Россияне среднего достатка на своей машине в Швеции. Запрещено все, что не разрешено: как живется автомобилисту в Швеции

Доброго времени суток, дорогой читатель!

Продолжаю делиться с Вами своими впечатлениями от своего летнего трипа по Скандинавии на машине, про Финляндию я уже рассказала, про переправу на круизном лайнере Silja line тоже, настала очередь поведать Вам свои впечатления о Стокгольме и его окрестностях.


Итак, Стокгольм. Ветреная столица Швеции, страны, которая ассоциируется с сырами, часами, богатством и...станками которые есть или были практически у каждого (ох уж эти шведские стенки)))).

Сам по себе этот город достаточно приятный, даже дотягивает у меня на 4 звезды (а вплане отзывов на путешествия я всегда строгий критик стран, городов и сел ибо путешествовала много, благо повезло, соответственно видела многое и планочка высока

♠♠♠ Цены в Стокгольме кусачие. Очень кусачие. Все дорого: еда, одежда, бензин, парковки. Поэтому ехать сюда нужно с немаленьким запасом деньжат и быть готовым все их там и оставить

Но я бы не сказала, что там сильно дороже, чем в Хельсинки, но вот по сравнению с Копенгагеном....второй сильно выигрывает по выгодности, но об этом в следующем, заключительном, отзыве

Гастрономия если честно тоже не впечатлила.

Много красной рыбы, но ею я наелась еще в Финляндии. Пресно и скучно, даже расписывать не буду


Почти в каждом европейском городке есть понятие "старый город ", Шведы пошли чуть дальше и подгоняют под границы "старого города" почти весь Стокгольм. Знаю это потому что общалась там с женщиной - давней знакомой семьи - которая мигрировала в Швецию лет этак двадцать назад.

Но есть еще "старый старый город ", его отделяет река с железной дорогой:





Больше всего у меня фотографий именно с этого ракурса, так как это самый красивый вид, который можно найти в Стокгольме. Так что давайте еще парочку фото





Фух, остановлюсь все-таки на этом

❖❖❖ Итак, давайте перейдем к вопросу транспорта .

Общественный транспорт жуть какой дорогой. Однажды угуляв пешком далеко-далеко от гостиницы нам стало лень идти обратно пешком и решили мы прокатиться на метро, благо, всего три остановки по прямой. И сколько же нам стоил 1 билетик на 1 поездку? 200 рублей, Карл! . То есть 400 рублей за двоих. Ужас.

Такси так же очень дорогое удовольствие, метро все-таки дешевле, но точных цен уже не вспомню.

Собственная машина . Конечно же удобнее всего перемещаться на своей родненькой машине. Но и тут трудностей-сложностей.

Немного о неприятностях

Случилась со мной в Стокгольме так же одна беда.

В день когда нам надо было уезжать в Данию я пошла относить в машину кое-какие вещи. *Тюк-тюк* а машина не открывается. Заблокировалась. С ключа тоже не открывается. Шок, паника, печаль .

Выяснилось, что сел аккумулятор . Приезжаю я такая из Москвы с Стокгольм и у меня садится аккумулятор, прям счастье привалило Но мне повезло - мимо проходил какой-то муждик с полной тележкой проводов. Пересказывать долгий диалог не буду, но суть была в том, что он предложил помощь, помог вскрыть машину и предложил дать прикурить. Одна проблема, нет "крокодилов" чтобы прикурить аккумулятор.

Отлично. Вызов принят.

В конце этой гигантской парковки я нашла мото-сервис. Английский я знаю хорошо, но вот автомобильная терминология - не мое. (Видели бы вы лицо мужика когда я говорила ему I need crocodiles и делала уточку руками )

В итоге мне одолжили под честное слово эти несчастные провода, я "прикурила" от машины этого мужичка с тележкой проводов и благополучно поехала. Сказать, что мне дико повезло - ничего не сказать.

________________________________________________

Итак , что-то я уж сильно углубилась в автомобильный вопрос.


В современной части города наибольшее впечатление на меня произвел вот этот вид. Это торговая улица, но я бы не сказала, что она изобилует интересными магазинами.


Самое мое любимое приобретение в Стокгольме - шляпа . Там в таких ходят практически все и я не смогла удержаться.

Внимание, если вы блондинка, да еще и в такой вот примерно шляпе - будьте готовы к тому, что вас примут за местную и постоянно будут пытаться пообщаться с вами на Шведском



Потому что он ничем не запоминается. Он, с вашего позволения, абсолютно тривиальный. Да, есть симпатичные домики, какие-то достопримечательности, но как-то ну ничем меня этот город не зацепил.

Плюс погода . Она ужасна. Холод, ветер, то дождь то солнце. Вроде бы июль, а мне холодно в кожаной куртке. Грустно.


И в конце немного расскажу о местных дорогах. Они просто обалденные. Разгоняться на них можно на любую скорость, ни одного "ДПСника" я ни разу не встретила.


По пути в Данию постоянно открываются какие-то потрясающие виды. Бесконечные озера, леса, степи, всем любоваться - одно удовольствие.

Швеция, вроде бы и недалеко от России находится, особенно от Санкт-Петербурга, но очень малоизвестная страна. Мало кто из жителей знает шведские города кроме Стокгольма, Мальмё и Гётеборга. Причем многие из знающих ограничиваются первыми двумя городами. Также многие наверняка были в Стокгольме (туда ведь очень просто попасть на пароме из Санкт-Петербурга, правда в остановкой в Хельсинки). Но буквально единицы бывали в этой стране севернее Стокгольма.

Мы, собираясь в путешествие по Норвегии, долго искали любую информацию о дорогах Швеции, о заправках, возможностях перекусить, о ценах. Информации ноль.
Даже карта Гугл как-то странно позиционирует Швецию: озера вроде отмечены, а леса начинаются прямо на границе с Норвегией. В общем, поехали мы вслепую. Ощущения были, как в глубинку Китая в 2010 году, когда еще не было популярных сегодня систем бронирования отелей, билетов, а также фотобанков. Вот со Швецией в 2015 году примерно тоже самое)))
Наш маршрут проходил от Стокгольма в провинцию Даларна, через озеро Сильян (про него немного было инфо - оно одно из крупных и значимых в Швеции), через горнолыжный курорт Идре (Idre) к границе с Норвегией. В общей сложности 500 км пути от Стокгольма. С одной ночевкой почти у границы, чтоб передохнуть (ехали с полугодовалым ребенком).
Итак,
1. Дороги в Швеции очень хорошие, бетонные, аккуратные, ровные. разрешенная скорость 110 км в час:

Небо красивое, северное, низкое, питерское. Очень много красок. Особенно в августе: желтые поля, голубое небо и обязательно красные домики. Из придорожной еды - встречаются "ларьки" с МакДональдс (шведы его прям очень любят) и такие же домики с вывеской "тайская еда на вынос!!!". Тайскую еду тут тоже предпочитают, как оказалось

2. На дороге много камер, перед ними обязательно стоит знак. Камеры реально фотографируют. Сверху на правом верхнем фото у нас получилась перекрестная фотосессия.

3. Когда выезжаем от Стокгольма по пути почти каждые 5 км заправки и торговые центры: Икеа, К-раута. Вот так выглядит заправка. Рядом обязательно магазинчик, кафе с едой и места для пикника (столики под крышей). Топливо стоит как в Финляндии и Норвегии!!! Практически одинаково. Мы заправились по 12,85 SEK (шведская крона), что при курсе 7,8 рублей получилось 100 рублей. К оплате принимают карты.
Закуски на заправке стоят 30-60 sek. Вполне можно наесться, перекусить. Там же есть салаты, кофе стоит 25 sek.

Вот так выглядит придорожный атлет, это уже куда дальше от Стокгольма:

А эта огромная лошадка - символ Швеции. И производится она как раз в провинции Даларна. Далекарлийская лошадка или Даларнская лошадка (Dalahäst) — стилизованная деревянная фигурка, игрушка. Традиционно фигурка лошадки вырезается с соединёнными ушами и без хвоста. Окрашивается в красный цвет. Первые упоминания о ней датируются примерно 1650 годом. А в 1937 году на Всемирной выставке в Париже красная деревянная лошадка стала популярным шведским сувениром.
В 1999 году в Дала-Парне был открыт музей далекарлийских лошадок из более 150 собранных экспонатов со всех уголков Даларны.

На фото - самая большая статуя лошадки. Она была установлена в 1989 году около города Авеста. Высота этой «игрушки» составляет 13 метров, а весит она более 65 тонн. Наибольший интерес к гигантской лошади проявили американцы из штата Миннесота — они купили чертежи и право на строительство копии статуи. Единственным условием со стороны шведов было ограничение размера — американский аналог не должен быть выше шведского. Сейчас таких лошадей высотой примерно до 9 метров предостаточно в США.

4. По пути встречаем очень много машин с прожекторами на крыше. Долго думали и гадали, зачем это? остановились на объяснении, что прожекторами отпугивают диких животных, лосей по ночам. Дороги по большей части не многолюдны.
По пути проезжаем много озер, рек и мостов:


Сосновый лес по обоим сторонам дороги:

5. Интересные туристические городки на этом маршруте:
Раттвик (Rättvik) - это курорт на берегу чистейшего озера Сильян (Siljan). Мы проезжали очень уютные с виду кемпинги и центр отдыха туристов:

Второй городок - Мура или Мура (Mora). Мы в нем даже сделали остановку. Погулять, полюбоваться шведской жизнью. Но там все закрыто, людей нет., потому что выходной. А так как у нас не было шведских крон, а только норвежские и евро, мы не смогли ни купить кофе, ни заплатить за парковку. Поэтому продавец непроданного кофе показал нам парковку бесплатную, за углом.

Классическая Швеция:

Поглядите, сколько черных птиц на красных крышах:

Шведы любят раритетные автомобили. Может, это автомобиль выходного дня?

За пару минут мимо проехали 2 штуки. Дом один и тот же на заднем фоне:

Еще шведы любят Теслу, как и норвежцы, собственно. Их там много, каждая 10я машина проезжающая.

Фонтан в микрогородке Мора. Численность населения всего 11 000 человек:

Пешеходная улица в Старом городе:

Церковь, построенная в XIII веке и освящена в честь Архангела Михаила:

Много всевозможных скульптур. В целом, приятный городок:

Недалеко от Моры находится резиденция шведского Деда Мороза - Томтенланд . Нам туда было еще рано, но судя по описанию, интересное местечко для детей и взрослых. На территории резиденции находится дом Деда Мороза, мастерская, жилища его волшебной челяди – фей, гномов, эльфов, тут же обитают тролли. Есть стойло и пастбище для северных оленей. Открыта для посетителей резиденция круглый год (в отличии от Лапландии), детям разрешается делать все что угодно, даже топтать газоны и рвать цветы. Здесь можно посмотреть на дома троллей, заглянуть в окно Снежной Королевы, и передать свою записку с пожеланиями прямо в руки Деду Морозу.

Также в этом районе рекомендуется посетить открытую сцену, высеченную в скале в заброшенном карьере. Далхалла (Dalhalla) – это место, которое очень интересно смотрится с шикарной акустикой, которая вполне подойдет для хора ангелов. Здесь регулярно проводятся концерты оперных исполнителей.



После Мору началась просто дорога. Вроде интересная, но через несколько десятков км уже скучная. Природа какая то интересная. Едешь, поднимаешься в гору, а на горе равнина, то есть нет пиков. Как будто земля идет слоями. На верхней равнине также озера и реки. Потом поднимаешься на следующий ярус, и снова равнина. А вниз смотришь, ты действительно на горе, внизу верхушки деревьев. Как-то непривычно.




Приближаемся к Норвегии.
На границе - последний шведский пикник.

И вот такое вот красивое озеро:



Вот так выглядела заправка на границе (белая колонка). Но дизеля не было. заправлялись уже в Норвегии. Цены такие же, как в Швеции.



Граница Швеция - Норвегия.
Сразу после границы дороги более оживленные. Много туристов из Норвегии, Нидерландов. Норвежцы очень взрослые и ухоженные. Бабушки за 60 лет с красным маникюром, при макияже. Не видим молодежи, на заправке работает дедуля лет 90.

На обратной дороге нам не повезло с погодой, ехали в дождь.


Обратно мы ехали из Осло через Карлстад и Эребру в Стокгольм с ночевкой в Эребру. Путь 530 км, дороги снова скоростные, широкие. На границе со Швецией нас наконец-то встретил дождь. Сильнейший ливень. Помыли машину. Но очень уж скоро он кончился и опять ясное небо с красивыми облаками. Кстати, в Норвегии нет таких облаков. Небо Норвегии высокое и похоже на Владивостокское, в то время как Швеция - чистый Петербург.




А так как мне самой понравился формат добавления фактов о новой стране, то -

Несколько фактов про Швецию напоследок:
1. В Швеции была изобретена компьютерная мышка.
2. Шведы не очень любят готовить дома, поэтому они часто устраивают семейный поход по пиццериям, бургенкингам и макдональдсам. Швеция может похвастать наибольшим количеством фаст-фуд ресторанов Макдональдс в Европе.
3. "Шведский стол" (smorgasbord) был изобретен столетия назад. Когда приезжали гости, вся еда подавалась сразу, в больших мисках. Тем самым хозяева избавляли себя от лишних церемоний, высвобождая время для общения.
4. Шведы — долгожители. Средний возраст жизни составляет 80 лет. Зачастую это связано с размеренным, бесстрессовым образом жизни и экологией.
5. С 1986 года Шведам при рождении дают фамилию матери, а не отца.
6. В многоквартирных домах не принято иметь собственную стиральную машинку. Связано это с тем, что в домах ТСЖ существует специальная стиральная комната, в которой по записи можно постирать, посушить и погладить бельё. Это сделано для экономии электроэнергии.
7. Впервые идея детских автокресел появилась в Швеции в начале 1960-х годов. Маленьких пассажиров предлагалось перевозить спиной против хода движения.
8. ABBA остается одним из самых популярных музыкальных коллективов мира. Ежегодно продается 2-3 млн дисков. Кроме них Швеция дала миру такие поп-группы как The Cardigans, Roxette, Ace Of Base и др.
9. Для мотоциклистов и велосипедистов построены отдельные дороги, чтобы оптимизировать транспортное движение. И ни один швед не заедет на зелёные растения.
10. В Шеции самый высокий процент работающий мам в развитых странах мира — около 76%.
11. Стокгольм — единственная столица в мире, над которой разрешаются полеты на воздушных шарах.

12. Наиболее популярным шведским сувениром является дорожный знак, предупреждающий о возможности встретиться с лосем на дороге. Каждый год огромное количество этих знаков воруется со шведских дорог.

13. В Швеции проживает более 300 000 человек, имеющих фамилию Карлссон.
14. В Швеции не принято после окончания школы сразу поступать в ВУЗ. Как правило, выпускники сначала начинают жить отдельно, идут работать, а через пару лет только поступают в университет.
15. На протяжении 60 лет с 1850 по 1910 год более 1 млн. шведов мигрировало в США. А это простите 10% населения страны.

16. Швеция – одна из самых щедрых стран мира. Вот уже несколько лет подряд пожертвования бедным странам превышают 1% от ВВП. Это абсолютный мировой рекорд.
17. 42% парламентариев Швеции – женщины! Это мировой рекорд по количеству женщин-законодателей.
18. В Швеции принят закон, по которому к 2025 году страна полностью откажется от бензина и перейдет на биотопливо.

19. Шведские изобретатели получили патентов больше, чем изобретатели любой другой страны Европы.
20. В Швеции в 1857 году были изобретены и первые тренажеры для бодибилдинга. Одним из первых импортеров "физкультурных аппаратов" стала Россия: их заказала себе царская семья и представители высшего света.

21. Используемые нами спички изобрел в 1844 году шведский изобретатель Густав Эрик Паш.

22. Королевский дворец в Стокгольме - самый большой из ныне используемых дворцов мира (более 550 комнат).

23. Около 80% систем теплоснабжения Швеции базируются на возобновляемых энергоресурсах, большая часть которых приходится на древесные топлива и бытовые и промышленные отходы.

24. В Швеции много интересных туристических объектов. Здесь был построен первый ледяной отель, который отстраивают каждую зиму заново. Есть отель на дереве со всеми удобствами. Отель Utter Inn находится под водой - гостей привозят туда на лодке. А первый в мире хостел-самолет появится в аэропорту Стокгольма. Хостел разместится в корпусе Boeing-747, припаркованного на вечную стоянку поблизости от входа в аэропорт Arlanda.

Добавлено активными читателями и комментаторами:
25. Не давно (в 2016 году) в Швеции разработали бесцветную древесину. Ученым удалось удалить цвет ее!!!
26. В Швеции запрещена проституция, но уголовную ответственность несут не ночные бабочки, а клиенты.
27. В Швеции при покупки ТВ обязательно надо покупать лицензию на просмотр телевизионного контента. Если есть ТВ, но нет лицензии, ты - враг народа. На тебя обязательно стукнут соседи, у которых на окнах зеркальца стоят для подглядыванием друг за другом и за тем, что происходит на улице.
28. В шведских домах нет ни у кого люстры в комнате, не любят такое центральное освещение. Имеют в доме одни настольные светильники и любят их ставить на окна.
29. если в Швеции стройка идет на бюджетные средства, то любой желающий может записаться на экскурсию и посмотреть-проконтролировать, как идет строительство. А также запросить, как расходуются бюджетные средства на данном строительстве.
30. Еще шведы могут настучать и снять с должности чиновника, если тот использовал служебный транспорт в личных целях (поездка за город, в магазин или с супругой в театр). Служебный автомобиль только по работе и в рабочее время! Как страшно там оказывается жить!!!)))
31. Швеция 200 лет ни с кем не воевала
32. Декретный отпуск в Швеции один из самых длинных в мире – 480 дней. Его можно брать частями: помесячно, понедельно, посуточно и даже по часам. Как и в России, уйти в отпуск по уходу за ребенком могут и мужчины, и женщины. НО!!! Как минимум два месяца сидеть с малышом должен отец. В противном случае семья просто теряет эти 60 дней оплачиваемого отпуска. Поэтому не удивляет такое количество мужчин с колясками в Швеции.

Дополнительно о поездке в Норвегию:

Про Швецию:






Часть 11, заключительная

Олег:

Три дня в Стокгольме я предварительно распределил так – «Скансен», «Том Титс Эксперимент», метро и Гамла Стан. Какие то серьёзные музеи в 5,5 лет явно не вызовут интереса, а хотелось сделать интересно всем. Подробнее я не планировал. Возможно потому, что города вообще в данной поездке были делом побочным, приложением к главному блюду – Природа Норвегии! Значит особого энтузиазма они у меня не вызывали, спланировал по минимуму.

Этот день посвящён Скансену, который кроме того, что это этномузей под открытым небом, также является Аквариумом и зоопарком. Но сначала надо получить Стокгольмскую карту (СК), дающую право бесплатного проезда в транспорте и посещения музеев. Но ещё раньше – завтрак. Шведский завтрак не как система, а как процесс насыщения аутентичными Швеции блюдами, весьма непривычен. Скажем так – только процентов 10 от предлагаемых блюд мне показались съедобными. День-два так провести можно, но, к примеру, неделю… Увольте. Особенно «впечатлили» порезанная дыня, явно лежащая так не один час, и количество граждан, потребляющих «птичий корм», т.е. разного вида семечки, причём, в отличии от мюсли, именно семечек, а не хлопьев. Максимум – польют слегка из тюбика каким то содержимым и сидят, «клюют». И это весь завтрак! Ну и, конечно же, кофе! Сомнительный коричневый напиток, оставляющий неприятное послевкусие, имеющий единственный плюс – наличие кофеина. В общем – сомнительное это дело, завтрак в шведских гостиницах. Впрочем – вкусы у людей могут быть разными, тут я ничего не утверждаю, знаю только, что жена и дочка в целом имели то же мнение!

Ладно, не завтракать же приехали. Едем за СК в Культурхусет. Это организация в некоем торговом центре, носящая имя Kulturhuset, т.е. Дом Культуры, ДК! :) Вот я и спрашивал у всех, как пройти к этому Культурхусет. Никто не знал, что характерно! Мы замучались его искать. В итоге – карта была таки получена. И, кстати, появилась возможность провести эксперимент – выгодна ли её покупка, если вы не посещаете кучу музеев. Я не рассказывал? За свою карту я заплатил в Москве, вечером. Получив подтверждение оплаты. я решил, что за СК для Иры я заплачу завтра, или в другой день, а сейчас всё, сил нет, спать пора. Но, увы, в дальнейшем мне не удалось её оплатить – сначала не появлялась скидка для членов клуба IKEA Family, потом, когда появилась, не принималась к оплате ни одна из 3 карт! Так и не получилось оплатить её в связи с какими то глюками. Забегая вперёд скажу – да, СК выгодна, причём не на 10 рублей!

Уже на трамвае №7 до Скансена ехал бесплатно, а билет 44 sek! Хотя, там мы встретили кондуктора, благодаря которому и Ира проехала бесплатно! Впрочем, думаю, что она сама расскажет более подробно, очень уж её вся эта ситуация вдохновила и впечатлила. Читайте её, действительно интересно!

Скансен хорош. Не в смысле снисходительно так «Ну ничо, ничо...», а в смысле очень и очень хорош! Интересные экспонаты или занятия найдутся для любого возраста. Нам всем, к примеру, понравились лемуры, маленькие цветные лягушки (Варька потом всё с их скульптурами фоткалась).

Страна: Швеция
Длительность: 13 дней
Сезон: Новый Год
Кол-во отелей: 2
Car rental: своя машина
Автопробег: 4000 км

Швеция — сердце Скандинавии. Она смогла сохранить нейтралитет с оглядкой на Германию в двух мировых войнах и не прогадала — в Швеции вся архитектура осталась нетронутой, во время войн был подъем экономики, и страна пошла по своему, демократическому «шведскому пути» развития. Помимо прекрасных архитектурных памятников, по-настоящему безопасных европейских дорог, заботливо охраняемой природы, есть в Швеции и горнолыжные курорты. Самый крупный из них — Оре (или Are в шведском написании) находится в центре Швеции, в 635 км от Стокгольма.

Подготовка к поездке из Москвы в Оре

Поездка в Оре состоялась на новогодние каникулы 2012 года, подготовка к маршруту началась за 2 месяца до.

Если по дороге захочется культурной программы, то самые интересные города — это Турку (бывшая столица Финляндии), Стокгольм (столица Швеции) и Уппсала (бывшая столица Швеции). В них приятно как просто погулять, так и зайти в музеи, соборы, поесть национальной еды в ресторанчиках и закупиться сувенирами. Центр Турку находится в 3 км от порта (откуда отплывает паром), центр Стокгольма — Гамла Стан — в 2 км от порта, а Уппсала и Старая Уппсала — просто по дороге из Стокгольма в Оре. Нужно быть готовым, что парковка в центре города всегда будет платной, расплачиваться можно картой.

Горнолыжный курорт Оре

Горнолыжный курорт Оре — это 100 км трасс с максимальной потерей высоты 900 метров. В Оре 4 зоны катания между которыми раз в полчаса ходит бесплатный ски-басс (стоимость включена в ски-пассы). На курорте есть бугельные и кресельные подъемники и кабинки. Основная масса подъемников открывается в 9-30 и закрывается в 15-00.

Очереди на подъемники невелики. На новогодние каникулы 2012 максимальное время ожидания составляло 5-10 минут, а на бугельных подъемниках очередей не было вообще.

На склонах и внизу есть ресторанчики, у железнодорожной станции и в Дюведе есть продуктовые магазины.

Так как зимой закат в Швеции наступает рано, на первое место выходит апре-ски, отдых после катания. Развлечения вокруг Оре достаточно скудные, так что если вы приехали большой компанией и у вас есть коттедж с сауной, самое правильное — устаивать вечерние посиделки с периодическим нырянием в сугроб.

Если же такой вид отдыха не прельщает, то неподалеку от Оре есть Лосиная ферма и крупнейший в Швеции водопад Tannfossen, куда можно добраться на машине. В самом Оре можно покататься на собаках и посетить стеклодувную и шоколадную фабрики. Если у вас есть лишний день — можно съездить на машине или на поезде в Остерсунд (95 км) или в Тронхейм в Норвегии (165 км).

Ощущения от поездки

В целом, и курорт и дорога по Швеции и Финляндии дарят много положительных эмоций. Конечно, Оре — это не Альпы, там не чувствуется, что ты действительно покоряешь вершины и склоны, но и назвать шведский курорт скандинавскими Сорочанами нельзя. Очень важно, что в Оре нет традиционных новогодних очередей и есть снег. За 6 световых часов вполне успеваешь устать и вдоволь накататься, а после катания с радостью идешь не в апартаменты или гостиничный номер, а в собственный коттедж с сауной. До свидания, Оре, еще увидимся!

1. 13 дней на машине из Москвы в Оре
2.
3.
4.
5.

Путешествие на машине в Швецию . В частности, в столицу этой страны, Стокгольм. Что нужно знать для организации поездки, о проблемах, которые могут ждать на пути— в материале сайт.

  • Статья основана на личном опыте, построена в виде отчета, и потому ее стоит воспринимать как серьезное пособие при подготовке вояжа!

Идея путешествия в Швецию на автомобиле составилась в конце августа месяца и явилась следствием неумеренной работы по зарабатыванию денег на пропитание и проживание. Естественно, сильно повлияла и почти врожденная склонность к путешествиям.

Генеральная мысль заключалась в следующем: доехать до столицы Швеции, Стокгольма, и посмотреть, что там можно увидеть интересного. Планировалось, что там мы проведем минимум 2 ночи (3 дня) – за меньшее время посмотреть Стокгольм представлялось невероятным. Впоследствии мы убедились, что и 3 дня — курам на смех.

  • На заметку: что (ну, типа, планируем заранее и все такое…)

Подготовительная часть

Подготовительная часть заключалась в:

  • А. получении финских мультивиз (отдельная история о процедуре их получения жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет опубликована чуть позже)
  • Б. составлении маршрута и заказе билетов. Это я опишу подробно уже здесь

Первоначально планировалось ехать так: Питер — Хельсинки — Турку — паром «Викинг Лайн» — Стокгольм, ну и обратно. Причем машину предполагалось также свозить в Швецию. Стоило это удовольствие 92 € за каюту с окном (до 4-х человек) и машинное место в одну сторону.

В Швецию на машине: паром

После изучения спец-предложений паромных компаний, было обнаружено очень интересное предложение от паромной компании Таллинк-Силья Лайн. Путешествие на пароме из Хельсинки в Стокгольм стоило 90 € за каюту с окном на «променад» (такая внутренняя прогулочная палуба с застекленной крышей на паромах Силья Серенада и Силья Симфони), автомобиль, правда, при этом надо было оставлять в Хельсинки.

Несомненным плюсом также было то, что в этом случае не надо было делать лишний перегон Хельсинки-Турку (около 150-160 км). Круиз в обратную сторону стоил естественно столько же.

  • Скажу сразу, что эти цены предусматривают поездку на пароме с субботы по четверг, пятница традиционно намного дороже (порядка 60 €). Связано это с тем, что финны очень любят на выходные кататься на пароме в Стокгольм, Таллин и вообще куда бы то ни было (на пароме есть магазин «дьюти-фри», где спиртное намного дешевле)
  • и потому: либо дьюти-фри, либо пьем воду

Где остановиться

Предложение от Сильи понравилось и мы оправились в «Паромный центр» на Манежном переулке, дом 1. Здесь мы приобрели ваучеры на паромные билеты, а также по случаю забронировали номер (и также по спец-предложению) гостиницы Downtown Camper by Scandic в самом центре Стокгольма (не в Старом городе, но действительно в 5-7 минутах неспешной ходьбы)

  • Номер обошелся в 125 € за ночь (включая завтрак на двоих- завтрак на ребенка до 6-ти лет бесплатен) — итого за 2 ночи 250 монет

Банальный подсчет денег и расстояний убедил в том, что размещение в 5-ти минутах ходьбы от Королевского дворца за 125 единиц (за ночь) лучше номера в 25 минутах ходьбы за те же деньги и в 3-х звездочной гостинице (Скандик — 4-х звездочная).

На карте, кстати, отыскать нужное проще:

Замечу, что в спецпредложении (паром плюс отель) был подводный камень: если отказаться от билетов дней за 30-45 до поездки (смотреть договор нужно внимательно!!!), то деньги возвращаются полностью, более, чем за 48 часов- 50%, менее 48 часов- вообще не возвращаются. Если учесть, что до Хельсинки 390 км, из которых 190 по нашим дорогам с бешеными джипаками, колоннами фур и двумя таможнями, необходимо признать, что риск потери денег есть, и немалый.

Машина и документы

Транспортное средство, которое должно было перевезти нас в Финляндию и вернуть обратно, называлось (и называется) Рено Логан, ему более 3-х лет, на момент путешествия он пробежал более 62 000 км, но все еще находится в превосходном техническом состоянии.

Очередное плановое ТО (ТО-4) было проведено в конце лета, к путешествию машина особенно никак не готовилась: в багажник просто была погружена сумка с набором отверток и плоскогубцами и добавлены две 5-ти литровые канистры с 95 бензином Несте (больше 10 литров в Финляндию ввозить нельзя, 95-й потому, что он якобы экономичнее, чем 92, на котором я постоянно езжу в обычное время). Накануне поездки, авто было, естественно, помыто.

Кроме того был приобретен так называемый бустер для ребёнка - сиденье без спинки в машину (1 300 рублей). Специального кресла у нас никогда не было, и, учтя возраст чада (почти 6 лет), было решено ограничиться бустером. В Финляндии, после 5-ти часов утомительного путешествия, бустер был отложен в сторону и ребёнок спокойно задснул на заднем сиденье.

Страховка на машину, так называемая «Грин-Карта», действующая на территории всего Евросоюза, была приобретена также накануне поездки (на случай непредвиденных форс-мажоров это действие откладывалось до последнего, поскольку вернуть деньги за нее проблематично). Забегая вперёд сообщу, что её я использовал по полной (15 дней сроком), съездив через неделю ещё и в Лаппеенранту.

В принципе «Грин-Карту» можно приобрести и по пути в Финляндию — есть и Газели с подобными надписями и даже небольшие домики на обочине или возле АЗС (например, «Эрго-Русь» на заправках «Газпромнефти» и «Лукойла»). Они круглосуточные, надо лишь достучаться!

Национальные водительские права и свидетельство о регистрации ТС — входят в обязательный комплект документов для поездки за рубеж на машине. Как и туристическая медицинская страховка на всех. С ней я давно не парюсь: покупаю онлайн через . Никаких распечаток не нужно, электронной копии полисов хватает.

Деньги

Складывались из трёх сумм:

  • были приобретены шведские кроны (в Стокгольме при расчётах используют только их. При оплате евро сдача получается опять же в кронах, но по не слишком выгодному курсу)
  • были приобретены евроденьги (с расчётом в основном на «дьюти-фри» и питание на пароме)
  • была сделана долларовая «Мастер-кард». Долларовая потому, что банк, в котором мы её сделали, в качестве основной валюты использует доллар.

То есть, если Вы что-нибудь покупаете с использованием карты, например в Швеции, то сумма покупки сначала конвертируется в доллары (кроны-доллары) и уже потом списывается со счёта.

Если карта евровая, то сумма покупки сначала конвертируется в доллары, потом переводится в евро и только потом списывается с вашего счета (две операции по конвертации по внутреннему курсу банка, естественно, немного отличному от курса ЦБ). Карта была сделана в качестве подстраховки на случай каких-то крупных непредвиденных и выгодных покупок и, опять же забегая вперед, использована не была.

Поездка СПб-Хельсинки

Итак, мы собрались: выезд был намечен (и состоялся) в 7.15 утра среды (день недели был выбран также не случайно: стоимость отеля в Стокгольме на период четверг-суббота дешевле, чем, предположим, вторник-четверг), стартовая точка располагалась в северных районах Петербурга.

Мы и машина выехали в Швецию в 7.15 утра по московскому времени в начале октября. И… вернулись на старт уже через 15 минут: оказалось, что забыли баллонный ключ (кто не знает- так называется штука, с помощью которой отвинчивают болты на колесах, чтобы можно было снять пробитое и поставить запаску) — вещь немаловажная в длительном пробеге (к счастью, не пригодилась).

Повторный выезд в 7.35 прошел также без осложнений и мы устремились к Кольцевой дороге Петербурга, на каковую и выехали минут через 10. Удивило большое количество машин (не пробка конечно, но много), ехавших попутно с нами в пол-восьмого утра из города?

Преодолев, не задерживаясь, пост ДПС в Осиновой Роще, двинули в сторону Сертолова и далее за ним по Выборгскому шоссе. Приятный бонус: в Сертолово отремонтировали шоссе и оно больше не напоминает танкодром.

Выезд на трассу Скандинавия (Е-18) находится порядочно за Сертолово, наверное километре на 48-50. Он обозначен метров за 300 до поворота и надо просто не «просвистеть» мимо знака, показывающего уход вправо на Выборг.

  • Как-нибудь потом съездите — . Чудесный такой северный модерн…, да и замок хорош

Мы не «просвистели», так как знали о повороте заранее. После этого поездка была достаточно однообразна: скорость 120-140 км/ч, здоровые фуры, любезно перестраивающиеся даже не в правый ряд (его просто нет), а на асфальтированную обочину, чтобы пропустить легковушки (последним полагается мигать аварийкой по завершении обгона: это такой «дресс-код»). Достаточно ровная дорога, по временам с ухабами и неровностями (все это обозначено (!) знаками), которые Логан на скорости 130 проглатывал абсолютно невозмутимо.

Выборг объезжали вкруговую (трасса «Скандинавия» идет в обход) и в город не заехали. Километрах в 35-40 до Торфяновки нужно не пропустить последнюю нормальную заправку, Несте. Подсвечена она достаточно ярко и стоит на левой по ходу движения (то есть противоположной, если ехать в Финляндию) стороне дороги. Бензин долили (литров 15), выстояли колоссальную очередь в туалет (минут 30, он там один и для Ж и для М), круассаны есть не стали…

На границу приехали под мерзким моросящим дождем — настроение, впрочем, было приподнятое.

Прохождение границы с Финляндией

1. Будка со шлагбаумом. Загорается зеленый свет: подъезжаешь, показываешь паспорта (через окошко), проезжаешь дальше. Дорога там явно «пьяная» и если вы в первый раз — лучше пристроиться в кильватер предыдущей машине. Это чтоб на встречную полосу ненароком не заехать.
2. Таможня и КПП погранцов. Все в одном флаконе: слева большой крытый пограничный терминал для туристов на автобусах (там можно и взять декларации, но лучше захватить их из дома, если есть возможность), по центру что-то вроде вокзала с путями и перронами, только вместо рельсов- дорога для машин. Проездов несколько и между ними стоят будки: сначала с таможней (здесь надо проштамповать декларацию- это делает водитель, пассажиров вроде бы не предъявляли), потом с КПП (здесь надо подходить с паспортами: первый водитель, дальше все остальные). Да, забыл, въезд в «вокзал» по зеленому знаку светофора.
3. После постановки в паспортах штампов о выезде, ждем, когда к машине подойдет пограничник и произведет осмотр. Холодно, дождливо, неуютно. Наконец, до нас снисходят, просят открыть багажник, показать запаску и желают счастливого пути. Минутное ожидание и подымается шлагбаум — мы в на «ничьей земле».

Маршрут естественно пролегает в магазин дьюти-фри, который здесь расположен только на направлении Россия-Финляндия (на обратной дороге в КПП Торфяновка его нет- а в Брусничном есть), где мы смотрим на цены и… ограничиваемся упаковкой финского пива «Лапин-Культа». Покупать коньяк и шампанское пусть и по цене вдвое ниже, чем в России (Реми-Мартен, или скажем Татинье) — не тянет. Все равно бутылка будет стоить минимум 1000 рублей на наши деньги.

  • Кстати, тем, кто едет на паром, здесь затовариваться вообще не надо: на отличный дьюти-фри, и гораздо больший выбор

4. Подъезжаем к финской таможне. Выбираем полосу для легкового транспорта (она обозначена картинкой, висящей над ней) и останавливается перед светофором.
5. Зеленый свет: тихонечко едем и заезжаем под крытый пандус, расположенный между двумя зданиями. Машина оставляется снаружи, мы выходим (все) и идем в здание слева по ходу движения. Здесь по приглашению финских пограничников по очереди (сначала водитель- потом пассажиры) подходим к окошку и предъявляем паспорта (штамп о въезде) и свидетельство о регистрации на машину (данные вбиваются в компьютер).

Дежурный вопрос (водителю) : куда едем и насколько- дежурный ответ (честный): Хельсинки-паром-Стокгольм-паром-Хельсинки и все: процедура закончена. Выходим, садимся в авто, пристегиваем ребенка на сиденье (на всякий случай) и въезжаем в соседнюю страну.

Все прохождение таможни заняло от силы часа 1.5- может и меньше, не засекали. В выходные пробки намного жестче… но на Брусничном — там народ «откатывает» свои финские визы.

  • Двигаемся строго по знакам ограничения скорости — они на светодиодах и хорошо подсвечены в любую погоду. Лихачить здесь не нужно — камеры напиханы часто, и в конце-концов мы их уже начали узнавать по характерной ажурной матче. Впрочем, +5 км/ч «сверху» ограничения — самый оптимальный выбор, и за это вряд ли оштрафуют

Дорога гораздо более монотонна, чем в Ленинградской области: вокруг одни поля, редко попадаются какие-то амбары, по пути (недалеко от границы) встретился лишь один город (Котка?), который мы проехали по центральной улице со скоростью 40-50 км/ч. Скоростная дорога (до 120 км/ч) начинается на полу-пути до Хельсинки (от границы до него около 190) и пока мы до нее добрались-утомились изрядно. Ребенка вообще пришлось вынуть из кресла и уложить спать на заднее сиденье.

На заметку о финских водителях: если они едут медленно, то, заметив вас сзади, непременно перестраиваются в правую полосу (на магистрали), те же кто едет сзади и быстрее (так делают многие, так как знают расположение камер), мигать фарами и «садиться на бампер» не будут: во-первых, не принято, во-вторых, несоблюдение дистанции (что-то около 20 метров при 100 км/ч) наказывается штрафом.

Подобным образом, и не форсируя событий, мы добрались до Хельсинки. Для того, чтобы попасть к паромному терминалу карта в принципе не нужна (у нас она была с собой, но мы ей не воспользовались) — нужно просто следовать указателю Keskusta (центр города), либо указателю с изображением кораблика. Таким образом, мы и добрались до паромного терминала…

Викинг-Лайн (он оказался на противоположном берегу от нужного нам терминала Сильи Лайн). Не слишком огорчившись (топографически я непроходимо и, видимо, безнадежно, туп) мы припарковались, оценили ситуацию, развернулись и минут через десять уже подъехали к нужной нам паромной стоянке. Паром, конечно впечатляет — что издали, что вблизи.

Оставив машину на стоянке (знак 2h белыми буквами на синем фоне обозначает, что первые два часа бесплатны), заходим в терминал, прихватив с собой и чемодан и ребенка. Подход к стойке — вопрос про русскоговорящий персонал — указание — предъявление ваучера на билеты — получение билетов, отнимает минут 5 от силы. После этого в нашем распоряжении целый вагон времени: на часах всего около часа дня (по финскому времени, а это +1 час к нашему), а паром отходит в 17.00.

  • Чемодан сдается в автоматическую камеру хранения, а мы возвращаемся обратно в машину: задача по бесплатной парковке на четыре дня должна быть решена. Рядом с терминалом (через дорогу), кстати, есть платный Europarking: стоянка вырублена в массивной скале и стоит, как я слышал, 20-25 € в день

Выезжаем и, добравшись до центральной улицы Маннергейма, едем в сторону Олимпийского стадиона, где есть неограниченная по времени и дням недели бесплатная парковка. По времени (на машине) минут 10.

Поставив машину (предварительно убедившись, что линия обозначена специальным знаком, никак не ограничивающим время), пешком возвращаемся в порт. Дождь мелко сыпет совершенно по-питерски, но настроение все равно хорошее.

Пара слов о центре . Как говорилось уже многими, здесь нет ничего особенного. Но аура чистенького европейского города с невысокими старыми домами и мощенными булыжником улицами, несомненно присутствует. Короче, нам понравилось.

К моменту отплытия парома: о чудо — солнце выглядывает из-за туч и несмотря на холод и сырость мы поднимаемся на так называемую sun-deck, верхнюю, солнечную палубу, откуда открывается отличный вид и на Хельсинки (оба собора и набережная) и на гавань.

Силья Серенада

Про паром рассказывать, в общем-то, нечего: да большой, да впечатляет, да внутренний променад. Но стемнело быстро, да и устали мы порядочно.

Так что загрузившись в какой-то кафешке (название не помню) ужином а-ля Икеа (пюре, тефтели, капустный салат, булочки и кофе: на человека получилось что-то около 13.5 евро), и пару раз сползав на верхнюю палубу (когда корабль вышел в море, там был жуткий ветродуй и даже открыть дверь было серьезной проблемой), мы устроились в каюте, немного посмотрели фильм (был взят ноутбук), написали пару писем на родину (на пароме бесплатный интернет) и улеглись спать.

Немного о каюте. Мы взяли с окном и видом на променад, что в принципе было ошибкой: если бы мы доплатили еще 7 € в каждую сторону (это по спецпредложению, без него — дороже), то получили бы каюту с видом на «окиян».

  • В каюте (любой этого уровня) есть: четыре спальных места, столик у окна, небольшой шкаф для одежды и чемоданов (внутри обнаружились две лесенки для подъема на «верхний ярус»), столик с зеркалом, ванная с туалетом, душем и даже феном

Стокгольм: чем заняться

Паромы Сильи прибывают в Стокгольм рано утром:в 9 утра уже швартуются в порту Вартахамнен. Что делать по прибытии, каждый решает самостоятельно. Примерные варианты изложены в нашем подробном репортаже (ссылка наверху статьи)