэтажные вагончики. Это делает трамвайную систему острова-города довольно необычной. Даблдекеры никак нельзя считать быстрым видом общественно транспорта, но все равно им есть место в бешеном ритме жизни азиатского мегаполиса. За день трамваи перевозят около четверти миллиона человек, при этом общая длина всех линий составляет 30 километров. Необычные вагоны популярны не только у местных жителей, но и у туристов. Неслучайно специально для гостей Гонконга транспортный оператор создал специальные экскурсионные туры на старинных трамваях. Особенно зрелищно такое путешествие после захода солнца, ведь улицы мегаполиса начинают светиться множеством ярких огней.

Александрийский трамвай (Египет). Уникальность этого трамвая в том, что тут есть вагоны исключительно для женщин. Проезд тут стоит от 4 до 16 центов. Трамвай Александрии является самым старым в Африке и одним из самых возрастных вообще в мире. Первый городской маршрут открылся еще в начале 1860-х, а первые электрические вагоны появились на улицах в 1902 году. Сегодня по городу проложено две линии, на которых расположились 38 станций. Общая же длина всех путей - 38 километров. Александрийская система является одной из трех в мире, где используются двухэтажные трамваи, даблдекеры. Эти вагончики окрашены в синий цвет, они на городских улицах мирно соседствуют со своими одноэтажными желтыми собратьями. Именно на трамвае можно удобно, дешево и безопасно ознакомиться с достопримечательностями Александрии. Ведь дорожное движение здесь весьма неспокойное. Выбирая же себе место поудобнее в трамвае, нельзя забывать особенности Египта. Здесь первый вагон предназначен только для женщин. Если же вагонов три, то для мужчин поездка в среднем будет запрещена.

Трамвай "Санта-Тереза" на акведуке (Рио-де-Жанейро, Бразилия). Сейчас эта линия реконструируется, так что стоимость проезда неизвестна. Чуть боле ста лет назад Санта-Тереза являлась довольно престижным пригородом Рио. С 1896 года отсюда до центра города карнавалов стал ходить электрический трамвай. За более чем за столетие своего существования маршрут успел прославиться не только в Бразилии, но и в остальной Латинской Америке. Настоящей жемчужиной того трамвайного пути является знаменитый акведук Кариока. Его построили еще в XVIII веке. Через него пролегли трамвайные рельсы, что только усилило интерес к нему туристов. Только вот значительно повредил репутации трамвайной ветки несчастный случай, произошедший тут в августе 2011 года. Тогда один из трамваев сошел с рельсов и перевернулся. В результате той катастрофы погибло 6 человек, а еще 50 получило ранения. Расследование затянулось на месяц, зато оно выявило серьезные системные недочеты. Для их устранения и была затеяна глобальная реконструкция всей линии, которая должна закончиться к концу 2012 года. Примером для нее станут трамваи Лиссабона. Планируется, что каждый новый трамвай на линии "Санта-Тереза" должен будет получить электронную систему продажи билетов. Это позволит избежать давки в вагонах. Также в каждом составе будет установлен модуль спутникового слежения, что снизит риск аварий.

Одесский трамвай - герой анекдотов (Украина). Казалось бы, чего удивительного в Одесском трамвае? Он открылся в 1910 году и самым старым не является. Нет у самих трамваев ни и особых красот, ни технологичных решений. Внешне этот транспорт мало чем отличается от того, что бегает по рельсам во многих других городах бывшего СССР. Уникальность кроется в самом словосочетании "одесский трамвай". Можно с уверенностью сказать, что про него сочинено анекдотов, баек и шуток, больше, чем любой другой транспорт. Неслучайно Одесса считается мировой столицей юмора. Как же могли горожане обойти вниманием такое незаурядное явление, как трамвай? Его в итоге можно встретить в книгах Ильфа и Петрова, Бабеля и Жванецкого. Поездка в Одессе на трамвае превращается погружением в легенду и в ту самую неповторимую городскую атмосферу. Именно ею Одесса и славится. Путешествие на трамвае заодно позволит ознакомиться с городскими достопримечательностями. Но следить при этом надо за каждым своим словом, иначе можно превратиться в участника нового анекдота. Поездка же на трамвае стоит 1,5 гривны, что составляет около 20 центов.

Мельбурнский трамвай (Австралия). Эта трамвайная сеть на сегодня является самой крупной в мире. В пределах одной зоны можно ездить 2 часа за 4,3 доллара, а льготный билет стоит 2,8 доллара. Дневной абонемент на одну зону стоит 8,2 доллара, а льготный - 4,3 доллара. Трамвай в Мельбурне захватил первенство совсем недавно, до этого лидером являлся Санкт-Петербург. В австралийском городе суммарная длина всех путей составляет 250 километров. Тут есть 28 маршрутов, на которых расположено 1773 остановок. Всего на маршрут выходит 487 трамваев, которые ежегодно перевозят 180 миллионов человек. В столице штата Виктория впервые этот транспорт появился в 1885 году, при этом с 1906 года тут появились уже электрические составы. Сегодня Мельбурн уже невозможно представить без трамваев. Это и главный городской общественный транспорт, и основная туристическая достопримечательность. Интересно, что на маршруты наравне с новейшими вагончиками выходят и старинные образцы, выполненные 60 и более лет назад. Чтобы еще больше привлечь туристов, кольцевой маршрут №35, идущий вокруг делового центра, сделали вообще бесплатным. Есть в Мельбурне и уникальный трамвай, который представляет собой ресторан на колесах. В нем любой желающий может перекусить во время своей поездки, любуясь городскими пейзажами.

Трамвай для узких крутых улиц (Лиссабон, Португалия). Билет в один конец стоит тут 2,85 евро, а приобрести его можно внутри трамвая. Внешний вид города просто кричит о том, что тут трамвайно сети не место. Ведь Лиссабон славится своими извилистыми улочками и крайне крутыми подъемами и спусками. Тем не менее город уже больше века доказывает обратное. С 1873 года по его улицам стала ходить конка, а в 1901 году появился тут и электрический трамвай. Специфика столицы Португалии была изучена инженерами. Специально для Лиссабона были разработаны особы вагоны. Они находятся в строю до сих пор. Сами вагоны четырехколесные. В задней и передней части установлены специальные противовесы. Они помогают "сгладить" крутую местность. В итоге трамвай движется довольно медленно, но зато и безопасно. Да и к чему спешить? Ведь такой ритм вполне соответствует самому городу. Сегодня в Лиссабоне действует 5 трамвайных маршрутов. Самый известный из них - №28, который связывает между собой районы Эштрела и Алфама. Поездка этим маршрутом лучше всего позволяет окунуться с головой в мир никуда не спешащего Лиссабона.

Иерусалимский скоростной пуленепробиваемый трамвай (Израиль). Проезд в трамвае Иерусалима обойдется в 1,8 для обычных пассажиров и вдвое дешевле для льготных категорий. Эта линия является одной из самых молодых в мире. Официально она открылась только 19 августа 2011 года, связав гору Герцля и район Неве-Яаков. Длина маршрута составляет 13,8 километров, но ее планируют увеличить до 24 километров. Линия проходит практически через весь в город, пересекая в том числе и спорные территории. Специально для этого городского трамвая в Иерусалиме был возведен подвесной мост Арфа Давида. Сантьяго Калатрава смог создать подлинный шедевр современной архитектуры и инженерии. Вагоны и локомотивы были закуплены во Франции. В результате городской трамвай мало чем отличается от того, что можно увидеть в Европе. А вот внутреннее убранство совсем другое, учитывается местная специфика. Так, двери вагонов сделаны пуленепробиваемыми, а двигатели расположены внутри особого кожуха. Он оберегает сердце трамвая от взрывных устройств. Остановок на маршруте 23, каждая из них объявляется с учетом местной специфики сразу на трех языках - иврите, арабском и английском.

Калькуттский трамвай (Индия). Трамвай в Калькутте является одним из символов английского пребывания и владычества тут. Проезд стоит 0,6-0,1 доллар и зависит от класса вагона и от расстояния. Желающим прокатиться на этих памятниках английского могущества надо помнить, что вагоны бывают разными, отличаясь не только классом, но и количеством пассажиров. Когда-то давно трамваи ездили по улицам Нью-Дели, Мумбаи, Патны и других городов. Но на сегодня лишь в Калькутте сохранился этот вид транспорта. При этом он довольно развит - в городе существует 29 линий. Первые трамваи появились тут в 1880 году. Они ходили или на паровой тяге, или являлись обычными конками. В 1902 году в Калькутте появился и первый электрический трамвай, который стал первым такого рода вообще во всей Азии. Тот подвижной состав, который до сих пор используется Калькуттской трамвайной компанией, был закуплен в Великобритании еще до момента обретения Индии независимости. Вагоны являются полностью аутентичными, что послужило причиной их сильного износа. В итоге с середины 1990-х на многих маршрутах вместо трамваев появились автобусы. Некоторые линии были либо вообще закрыты, либо стали реконструироваться. Хотя у трамвая в Калькутте и немало проблем, из города он в ближайшее время исчезнет едва ли.

Береговой трамвай в Бельгии самая длинная трамвайная линия в мире, проходит вдоль бельгийского побережья Северного моря.

История Берегового трамвая

Береговой трамвай в Бельгии появился как железная дорога с шириной колеи 1000 мм между городами Остенде и Ньивпорт в 1885 году, позже, в 1890 году была достроена часть Остенде — Кнокке. Дорога использовалась, в основном, для пассажирских перевозок. В 1912 году дорога была полностью электрифицирована постоянным током на 600 вольт, с этого же времени её можно рассматривать как трамвайную линию. В годы войны дорога пришла в упадок и просуществовала в таком состоянии до 70-х годов, когда была проведена масштабная реконструкция.

Существует проект продления маршрута до Брескенса в Нидерландах и Дюнкерка во Франции, однако даже приблизительные сроки его воплощения неизвестны.

Характеристика береговой трамвайной линии

Длина линии берегового трамвая - 67 километров (в некоторых источниках указано - 68 километров). Центром всей системы можно назвать Остенде.

Часть пути находится на выделенном полотне и напоминает железнодорожную линию, часть путей находится в одном уровне с автодорогой и выглядит как обычный трамвай. На пересечении с автодорогами стоят автоматические шлагбаумы, закрывающиеся при проезде трамваев.

Интервал движения - от 15 минут до 1 часа. Трамваи следуют строго по расписанию, а на остановках вывешены табло, информирующие о приходе ближайшего трамвайного поезда.

Депо трамвая находятся в городах Де-Панне, Остенде, Кнокке.

Остановки Берегового трамвая

Всего на маршруте 69 остановок, поездка по всей линии занимает 2:21.

Крупнейшие населённые пункты и остановки в них:

  1. Де-Панне
  2. Коксийде
  3. Остдюнкерке
  4. Ньивпорт
  5. Ломбардсийде — Вестенде
  6. Мидделкерке
  7. Домейн Раверсийде
  8. Остенде
  9. Бредене
  10. Де Хаан
  11. Вендуине
  12. Бланкенберге
  13. Зеебрюгге
  14. Хейст
  15. Кнокке

Начиная с 2013 года по Санкт-Петербургу курсирует специальный экскурсионный ретро-трамвай. Этим увлекательным и необычным видом транспорта уже сумели воспользоваться сотни петербуржцев и любознательных гостей города. Этот скромный по размерам вагон, но невероятно милого вида радует горожан уже который сезон подряд. Вполне вероятно, что такое хорошее начинание станет доброй традицией в городе на Неве.

Сам вагон был изготовлен еще в довоенное время, и когда он движется по городу, то неизменно привлекает к себе взоры прохожих, вызывая улыбки на их лицах и естественное желание его сфотографировать. Как правило, ежедневные поездки на таком трамвае начинаются 18 апреля, а заканчиваются 2 ноября. Чтобы сохранить такую старинную технику, трамвайное депо решило отказаться от зимних поездок. К тому же туристы не так часто приезжают с Санкт-Петербург зимой.

Надо сказать, что маршрут такого трамвая сориентирован главным образом на гостей города, поэтому они с большим удовольствием любуются городскими достопримечательностями через окна ретро-трамвая. А по дороге гиды с увлечением рассказывают об истории развития транспорта в Санкт-Петербурге. Маршрут этого трамвая проходит от Васильевского острова, затем он следует к Тучкову мосту, затем по Петроградскому острову и к Троицкому мосту, а далее движется по Садовой улице вплоть до площади Тургенева, на которой он разворачивается и отправляется в обратный путь.

Трамвай отправляется в путь от Среднего проспекта на Васильевском острове, остановка возле музея Городского Электротранспорта. Кстати, интересующиеся также могут посетить этот музей. До площади Тургенева трамвай движется со всеми остановками, так что на него можно подсесть в любом месте по маршруту следования.

Буквально до недавнего времени Санкт-Петербург считался чуть ли не самой трамвайной столицей мира, но в последнее время отдал свою пальму первенства Мельбурну. Но все же и до сегодняшнего дня в городе имеется несколько интереснейших маршрутов, прокатившись на которых, можно за символическую плату познакомиться с замечательными местами северной столицы.

Маршрут № 36. Единственный на сегодняшний день городской трамвай, следующий до пригорода Санкт-Петербурга. Любой петербуржец или гость города может сесть на этот трамвай на Оборонной улице и, проехав, почти 20 километров, минуя по пути множество остановок, сойти на конечной остановке в самой Стрельне. А дальше можно пройти и посетить русский Версаль. Кстати, маршрут трамвая №36 проходит по Ораниенбургской электролинии протяженностью 66 километров, которая по праву считается самой первой в городе линией пригородного сообщения.

Маршруты №5 и №6. Один из них следует с острова Голодай на Волковское кладбище, а второй – с этого же острова на Красненькое кладбище. Дело в том, что благодаря этим давним маршрутам в блокадном Ленинграде даже бытовала такая фраза – «поголодаю и на кладбище». Такой вот черный блокадный юмор. Хотя, вы сейчас вряд ли найдете на карте города остров Голодай, поскольку этот остров, находящийся в дельте Невы и входящий в состав Василеостровского района, носит название острова Декабристов. Однако, начиная с 1775 года у него было другое название – Галладай, и только позднее и вплоть до 1926 года местные жители упрощенно называли его Голодай.

Маршрут №77. Считается самым длинным маршрутом в городе. Следует от проспекта Солидарности и до самого своего кольца на улице Коммуны. Длина его маршрута составляет целых 23 километра. По пути своего следования минует два моста – мост Александра Невского и Володарский. Так что по пути можно осмотреть множество прекрасных зданий и исторических мест.

Маршрут №3. Считается самым коротким маршрутом в городе, его протяженность составляет всего лишь 2,5 километра, а по пути он делает всего лишь 7 остановок. Но зато по пути своего следования от площади Репина до Сенной площади он провозит пассажиров по очень интересной исторической части города.

Занимательные факты о трамваях мира.

С амые старые трамвайные вагоны (1893 года), всё ещё используемые в нормальной эксплуатации — вагоны № 1 и 2 трамвая острова Мэн. Работают они на загородной линии Douglas en Ramsey длиной в 28,5 км.

С амую длинную поездку на трамвае можно совершить в Германии, проехав из Крефельда, вернее, его пригорода, в Виттен. Протяжённость поездки составит 105,5 км, на преодоление этого расстояния уйдёт примерно пять с половиной часов, при этом придётся восемь раз совершать пересадку.

С амый длинный трамвайный маршрут без пересадок — Береговой трамвай в Бельгии. На этой линии в 67 км имеется 60 остановок. Также существует линия из Фройденштадта в Эринген через Карлсруэ и Хайльбронн протяжённостью 185 км.

С амая крупная трамвайная сеть в мире находится в австралийском Мельбурне.

С амая северная трамвайная система в мире расположена в Тронхейме.

С амая южная трамвайная система в мире расположена в Крайстчерче (43° ю.ш.).

С амая восточная трамвайная система в мире расположена в Окленде

С амая западная трамвайная система в мире расположена в Порттленде.

С амые крутые уклоны, преодолеваемые трамвайными вагонами самостоятельно, без посторонней помощи (классическая адгезионная система, сцепление стальное колесо — стальной рельс, вагон движется только при помощи собственных двигателей) находятся в Лиссабоне

С амый крутой уклон, преодолеваемый трамвайным вагоном с посторонней помощью в виде фуникулёрной тяги находится в Триесте. 800-метровый участок линии с перепадом высоты 158 метров. Трамвайные вагоны для спуска и подъёма пристыковываются к специальному вагону фуникулёра и опираются на него во время движения.

Занимательные факты о трамваях бывшего СССР и России.

С амая протяжённая трамвайная сеть расположена в Санкт-Петербурге. Её общая протяжённость составляет 440 км, имеется 42 маршрута. Самый длинный маршрут — 36-й, около 25 км. Прежде рекордсменом по протяжённости трамвайной сети была Вена. Трамвайная сеть Санкт-Петербурга занимает 4-е место в мире по протяженности трамвайных путей.

С амая наименьшая трамвайная система на территории бывшего СССР - трамвай посёлка Молочное.

С амый маленький город России, в котором есть трамвайное движение, — Волчанск Свердловской области России.

С амым северным трамваем в мире был архангельский (вплоть до своего закрытия в 2004 году).

С амые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты — встречные кольцевые маршруты в Казани, имеющие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут.

С амые крупные города России и Европы, где нет трамвайных систем -Воронеж, Тольятти и Тюмень, а на территории бывшего СССР - Баку, Тбилиси, Ереван.

С амый крутой уклон на трамвайной линии в России находится в Усть-Катаве. По этому уклону в процессе испытаний проезжают все трамвайные вагоны, выпускаемые Усть-Катавским заводом.

С амыми старыми трамваями в регулярной пассажирской эксплуатации на всей территории бывшего СССР были евпаторские вагоны Gotha T57 и Gotha B57 (1957 года выпуска).

С тарейший линейный трамвайный вагон России работает в Ижевске — это Tatra 3SU № 2213 1968 года выпуска.

С амые сложные в мире трамвайные перекрёстки на все 6 (точнее, 12) направлений находились в Санкт-Петербурге на Васильевском острове (демонтирован в начале 2000-х гг.) и в Казани на углу улиц Татарстан/Тукая (частично демонтирован в 2011 г.).

С амые новые трамвайные системы России и СНГ - Черемушкинский (1991) и Молочненский (1989) трамваи, Старооскольский (1981), Мозырский (1988) и Усть-Илимский (1988) скоростные трамваи.

С еть Житомирского трамвая на протяжении XX века постоянно сокращалась и уже более 40 лет работает как единственная сохранившаяся линия, не имеющая маршрутного номера.

А знаете ли Вы, что…

А страханский трамвай был открыт 24 июня 1900, раньше, чем в Астрахань пришла железная дорога.

Б лиже всех к Северному полюсу находится трамвайная линия в Усть-Илимске протяженностью 16 километров. С 1991 года по ней ходит самый северный в мире трамвай. Трамвайная линия соединяет город с лесным комплексом.

В 1872 году была построена первая линия конки в Москве.

В Европе прототипом первого трамвая стала машина, которая была создана немецким инженером Эрнстом Вернером Фон Сименсом. В 1879 году машина была использована на Германской промышленной выставке, которая проходила в Берлине.

В России конка появилась в Петербурге в 1860 году, сначала как грузовая, связавшая 17-ю линию Васильевской: острова со складами биржи.

В 1866 году начали действовать три пассажирские линии — Невская, Адмиралтейская и Садовая.

В начале 1880-х годов конка была в Одессе, Харькове, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону.

В 1883 году впервые электропитание трамвая было осуществлено через воздушный контактный провод, как у современных трамваев.

В 1892 году в Киеве началось трамвайное движение.Строил его инженер А.Е. Струве.

В Санкт-Петербурге (1894 г.) ходил ледовый трамвай, потому, что шпалы и рельсы для него прокладывали прямо на замерзшую Неву.

В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs — помесь трамвая и парома.

В Москве первые трамваи появились в 1899 году.

В Петербурге первые трамваи появились лишь в 1907 году.

Во Франкфурте-на Майне с 1960 года действует детский трамвай.

Д анное средство передвижения стало по-настоящему удобным лишь в 1852 году. Именно в это время французский изобретатель Альфонс Луба создал специальные рельсы, которые утапливались в полотно дороги.

К рылатое выражение «метр с кепкой» ведёт своё происхождение также из трамваев. Проезд на трамвае раньше был бесплатен для детей, однако бесплатный проезд для детей существовал не по возрасту, а по росту. Бесплатно могли ездить дети, рост которых был меньше 1 метра. Из-за возникновения споров относительно того, каких детей следует считать маленькими, было принято решение провести в вагонах при входе горизонтальные линии на высоте одного метра. Дети, которые имели рост ниже данной черты, считались маленькими; если рост выше данной черты — проезд был уже платным. Не желающие платить за проезд родители заявляли кондуктору, что рост их ребёнка меньше метра, но визуально кажется большим за счёт головного убора. Отсюда и пошло выражение «метр с кепкой».

Р язанский трамвай — единственная трамвайная система в бывшем СССР, открытая в городе на 14 лет позже троллейбуса.

П ервым изобретателем электрического трамвая стал Фёдор Пироцкий. Именно Пироцкому в 1880 году удалось успешно продемонстрировать первый в России вагон конки на электрической тяге.

П ервым прототипом трамвая стала так называемая конка. Она представляла собой закрытый или открытый экипаж, который тянула за собой по специальной железной дороге пара лошадей. Самые первые конки появились ещё в 1828 году в Америке.

Р ига и Даугавпилс, единственные города бывшего СССР, где у трамвая штанговый токоприёмник.

Т рамвай Ростова-на-Дону - единственный в СНГ имеет европейскую колею Стефенсона (1435 мм), а трамваи Калининграда, Пятигорска, Львова, Винницы, Евпатории, Житомира и Молочного - узкую колею (1000 мм).

Материал использован с сайтов: