Пограничные случаи: как сбивали самолеты за вторжение в чужое небо. Авиакошмар XXI века: как западные страны реагируют на нарушения воздушного пространства? Посадка на красную площадь

В 70-80-е годы прошлого века воздушные рубежи Советского Союза со всех стратегических на-правлений пробовала на прочность боевая и разведывательная авиация НАТО. Особенно напря-женное противостояние происходило в Дальневосточном военном округе. В сентябре 1983 года авиация ПВО ДВО сбила Боинг-707 южнокорейских авиалиний. Разразился грандиозный междуна-родный скандал. Президент США в тот период Рональд Рейган назвал СССР «Империей зла». Об этой боевой операции рассказал нашему внештатному корреспонденту генерал армии, главноко-мандующий Военно-Воздушными силами РФ (1998 — 2002 годы), почетный председатель коорди-национного комитета ПВО стран СНГ Анатолий Корнуков.

Группа журналистов центральных СМИ в конце 90-х годов прошлого века на вертолете прилетела на один из полигонов ВВС в Тверской области. Весьма эффективно российская бомбардировочная и штурмовая авиация вдребезги разносила старую бронетехнику и укрепления «вероятного противника». Один из журналистов помимо других вопросов также спросил главкома ВВС РФ гене-рала армии Анатолия Корнукова о давней трагической истории над Сахалином. Как-то вприщур Анатолий Ми-хайлович посмотрел на нашего коллегу и ответил, что эту трагедию он не хотел бы опять ворошить: «На многие принципиальные вопросы тогда в сентябре 1983 года и впоследствии так и не смогли ответить представители посольств США, Канады, Кореи, Японии, а главное они до сих пор замалчивают правду». И вот спустя 29 лет «Крылья Родины» раскрывают подробности трагедии над Сахалином.

МИР ВЗДРОГНУЛ В НЕГОДОВАНИИ

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Са-халином был сбит южнокорейский самолет Боинг рей-са 007 Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул. Американские СМИ объявляют о чудовищном убийстве 269 человек, в том числе и граждан США. Среди погибших самый ак-тивный антисоветский конгрессмен Лари Макдональд. Многотысячные демонстрации прокатились от Вашинг-тона до Японии и Южной Кореи с требованиями реши-тельных мер по отношению к СССР. Президент США Ро-нальд Рейган заявил, что Советы добиваются своих ин-тересов путем насилия и угроз, используя ложь для со-крытия столь чудовищного акта. Он объявил СССР «им-перией зла». Потрясенные граждане Южной Кореи кол-лективно жгут флаги Советского Союза. Настал период, когда в мире «холодная война» могла разорваться ядерной катастрофой.

ЗА ПОЛ ГОДА ДО ТРАГЕДИИ НАД САХАЛИНОМ

В конце марта 1983 года две ударные авианосные группы ВМС США, как рассказал генерал армии Анатолий Корну-ков, появились в районе Алеутских островов недалеко от советской Камчатки. Они провели многодневные учения. С двух ударных авианосцев «Игл» и «Энтерпрайз», нахо-дившихся южнее японского острова Хоккайдо, взлетели 4 апреля б самолетов А-7. В районе острова Зеленый Малой Курильской гряды они вошли в воздушное пространство СССР на глубину около 30 километров. Более того, провели условное бомбометание по территории острова, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям, и ушли безнаказанно. Из-за очень плохой погоды командир 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС ДВО генерал- майор Анатолий Корнуков не рискнул поднимать советские самолеты на перехват нарушителей. К тому же у истреби-телей, базирующихся на Сахалине, не хватило бы топлива для возвращения на аэродром при воздушном бое в районе Южных Курил. «Конечно, могли попугать американцев, — рассказал главнокомандующий ВВС РФ в 1998-2001 годах генерал армии Анатолий Корнуков, — только в этом случае наши летчики погибли бы и без боя. На истребителях не имелось систем посадки. На ближайшем к тому району аэродроме их тоже не было. А до Сахалина наши самолеты не дотягивали. Поэтому я решил не поднимать истребители в воздух на перехват нарушителей. За этот поступок меня жестоко наказали руководители Минобороны».

Осторожность дальневосточного авиационного гене-рала не понравилась Кремлю. Сверхдержава должна про-являть твердость в защите своих воздушных границ. Тем более, что в тот период уже вступил в действие закон о государственной границе СССР. Статья 36 гласила: «Вой-ска противовоздушной обороны, осуществляя охрану го-сударственной границы СССР в случаях, когда прекраще-ние нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют ору-жие и боевую технику».

После провокации американцев над островом Зеле-ный командование поставило задачу в случаях нового появления американских военных самолетов над Южно- Курильскими островами вступать с ними в воздушный бой. А затем на остатке горючего тянуть до ближайшей земли и катапультироваться. «Американцы занимались прово-кациями, — вспоминал те события генерал армии Анатолий Корнуков, — а для нас сплошная дерготня. Мы выполняли свои задачи буквально на грани открытия реального огня на поражение. Например, когда б-й американский флот вошел в Японское море большой авианосной ударной группой и устроил над морем полеты авиации, то наше командование приняло решение поднять в воздух диви-зию морских ракетоносцев. Моя истребительная дивизия выполняла прикрытие ракетоносцев на одном участке, а 20-я дивизия,базировавшаяся в Приморье,сопровождала эти самолеты. И вот американская и советская воздуш-ные армады сошлась в небольшом и узком воздушном пространстве над Японским морем. В эфире творилось неописуемое: «Прикрой! Атакую!» Бахвалились, конечно. Стрельбы никакой с двух сторон не было. Просто чудо, что не произошли столкновения в воздухе самолетов. Ведь это могло привести к их падению. И вполне мог кто-то не выдержать и открыть огонь на поражение. Такой инцидент непонятно чем мог завершиться. Внервнойи сложной об-становке проходил для нас на Дальнем Востоке 1983 год. Буквально каждый день против нас ВВС США устраивали провокации в воздухе».

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА ПРОТИВ СОВЕТОВ

Пентагон всегда уделял пристальное внимание ради-оэлектронной разведке. Самолеты-разведчики РС-135, спутники-шпионы «Феррет» и другие средства непрерывно прощупывали огромные пространства в поисках советских Войск ПВО страны. Нарушения воздушных границ СССР производились настолько дерзко, что каждый раз могли спровоцировать начало военных действий. Причем на-рушители нередко отвечали огнем на сигналы советских дежурных истребителей. В 1952 году жертвами воздуш-ного беспредела американских пилотов стали пассажиры советского самолета. В советском небе, над территорией СССР американские истребители атаковали пассажирский Ил-14, на котором летели в отпуск семьи наших военнос-лужащих — женщины, дети. Никто не выжил.

Одновременно с действиями самолетов РС-135 в натовских ВВС появляется и новая разведывательная тактика. Иностранный самолет нарушает границу СССР. А после подъема советских истребителей спешно воз-вращается на нейтральную территорию. Такой способ добычи разведданных проводился без специального шпионского оборудования на борту. Задачей тайного агента являлось провоцирование действий советских Войск ПВО, определение их мест базирования, порядка действий, выявление рабочих частот аппаратуры. Такая подсадная утка обозначалась аббревиатурой «даг», что означало тайный агент. Самолет же РС-135 создан на базе гражданского Боинга-707. Внешне очень на него похож.

На экранах радаров отметки от этих самолетов выглядят одинаково. Это сходство давало американской разведке новые возможности. Мол, советские военные не станут сбивать гражданский авиалайнер. Но если это случится, то трагедию можно с успехом использовать против Совет-ского Союза. Стратегия оказалась удачной. Правда, обычно такие инциденты решались мирным путем. К нарушителю приближались советские истребители и либо вели его на посадку, или провожали до границы, когда получали уве-домление о том, что произошла навигационная ошибка. По международным правилам, если у воздушного судна отказывает навигация, то командир обязан подать сигнал бедствия на аварийном канале. К терпящему бедствие самолету приходят на помощь истребители ближайшего государства и показывают путь на аэродром.

В 1978 году лайнер южнокорейских авиалиний Боинг-707 нарушил государственную границу СССР, игно-рировал требования истребителей, на сигналы не отве-чал, и по нему была выпущена ракета. Подбитый огром-ный самолет удалось принудить к посадке на замерзшее озеро в Карелии. Погибли два человека — один раненный осколками скончался от потери крови, а другой от инфар-кта. Навигационная ошибка исключалась. Командир эки-пажа — бывший военный летчик с огромным опытом око-ло 10 лет обслуживал данный маршрут и не мог случай-но заблудиться. Советские специалисты доказали, что от-клонение от маршрута было преднамеренным, и экипаж видел сигналы, но не пожелал подчиняться советским ис-требителям. Это была очередная серьезная проба исполь-зовать пассажирский авиалайнер для проверки надежной охраны воздушных границ СССР. Однако в ночь с 31 авгу-ста на 1 сентября 1983 года провокация разворачивалась по иному сценарию.

ЗАГАДОЧНЫЙ РЕЙС 007

Из Нью-Йоркского аэропорта «Кеннеди» 30 августа 1983 года взлетел самолет рейса КАЛ 007 с 269 пассажирами на борту. Его вел опытнейший пилот, полковник резерва юж-нокорейских ВВС Чан Ден Ин, налетавший более 10 тысяч часов. Впереди 11400 километров полета в Сеул по между-народной трассе Р20. Обычный рейс. Ничто не предвещало трагедии. 31 августа в 2.30 местного времени самолет со- вершаеттехническую остановку в Анкориджском аэропорту для дозаправки. И вот тут без объявления причин вылет задерживается на 40 минут, а в баки воздушного судна загружают дополнительно 4 тонны горючего. За весь год в этом аэропорту произошли всего три случая, когда экипаж поднимал в воздух самолет с полными баками. Примерно в это время на границе Камчатки советские ПВО засекают в приграничной полосе полеты американ-ских самолетов-разведчиков. А вблизи территориальных советских вод курсируют три корабля ВМС США. Через 4 минуты после взлета рейса 007 еще один южнокорейский самолет получает разрешение на взлет. Факт вылета самолета двойника КЭЛ 0015, который действительно долетит до Сеула, впоследствии станет замалчиваться. Засекретят запись радиообмена между рейсами 007 и 0015 американскими спецслужбами.

Около 20.00 московского времени 31 августа 1983 года на экранах радаров ПВО Дальневосточного военного округа появилась отметка от самолета, очень похожая на РС-135. «Нарушитель пересек наше воздушное про-странство в точке, — вспоминал Анатолий Корнуков,- где обычно с полетов возвращались советские стратегиче-ские бомбардировщики. Курс его удивительным образом огибал зону поражения средств советской противовоз-душной обороны. Экипаж нарушителя будто учитывал ме-ста расположения частей ПВО ДВО. Маршрут нарушителя пролегал и над стратегически важным районом — базой советских атомных подводных лодок, вооруженных меж-континентальными ядерными ракетами».

Диктофон записал доклад оператора командного пун-кта ПВО ДВО: «Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздушное пространство. Повторяю. Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздуш-ное пространство».

«Оперативный дежурный мне позвонил, — вспоминал генерал армии Анатолий Корнуков, — товарищ командир, на Камчатке нарушение. Нарушителя пытались атаковать дежурные средства ПВО. У них не получилось. Нам вы-дали информацию, что эта цель идет западнее Камчатки в нашем направлении. Истребители приведены в готов-ность. Я приказал, чтобы при приближении к границам нейтральных вод в воздух были подняты истребители для сопровождения или по обстановке для уничтожения нарушителя воздушного пространства СССР».

А ранее перед этим докладом о ЧП на воздушной границе командира авиационной истребительной диви-зии ВВС в тот период генерал-майора Анатолия Корнукова предупредили, что американский разведывательный спутник «Феррет Д» прошел над Якутском и в 3 час 07 минут должен выйти на широту северной части Сахалина. Поэтому, по мнению специалистов, все в этой трагедии было скоординировано как очень мощная и массированная разведывательная операция. В тот период над советским Дальним Востоком действовал целый разведывательный комплекс. Помимо спутников «Феррет Д» вдоль Курильской гряды сканировали пространство еще два РС-135. В зоне на-рушения воздушной границы барражировали мощные раз-ведчики «АВАКС», а в море находились корабли ВМС США, а также работали на излучение в сторону Советского Союза американские наземные пункты слежения. А тем временем южнокорейский «Боинг» якобы случайно продолжал все больше отклоняться от разрешенного маршрута полета дальше на запад вглубь советского Дальнего Востока. По мнению специалистов, в том числе и генерала армии Анатолия Корнукова, южнокорейскому пилоту специально приказали не подчиняться требованиям совершить по-садку, и выполнять любые маневры в воздухе.

ОБНАРУЖИТЬ И ПЕРЕХВАТИТЬ НАРУШИТЕЛЯ

На перехват Бойн га-707 поднялись два советских ис-требителя. Перехватчик ПВО Су-15 непосредственно вы-полнял боевое задание, а истребитель МиГ-23 его при-крывал. Заранее летчикам подали команду: подтвердить цель — иностранный самолет-разведчик и уничтожить его. Пилоту Су-15 Осиповичу удалось засечь и взять на прицел нарушителя. Но в этом заходе он так и не нажал на гашетку. На таком расстоянии, да еще ночью просто невозможно оказалось распознать самолет-нарушитель. Да и сам летчик еще надеялся, что приказ на уничтоже-ние цели отменят.

В тот напряженнейший момент военный летчик Оси-пович доложил на КП: «805. Нарушитель на запрос не от-вечает, набирает высоту и изменяет курс. Преследовать затруднительно. Какие мои действия?».

Ответ с КП: «805. Можешь определить тип самолета?»

Летчик: «Видимость плохая. Самолет определить не могу».

И вот после ряда маневров перед глазами пилота Су- 15 появился огромный лайнер, освещенный огнями и ми-галками. Летчик Осипович повел слева свой Су-15 в об-ход «Боинга». При этом дал сигнал бортовыми огнями и покачиваниями крыльев Су-15. Затем повторил эти дей-ствия с правой стороны.Однако так и не получил ответ-ного сигнала с «Боинга».

«В тот момент я вспомнил, что Осипович вылетел на выполнение задания из третьей готовности, — вспоминал генерал армии Анатолий Корнуков, — а в такой готовности Су-15 находился с подвешенными гондолами, в каждой двуствольная пушка. Четыре ствола. Это мощное оружие. Поэтому отдал распоряжение в авиаполк, чтобы Осипович открыл предупредительный огонь. Летчик выпустил почти все снаряды. Осталось в пушках всего четыре. Почему этого огня пилот «Боинга» не заметил, или не услышал? Это просто невероятно, потому, что четыре ствола пушек, которые очень скорострельные, дают большой выброс пламени газов, как от двигателя самолета на форсаже. Причем в ночных условиях такое пламя видно очень далеко. Не заметить его просто нельзя».

Ситуация чрезвычайная. Необходимо было принимать решение. Нарушитель уже находился над секретными во-енными базами Сахалина, а в наших самолетах заканчи-валось горючее. Командир 40-й истребительной авиаци-онной дивизии генерал-майор Анатолий Корнуков отдал приказ на уничтожение цели.

«Когда эта команда поступила летчику Су-15, — рас-сказал Анатолий Корнуков, — то он доложил, что вышел вперед нарушителя. После этого я взял в руку микрофон передатчика радиостанции и приказал — выполняй пра-вым разворотом разворот на форсаже. Летчик выполнил мою команду и ответил, что в самолете маловат остаток горючего. Я ему сказал — ничего сядешь в Хомутово. Он включил форсаж, чтобы не свалиться в штопор потому, что скорость полета Су-15 в тот момент была небольшая. И на двух полных форсажах энергично выполнил разво-рот, по сути, полный вираж, и вышел в заднюю полусфе-ру самолета-нарушителя на дальность где-то 1,5—1,8 ки-лометров. В самолете сразу вспыхнула готовность ракет к пуску, и летчик залпом пустил две ракеты».

Одна ракета попала в хвостовое оперение «Боинга», вторая снесла половину левого крыла. Поврежденная огромная машина стала резко терять высоту. Советские истребители-перехватчики вышли из зоны атаки и поте-ряли визуальный контакт с «Боингом». Наземным служ-бам сразу не удалось точно зафиксировать место паде-ния самолета-нарушителя.

В 6.24 дальневосточного времени цель-нарушитель воздушных границ СССР исчезла с экранов радаров ПВО. Начался новый виток «холодной войны». Нападение на «беззащитный» гражданский самолет советских истре-бителей вызвало бурю негодования во всем мире и по-зволило обвинить во враждебности советское государ-ство. Войска двух сверхдержав приводятся в боевую го-товность. К месту трагедии устремляются флоты СССР, США, Японии. А в последней объявляют в национальных ВВС сбор по тревоге.

ФИНАЛ ТРАГЕДИИ БОИНГА-ШПИОНА

В западной прессе причина нарушения границ СССР на Дальнем Востоке «Боингом» рейса 007 объяснялась экспертами как результат ошибки при вводе данных в бортовой компьютер. При этом никто не мог сказать, как это самолет, оборудованный по тем временам са-мыми передовыми средствами управления и навигации, управляемый опытнейшим пилотом и контролируемый диспетчерами нескольких стран, отклонился от своего курса почти на 500 километров. Ведь просто немыслимо специалистам не заметить столь значительный уход от установленной трассы полета в течение 2,5 часов. В ре-зультате самолет-нарушитель пролетел над важнейшими советскими военными объектами на Камчатке, Дальнем Востоке и Южной части Сахалина. Было очевидно и то, что «Боинг-707» пытался уйти от истребителей ПВО, изменяя скорость, высоту и направление полета. Однако всего этого в США власти и специалисты почему-то не замечали и развязали против СССР буквально информационную войну, обвиняя в умышленном уничтожении гражданско-го лайнера и его пассажиров вместе с экипажем. Узнать истину могли помочь «черные ящики» сбитого лайнера. В Татарском проливе начинается подводная охота за остатками сбитого «Боинга».

Как рассказал генерал армии Анатолий Корнуков, американских водолазов отправили подальше от места крушения, сбросив в море два радиобуя, которые ими-тировали сигналы «черных ящиков». Они «клюнули на эту утку». Поэтому советские водолазы оказались пер-выми на дне возле обломков «Боинга». Перед погруже-нием наши подводники готовились к жуткому зрелищу. На дне моря должны были находиться 269 жертв траге-дии — мужчины,женщины, дети. А нашли около 30 тел по-гибших. Обломки лайнера оказались очень мелкими. Их разброс по морскому дну явно показывал, что разруше-ние корпуса огромного самолета произошло в результа-те мощного взрыва, которого просто не могло произойти после удара о воду подбитого лайнера. Обычно после та-ких авиакатастроф на дне находятся большие фрагмен-ты фюзеляжа, оборудования, крыльев.

«В отношении пассажиров «Боинга» я абсолютно убежден в том, что их в лайнере не было, — рассказал ге-нерал армии Анатолий Корнуков, — исчезнуть моменталь-но останки такого количества погибших, растворившись в морской воде, не могли. Большие сахалинские крабы тоже не причем. Да и подводные течения не могли бы-стро разбросать останки такого большого количества по-гибших на огромные расстояния».

Багаж сбитого самолета оказался более чем странным. На морском дне водолазы обнаружили очки, пудреницы, женские сумки без содержимого, непонятно зачем проч-но прикрепленную к тросу одежду, упакованные в одну пачку паспорта исчезнувших пассажиров. Все найденные личные вещи уместились в шесть небольших по размеру ящиков. А где же чемоданы пассажиров, багаж, который они везли из США, американские подарки корейским родственникам, сувениры? Советский Союз передал най-денные на дне моря вещи в Южную Корею. Но опознали ли родственники вещи своих близких? А может весь так называемый багаж «Боинга» был имитацией?

Возникают вопросы и в отношении задержки рейса 007 перед вылетом. Не по этой ли причине оба наруше-ния госграницы СССР на Камчатке и Сахалине совпали по времени с траекторией спутника-шпиона «Феррет Д», что позволило американским спецслужбам отслеживать работу средств ПВО на Дальнем Востоке? На этот вопрос откровенно ответил еще 20 июля 1984 года аналитик аме-риканской разведки Эрни Волбман. В эфире независимо-го английского телеканала он рассказал: «В результате этого инцидента разведке США подвалила такая удача, как никогда. Ей удалось добиться включения на рабочие частоты почти всех советских объектов связи, радиолока-ции, которые действовали около четырех часов в районе площадью около семи тысяч квадратных километров».

Вот такой результат для США трагической истории с Боингом-707 над Сахалином. В той сложнейшей ситуации генерал-майор Анатолий Корнуков проявил себя как опытный, смелый, волевой командир. Тогда политикам удалось разрешить мирным путем острейший междуна-родный конфликт. Действия командира 40-й истреби-тельной авиадивизии тщательно проверила московская комиссия. «Изъяли все документы объективного кон-троля, — вспоминал те события Анатолий Михайлович, лично со мной работали представители Минобороны СССР, главного штаба ВВС, главной военной прокуратуры, они установили, что мы действовали правильно в соответствии с законами нашего государства и приказами командования».

Однако и после расследования в сентябре 1983 года история с Боингом — нарушителем для командира авиа-дивизии ВВС Анатолия Корнукова не завершилась. На Сахалине проживала большая корейская диаспора, около 35 тысяч человек. Против летчика и его семьи вполне могли произойти провокации. Генералу стали звонить и угрожать. Военная контрразведка провела расследования и через не-которое время злоумышленников задержали. По просьбе Анатолия Михайловича военного летчика Осиповича из-за вероятной угрозы жизни ему и семье перевели служить в авиагарнизон в Майкоп.

Генерал армии также рассказал, что его лично вместе с од-ним из генералов-дальневосточников,тоже непосредственно участвующим в этом инциденте, вызвали неожиданно и сроч-но в Москву. С Сахалина его вместе с сослуживцем привезли во Владивосток, а оттуда прямо в Москву на Ил-62. Они ожи-дали самого худшего. В полет взяли с собой по бутылке водки. Налетном поле военного аэропорта Чкаловский их встретил, как сказал Анатолий Михайлович, «красный» полковник. В фуражке с красный околышем, что показывало его при-надлежность к мотострелковым войскам Сухопутных войск. Полковник оказался помощником начальника Генерального штаба ВС СССР. Он их отвез в гостиницу и предложил два часа отдохнуть после долгого перелета. Ровно через два часа они уже находились в кабинете начальника Генштаба генерала армии Николая Огаркова. По словам Анатолий Корнукова, военачальник встретил их довольно приветливо, пожал руки и объявил благодарность за выполнение боевой задачи по охране воздушных дальневосточных границ.

После этой аудиенции их привезли на аэродром Чка-ловский и отправили на Ил-62 в Хабаровск. Прямо с аэро-дрома генералы прибыли в кабинет командующего ДВО и доложили о том, что с ними произошло в Москве.

После той трагедии, по словам генерала армии Анато-лия Корнукова, в его дивизии, которой он в тот период ко-мандовал, комиссия из Москвы изъяла все документы объ-ективного контроля по трагедии с южнокорейским Боин-гом на командных пунктах дивизии, авиаполка — кальки с планшетов воздушной обстановки, магнитофонные запи-си переговоров с пилотами истребителей-перехватчиков, фотографии планшетов, экранов индикаторов радаров. Члены комиссии тщательно анализировали все команды и действия командира дивизии.

Еще Анатолий Михайлович вспомнил в беседе, что ког-да «Боинг» подбили, то на экране радара было видно, что он, кружась, падает в море. Сделал несколько кругов и исчез с экрана выносного индикатора кругового обзора.

Прошло восемь лет. Следующее расследование траге-дии с южнокорейским «Боингом» произошло в 1991 году во времена начала президентства Ельцина после распада СССР. Лично Президент РФ дал команду разобраться в этой трагедии. В тот период Анатолий Корнуков уже был генерал- полковником и командовал Московским округом ПВО. Следователи его допрашивали по всем эпизодам трагедии восьмилетней давности. И опять волнения и переживания не только за свою личную судьбу, а за до конца выпол-ненный воинский долг перед Родиной. Ведь генерал тоже выполнял приказы вышестоящего командования, законы СССР защищать воздушные границы государства от посяга-тельств. А тут вновь допросы и возможное показательное судилище в угоду заинтересованным силам в мире. Как же тогда защищать демократическую новую Россию от угроз извне? Ведь в той сложнейшей ситуации он как командир авиадивизии до конца выполнил свой воинский долг и не побоялся предстоящей ответственности и возможныхугроз. Видно очень кому-то хотелось обвинить именно российско-го генерала Анатолия Корнукова в трагической истории с Боингом-707 южнокорейских авиалиний.

Специально для нашего журнала о генерале армии Анатолии Корнукове рассказал начальник Вооруже-ния ВС РФ с 1994 по 2001 годы генерал-полковник Анатолий Ситнов: « Только такой решительный и волевой командир истребительной авиадивизии, как генерал-майор Анатолий Корнуков, мог в 1983 году отдать приказ сбить самолет-нарушитель в тот период, когда высокопоставленные военачальники в Москве в Минобороны и Генштабе, в штабе Дальневосточного военного округа в Хабаровске не могли решиться на уни-чтожение воздушного шпиона, столь нагло нарушившего границы Советского Союза.

В лихие 90-е годы прошлого столетия волевой, сме-лый, всесторонне подготовленный командующий Мо-сковским округом ПВО генерал-полковник Анатолий Корнуков буквально спас от расформирования мощ-нейший стратегический округ, который ныне составил основу российской Воздушно-космической обороны. Благодаря Анатолию Михайловичу ныне Россия имеет перспективный комплекс ВКО С-400, зенитно-ракетных систему «Панцирь С1», истребитель пятого поколения, сохранены многие предприятия ОПК.

Немало сил приложил главком ВВС генерал ар-мии Анатолий Корнуков для того, чтобы у российской Военно-транспортной авиации появился новый пер-спективный самолет Ан-70, который в настоящее время проходит испытания.

Такие военачальники, как генерал армии Корнуков Анатолий Михайлович, который блестяще командовал авиацией во второй чеченкой войне, несомненно, зо-лотой фонд нашей российской армии и ВВС. В войсках и оборонной промышленности Анатолия Михайловича уважают и почитают».

Начало которой положил распад СССР на независимые государства. С его исчезновением закончилась и самая продолжительная война двадцатого века, которая велась между Западом и Востоком и получила название «холодной войны». Тайные боевые действия велись на протяжении 46 лет, не только на земле, но и на море, и в воздухе. Начало холодной войны – 1945 год. Цель – борьба за мировое господство капиталистической и коммунистической сверхдержав.


Открыто выступать друг против друга ни США, ни СССР не могли, поэтому все противостояние и вылилось в холодную войну.

На протяжении всех этих лет американцы проводили широкомасштабную разведдеятельность против Советского Союза, нарушая при этом воздушные, морские и сухопутные границы. Не обошлось и без провокаций. Понятно, что СССР никак не мог позволить проведение подобных действий безнаказанно, поэтому такие провокации зачастую заканчивались локальными сражениями. Преимущественно они велись в воздухе.

Начиная с 1945 года, американские самолеты проводили разведку советских дальневосточных территорий, в частности, Камчатки, Берингова пролива, Чукотки и Курильских островов. И на то имелись свои причины. Война между Америкой и Японией на Тихом океане вступила в свою завершающую стадию. Действия американцев в воздухе резко активизировались.

Несмотря на то что в годы Второй мировой война Америка и СССР были союзниками, это не помешало американцам весьма вольготно чувствовать себя в воздушном пространстве, довольно часто пролетая над советскими военными базами и кораблями. Необходимо помнить, что, скорее всего, американские летчики, совершающие такие полеты, не задумывались о проблемах большой политики, предполагая, что принципы военного братства превыше всего. Однако руководствам обеих стран нужны были поводы для развязания конфликтов и, как вы понимаете, долго их искать не пришлось.

В конце мая 1945 года зенитная артиллерия Тихоокеанского флота расстреляла два американских военных самолета В-24. Инцидент произошел в районе Камчатки. Спустя два месяца подобная ситуация произошла с еще одним американским самолетом Р-38, причем в том же районе. Но поскольку огонь не велся на поражение, то никаких повреждений самолеты не получили. А вот ответили американцы гораздо жестче. В августе 1945 года американские самолеты военно-воздушных сил обстреляли недалеко от острова Камень Гаврюшкин два пограничных советских катера, ранив 14 и убив 8 человек из экипажей. Вполне можно предположить, что американские пилоты приняли советские судна за японские, однако первые жертвы холодной войны уже появились.

По окончании войны в сентябре 1945 года нарушения воздушных границ продолжались. Раньше подобные свои действия американцы могли объяснить проведением операций против Японии или ошибками.

Таким образом, за период с мая по сентябрь 1945 года было зафиксировано 27 случаев нарушений, в которых участвовало 86 самолетов В-24 и В-25. С момента капитуляции Японии и до 1950 года таких провокаций было уже 46 с участием 63 самолетов. Более того, только за период с 27 июня по 16 июля 1950 года было зафиксировано 15 воздушных нарушений.

Первое воздушное столкновение произошло на Дальнем Востоке в том же 1945 году, когда вынужденную посадку совершил один из американских бомбардировщиков. Случилось это над корейской территорией, около города Хамхын, где в то время находилась большая авиабаза советских военно-воздушных сил. Американцы, нарушив договоренности о воздушном коридоре, пролетели над ней, направляясь в Манчжурию за пленными. Руководство авиабазы смирилось с такой ситуацией, однако прибывшая в город комиссия потребовала принять меры по прекращению таких полетов. В ноябре один из американских самолетов, который совершал очередной полет над советской базой, перехватили 4 истребителя «Аэрокобра» Р-39 и заставили его совершить посадку. Когда американские пилоты отказались выполнять требования советских истребителей, один из них обстрелял американский самолет, что стало причиной возгорания двигателя. Американцы были вынуждены совершить посадку. Никто из американского экипажа не пострадал. Примечательно, что огонь по советским самолетам открыт не был. Позже В-29 был отправлен в Москву для проведения испытаний.

В послевоенные годы наблюдалось нарушение границ Советского Союза и на северо-западе, со стороны Норвегии и Финляндии. Немного спокойнее было на южных кордонах страны. Но и здесь происходили нарушения воздушной границы, в основном, над территорией Азербайджана. В 1947 году был захвачен экипаж одного из самолетов-провокаторов. Так, со стороны Ирана появился одномоторный самолет военно-воздушных сил этого государства. Он совершил посадку недалеко от города Нахичевань. Пограничный патруль задержал его экипаж. Пилоты объяснили, что летели в Тавриз из Тегерана, но потеряли ориентировку и поэтому попали на советскую территорию. Возможно, это было правдой, но самолет принадлежал иранской разведке, и к тому же был вооружен. В том же 1947 году были зафиксированы еще три случая нарушений иранскими и американскими самолетами в том же районе.

Позже воздушные провокации проводились чаще, а последствия их были более трагичными.

Существуют свидетельства, что официальные первые жертвы холодной войны появились в 1950 году, когда американский самолет PB4Y нарушил границы советского воздушного пространства в районе базы Либава в Балтике. Поднятые по тревоге истребители Ла-11 перехватили его. Но поскольку американские пилоты отказались выполнять команды советских летчиков, тем не оставалось ничего другого, как открыть огонь. Американцы ответили огнем. В результате PB4Y был сбит и упал в море. Все 10 членов его экипажа погибли. Стоит отметить, что такие американские военные машины уже несколько раз появлялись ранее, поэтому советская сторона устроила засаду. Советское командование твердило о том, что был сбит В-29, в то время как американцы все же признали потерю PB4Y.

Существует информация и о том, что американцы несли потери на советских границах и раньше. Так, например, в 1949 году над Черным морем был сбит американский самолет В-25, который высадил трех парашютистов на советской территории, а сам пытался скрыться в нейтральных водах. Его перехватили два советских истребителя и сбили. Американский экипаж был подобран советским пограничным катером.

Более всего свидетельств воздушных боев времен холодной войны сохранилось за 50-е годы. Понятно, что точной статистики нет и быть не может, но все-таки некоторые данные даже иногда появлялись в печати. Так, согласно некоторым источникам, за 10 лет, начиная с 1950 года, американские самолеты 81 раз пытались нарушить советское воздушное пространство, из которых не вернулось 20 боевых машин. По данным американских источников, США начали разведку над советскими территориями еще в 1949 году, используя для этого специально переоборудованные бомбардировщики. До 1960 года не вернулось 17 таких самолетов.

Другие источники говорят о другой цифре. Так, только за период с 1953 по 1956 год американцы 113 раз нарушали советские воздушные границы.
Не удалось избежать и трагических ошибок для советской стороны. Летом 1954 года, когда очередной американский разведчик появился на радарах, а затем ушел в нейтральные воды, был сбит свой же самолет Ту-14, который в составе группы возвращался с учебного бомбометания. Весь экипаж машины погиб. Однако летчик, сбивший свой самолет, не был привлечен к ответственности, поскольку Ту-14 выпускался небольшой серией и поэтому был малоизвестен для основных авиационных частей.

Как и Америка, НАТО также располагало большим количеством самолетов-разведчиков, большая часть которых находилась в непосредственной близости от советских границ. Причем, ЦРУ имело свою авиаразведку, военное ведомство – свою. Каждая из них имела свои задачи, тактические и стратегические.
Необходимо отметить также, что авиационной разведкой занимались и нейтральные государства. В советской прессе широкую огласку получили два случая с военными самолетами Швеции, которые были сбиты советскими истребителями в 1952 году. Самолеты DC-3 входили в состав шведского подразделения радиоразведки, были оснащены самым современным оборудованием для прослушивания переговоров, проходящих в радиоэфире над советской территорией. Более того, шведские самолеты, кроме активной воздушной и радиоэлектронной разведки балтийского побережья, оказывали помощь антиправительственным войскам в Прибалтике.

Кроме того, у советских границ появлялись также самолеты-разведчики и таких стран, как Великобритания, Иран, ФРГ, Турция. И хотя появлялись они крайне редко, потенциал военно-воздушных сил этих государств возрастал, что не позволяло советским войскам расслабиться.

Необходимо также отметить, что американские самолеты научились вредить советским ВС, даже не пересекая границ Союза. Так, к примеру, когда одна из советских батарей в районе Баку собиралась проводить стрельбы из 130-миллиметровых зенитных орудий, американский самолет, оснащенный мощной радиоэлектроникой, стартовал с иранской базы и просто летал вдоль советской границы, создавая помехи. В ответ на подобное «хамство» советские войска начали создавать радиопомехи для одной из американских баз, которая находилась в Иране, что значительно затруднило взлет и посадку самолетов. Через неделю «борьбу помех» прекратили по обоюдному согласию.

Но если до середины 50-х годов советским войскам хоть как-то удавалось удерживать неприкосновенность границ государства, то в 1954 году последний рубеж рухнул. Причиной тому послужило появление на вооружении западных спецслужб автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), которые были способны подниматься на большую высоту, становясь, таким образом, недоступными для истребителей. Оснащались они новейшим разведывательным оборудованием и запускались с военных баз в Норвегии, Германии, Италии, Франции, Турции. АДА могли достигать высоты до 30 километров, поэтому даже советские МиГ-15бис, Як-25 и МиГ-17П, которые действовали на высоте до 15 километров, были не в состоянии их достать. Поэтому аэростаты успешно проводили разведку практически над всей советской территорией. Силам противовоздушной обороны СССР не оставалось ничего другого, как только фиксировать их появление.

Правда, некоторые АДА все-таки были сбиты. Первый из них был уничтожен в 1954 году под Черновцами на высоте 10 километров при помощи МиГ-17П. Через несколько дней советские летчики еще раз попытались сбить аэростат, но на этот раз у них ничего не получилось.

Период наибольшей активности АДА начался в 1956 году, когда только за два месяца советские границы нарушило около 3 тысяч аэростатов. А за 20 лет было зафиксировано 4112 шаров, из которых было сбито 793.

Кроме этого, много проблем советской системе противовоздушной обороны доставляли английские самолеты-разведчики «Канберра», американские RB-57 и U-2. Позже появились и RB-57F. Все они действовали на высотах, недоступных для перехвата.

Только за 5 дней июля 1956 года они осуществи 5 прорывов на советскую территорию глубиной до 350 километров. В том же году появился «Локхид» U-2, который появлялся над Москвой и Киевом, Крымом и Минском, Дальним Востоком и Прибалтикой, Сибирью и Средней Азией. Все попытки «достать» высотные самолеты-разведчики были безрезультатными. И только в ноябре 1959 года «противоядие» было найдено. Именно в это время на вооружение советской системы противовоздушной обороны был принят ракетно-зенитный комплекс С-75 «Десна». Свою эффективность он продемонстрировал 16 ноября, когда был сбит американский аэростат на высоте 28 километров.

С-75 стали использовать не только для защиты границ, но и особо важных объектов на самой территории государства. Немного позже на вооружении начали поступать и Су-9,истребители-перехватчики с потолком высоты в 20 километров. Но их количества еще было недостаточно для осуществления надежной защиты. Так, в 1960 году самолет «Локхид», вылетев из Пакистана, нарушил советскую границу в районе Туркмении и направился на Байконур. Были сделаны попытки перехватить его при помощи двух МиГ-19, но один из самолетов был уничтожен, поэтому перехват не состоялся. При возвращении «Локхида» назад над территорией Туркмении его пытались перехватить два МиГ-17, преследуя разведчика даже над иранской территорией, но безрезультатно.

В мае 1960 года все же удалось одержать победу над U-2, но без жертв с советской стороны не обошлось. Под Свердловском было поднято по тревоге два МиГ-19 и Су-9, но ни одному из этих истребителей перехватить врага не удалось, зато с этой проблемой справились ракетчики. Правда, переусердствовали: в спешке начали обстреливать своих, в результате чего один МиГ-19 был уничтожен, а летчик погиб.

Разгорелся крупный международный скандал, после чего президент США Д.Эйзенхауэр запретил полеты «Локхида». Тишина продолжалась более 2 лет. В конце августа 1962 года они снова появились над советской территорией в районе Южно-Сахалинска и Чукотки.

Кроме таких высотных самолетов-разведчиков над советской территорией появлялись и невысотные машины: RB-47 Stratojet и RB-45C Tornado. Так, RB-47 неоднократно появлялся над Японским и Каспийским морями, в районе Владивостока. В июле 1960 года один из таких самолетов пересек границу в районе Архангельска. Для его перехвата был использован МиГ-19. В результате американский самолет был сбит, из 6 человек экипажа в живых осталось всего двое.
Когда на вооружении советских войск появись зенитно-ракетные комплексы, а также истребители-перехватчики нового поколения, высотные прорывы границ закончились. Но это вовсе не значит, что нарушения воздушных границ прекратились. На вооружении натовских стран появились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которые могли вести разведку даже будучи за пределами нужного государства. Достаточно было находиться возле советских границ, чтобы вести успешную разведку на сотни километров вглубь.

Информации о противоборстве Америки и СССР в 60-е годы сохранилось очень мало, поскольку по приказу Л.Брежнева была введена строгая цензура в прессе. Любые инциденты, которые случались на советской границе, были засекречены. Поэтому единственный источник – это западные средства массовой информации. Так, за 3 года, с 1967 по 1970 год, американская сторона более 10 раз нарушала воздушные границы Советского Союза. Среди них и случай с DC-8, который в 1968 году пересек границы возле Курильских островов, имя на борту 100 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

В конце мая 1978 года в водах Норвежского моря пропал советский самолет Ту-16Р ВВС Северного флота. О том, что же случилось с разведчиком, не известно ничего. Последняя информация, которую получили с борта, была о том, что пилоты обнаружили американский «Эссекс». Существуют догадки, что Ту-16-Р был сбит американцами, хотя последние и отрицают свою причастность к исчезновению советского самолета.

В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года.

При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика. Американские пилоты катапультировались, а советские – с трудом добрались до базы.

С нарушением советских границ связан и еще один инцидент, который закончился гибелью сотен людей. В сентябре 1983 года советское воздушное пространство нарушил южнокорейский авиалайнер Боинг-747, который очень походил на разведчик RC-135. Когда на бортовом радиолокаторе появилась отметка цели, пилот Су-15, который был отправлен на перехват, идентифицировал ее, как RC-135. Что было дальше, напоминать нет необходимости…

После того, как на вооружении в Советском Союзе появились новые истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются лучшими в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного .

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря, после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012 совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми, и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавала.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы, — одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км в глубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания «холодной войны» страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но несмотря на то, что иницдент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил, что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух-воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против Ирана, за этим инцидентом не последовало.

Россия и Турция подтвердили, что бомбардировщик Су-24 был сбит на сирийско-турецкой границе. История подобных инцидентов показывает, что обе вовлеченные стороны в таких ситуациях пытаются избежать эскалации конфликта

Российский бомбардировщик Су-24 взлетает с авиабазы Хмеймим, 21 октября 2015 год (Фото: «РИА Новости»)

Сообщение о крушении военного самолета на Ближнем Востоке пришло утром во вторник, 24 ноября. Минобороны Турции и России подтверждают факт падения российского бомбардировщика Су-24, но каждая из сторон по-разному описывает обстоятельства происшествия.

По версии Анкары, самолет нарушил воздушное пространство Турции, о чем пилотов предупредили несколько раз подряд. В результате в воздух были подняты истребители F-16, которые и сбили российский бомбардировщик. Кроме того, как передает CNN Türk, один из пилотов погиб, другой захвачен в плен сирийскими туркменами.

Москва, напротив, утверждает, что бомбардировщик Су-24 ВВС России не нарушал воздушного пространства Турции, а был сбит (предположительно с земли) над территорией Сирии. О судьбе пилотов Минобороны России ничего не сообщает, за исключением того, что они, по предварительным данным, катапультировались из падающего самолета.

Безвоздушное пространство

За четыре с лишним года гражданской войны в Сирии это не первый инцидент, связанный с нарушением воздушного пространства, повлекший трагические последствия. Так, в июне 2012 года сирийская армия сбила разведывательный самолет F-4 ВВС Турции в прибрежной зоне Средиземного моря после нарушения воздушной границы над сирийскими территориальными водами. Оба пилота погибли, и тела их были найдены в ходе совместных поисков сирийских и турецких ВМС.

Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что «возмущен» сирийским решением сбить самолет, который, по его словам, выполнял учебную миссию. «Краткосрочное нарушение [воздушной] границы никогда не может быть поводом для атаки», — цитировала его Би-би-си. Сирия, заявил он, — «очевидная угроза» для Турции. Однако немедленных мер реагирования Анкара тогда не приняла: Эрдоган объявил, что Турция будет придерживаться позиции «здравого смысла», которую, однако, «не стоит воспринимать как слабость». В декабре 2012-го совет НАТО принял решение об усилении сил ПВО Турции в этом районе: по две батареи ЗРК Patriot предоставили США, Германия и Нидерланды.

Впоследствии же телеканал Al Arabiya обнародовал документы, которые якобы доказывают причастность к крушению самолета российских специалистов и утверждали, что турецкие пилоты были захвачены живыми и затем тайно казнены. «Основываясь на информации и указаниях российского руководства, [есть представление о] необходимости уничтожения двух турецких пилотов, задержанных подразделением спецопераций», — говорится в одном из документов. Летчики должны были быть умерщвлены «естественным образом», а их тела — возвращены на место катастрофы самолета в международных водах, указывается там же. Ни Турция, ни Сирия аутентичность документов не признавали.

Уже осенью 2012 года, когда участились столкновения между сирийскими войсками и вооруженной оппозицией на границе с Турцией и снаряды стали залетать на турецкую территорию, Анкара предприняла несколько бомбардировок сирийских позиций. В сентябре 2013 года турецкие ВВС сбили сирийский вертолет Ми-17, оказавшийся в воздушном пространстве страны. В марте 2014 года они сбили один из двух истребителей МиГ-23, которые проводили облет позиций повстанцев невдалеке от турецкой границы: одна из машин пересекла воздушное пространство Турции. Пилот катапультировался и был спасен.

В 2015 году произошло два серьезных инцидента: в мае Турция сбила с земли беспилотный самолет-разведчик иранского производства, на 11 км залетевший внутрь ее территории. В середине октября, уже после начала операции ВВС России в Сирии, турецкий F-16 сбил беспилотник уже российского производства, залетевший на 3 км вглубь Турции. Несмотря на намеки Анкары и Вашингтона, Москва отрицала, что этот БПЛА принадлежал российской армии. В итоге премьер Турции Ахмет Давутоглу , что хоть аппарат и был российского производства, но мог принадлежать как сирийским властям, так и курдским повстанцам.

Без последствий

С момента окончания холодной войны страны, формально не находящиеся в состоянии войны, неоднократно уничтожали над своей территорией военные самолеты друг друга. Например, в апреле 1992 года группа из нескольких истребителей-бомбардировщиков F-4 ВВС Ирана нарушила воздушное пространство Ирака, чтобы обстрелять с воздуха лагерь иранской оппозиции. Один из самолетов был сбит иракскими ПВО. В 1980-1988 годах две страны вели войну, которая унесла жизни не менее 250 тыс. человек, но, несмотря на то что инцидент в воздухе стал крупнейшим за четыре года нарушением перемирия между странами, возобновления боевых действий не последовало.

В октябре 1996 года турецкий F-16 потерпел крушение в Эгейском море, недалеко от греческого острова Самос (вплотную примыкает к территориальным водам Турции) во время выполнения тренировочного полета. Один из пилотов погиб, другой был спасен греческими военными. Инцидент произошел в период очередного обострения территориального спора вокруг Эгейских островов, но Афины и Анкара объявили о том, что крушение истребителя стало несчастным случаем. Семь лет спустя турецкий адмирал заявил , что в действительности F-16 был сбит ракетой «воздух — воздух» с греческого самолета. Афины подтвердить новые сообщения отказались.

В феврале 2009 года американские войска обнаружили и сбили иранский беспилотник-разведчик, курсировавший над территорией соседнего Ирака. По словам представителя Пентагона, ранее Вашингтон уже обвинял Тегеран в нарушении воздушного пространства Ирака, но иранцы отвергали все обвинения, называя нарушения случайными. «Теперь же ясно, что это не является случайностью или совпадением, — заявил подполковник Марк Баллестерос. — Ведь дрон более часа находился внутри границ Ирака». Никаких действий, направленных против Ирана, за этим инцидентом не последовало.

Суверенитет государства распространяется на воздушное пространство, расположенное над их сухопутной и водной территорией. Данный принцип в настоящее время считается частью общего международного права. В первые годы развития авиации (с появлением воздушных шаров, дирижаблей и первых летательных аппаратов тяжелее воздуха) в международном праве существовало три основные конкурирующие теории о правовом статусе воздушного пространства:

  1. теория свободного воздуха: утверждалось, что, поскольку воздух не может быть присвоен и полностью оккупирован, он должен быть таким же свободным, как и море (Фаукиль);
  2. теория зон: по аналогии с территориальным морем и открытым морем в низу должна быть зона территориального воздушного пространства, а над ним до неограниченной высоты – зона открытого воздушного пространства (Меринхак);
  3. теория полного и исключительного суверенитета государства.

Первая мировой война показала возможности использования военной авиация как нового грозного оружия, угрожающего безопасности соседних стран. Первая международная Конвенция по регулированию воздушных передвижений от 13 октября 1919 года разрешила противоречие, заявив в ст. 1: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что каждая держава имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией».

В статье 1 действующей Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года (Чикагская конвенция), которая в 2013 году насчитывала 191 государств-участников, указывается: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией». Такая формулировка свидетельствует о том, что принцип суверенитета государств над воздушным пространством не был установлен Чикагской конвенцией и применяется не только к сторонам этого процесса, но признается в качестве нормы общего международного права и, следовательно, должен применяется также к государствам, не являющимся участниками Конвенции.

Для целей Конвенции о международной гражданской авиации под территорией государства понимается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды. Аналогичного морских судов, являющейся нормой международного морского права, права мирного пролета воздушных судов над территориальными водами в не существует. Даже не имеют права производить полет над территорией другого государства, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом; подобные ограничения применяются и к беспилотным летательным аппаратам, включая воздушные шары.

Термин «воздушное пространство» не имеет достаточно точного определения в международном праве и не существует юридически установленной границы между воздушным и космическим пространством. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях изучает вопрос о делимитации и определении космического пространства: подобное определение, вероятно, также позволить дать четкое правовое определение воздушного пространства.

В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации государства согласились о том, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не участвующие в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения, но с учетом права государства, над территорией которого осуществляется полет, потребовать совершить посадку; данное право может быть дополнительно ограничено требованием соблюдения предписанных маршрутов и совершения посадок в указанных аэропортах.

Никакие регулярные международные воздушные сообщения, выполняемые воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, груза или почты, не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Такое разрешение или санкция на практике предоставляется в двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях, посредством которых договаривающиеся государства взаимно предоставляют права на осуществление пролета воздушных судов, а также другие коммерческие права, для установленных авиакомпаний и указанных пунктов отправления и назначения; в таких соглашениях часто оговаривается пропускная способность и частота полетов, требования по авиационной безопасности, вопросы налогообложения, положения, касающиеся урегулирования разногласий, и т. д.

Всех намеченных целей многостороннее или даже глобальное соглашения о правилах воздушных перевозок и аэронавигации не достигло. Международная конференция гражданской авиации, проходившая в Чикаго с 1 ноября по 7 декабря 1944 года, не внесла в Конвенцию о международной гражданской авиации никаких позитивных положений о регулярных международных воздушных сообщениях; однако, Конференция приняла и открыла для подписания две отдельные конвенции, касающиеся данного вопроса: Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте, подписанные 7 декабря 1944 года.

Согласно Соглашению о транзите по международным воздушным линиям каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам при выполнении регулярных международных воздушных сообщений две «свободы воздуха»:

  1. преимущественное право пролетать над его территорией без посадки;
  2. преимущественное право приземляться с некоммерческими целями (например, заправка или техническое обслуживание).

Соглашение о международном воздушном транспорте, известное как соглашение о «пяти свободах», к основным некоммерческим свободам добавила еще три:

  1. преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  2. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  3. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого Договаривающегося Государства и преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывающие с любой такой территории.

В настоящее время Соглашение действует только в 11 государствах. Однако сформулированные в нем «свободы воздуха» нашли свое воплощение во многих двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях.

Воздушное судно, вторгшееся в суверенное воздушное пространство или нарушившее его, зачастую бывает перехвачено и подвергнуто специальным мерам принуждения. Некоторые из таких случаев были переданы на рассмотрение в Международный Суд, но возражения против его юрисдикции всегда мешали Суду принять решение по существу вопроса (например: Дело о воздушном инциденте 7 октября 1952 года (США против СССР), Дело о воздушном инциденте 10 марта 1953 года (США против Чехословакии); Дело о воздушном инциденте 27 июля 1955 года (Израиль против Болгарии, США против Болгарии, Великобритания против Болгарии)).

К самым нашумевшим инцидентам, связанным с перехватом гражданских воздушных судов, можно отнести следующие: уничтожение израильского лайнера в Болгарии 27 июля 1955 года (58 погибших); 21 февраля 1973 года израильские ВВС сбили ливийский гражданский лайнер над Синаем (108 погибших); 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином был сбит рейс KA007 Корейских авиалиний (269 жертв). Последний инцидент побудил к принятию определенных ответных мер и 10 мая 1984 года 25-я (внеочередная) сессия Ассамблеи ИКАО единогласно одобрила поправку в виде новой статьи 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Статья 3 bis гласит:

Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Формулировка данного положения указывает на то, что поправка не вводит новую правовую норму, но признает и подтверждает ранее существовавшую норму ; опять же, норма распространяется не только на договаривающиеся государства, а на «каждое государство».