Люксембургский сад в Париже: Фото, скульптуры, что посмотреть. Люксембургский сад в париже Люксембургский сад в париже

Как в этом замкнутом пространстве
Вмещаются все радости земли?
Фонтаны, клумбы и дворец в убранстве,
Где некогда бывали короли.
Мирошникова Ирина



Левый берег Парижа славится волшебным обаянием истинно французского колорита. Здесь каждый кирпич старинных особняков пропитан тонкими нотками парижского настроения, которое сквозь века проносится романтичными волнами сквозь маленькие кафе, величественные соборы, пленительные розы садов и улыбчивые глаза шумных горожан.



И центром этого прекрасного района, который носит название «Латинский квартал», является роскошный парк в самом конце бульвара Сан-Мишель - Люксембургский сад. Это место не только пронизано нежными строками Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Дидро, Руссо, Эрнста Хемингуэя, и привлекает оно не только тем, что является одним из главных культурных наследий французской столицы, но в первую очередь тем, что Люксембургский сад пропитан той самой неповторимой энергетикой левого берега.



Фонтан Леда

Добраться Люксембургского сада можно как двигаясь пешком вдоль по бульвару Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованной оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров

Люксембургский сад с севера ограничен одноимённым дворцом и «Малым дворцом» (Petit Palais), который является официальной резиденцией президента Сената,оранжереей и Люксембургским музеем (Musée du Luxembourg), а с востока — Парижской высшей национальной школой горного дела (Ecole des Mines).




Сад можно условно разделить на две части: вокруг дворца расположены разбитые ещё в XVII в. в строго геометрическом порядке и в классическом французском стиле клумбы и террасы, в восточной и юго-восточной части возникла более поздняя парковая зона в английском стиле.



Сад был разбит в 1611 либо 1612 гг. по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, вокруг загородного замка, возводившегося в то время далеко за пределами города. Сад был заложен на землях, принадлежавших монастырю картезианцев, построенному на месте средневековой крепости Шато Вовер.


Крепость была огромной и пользовалась зловещей славой, похожей на репутацию замки Синей Бороды. До наших дней во французском языке сохранилось выражение «aller au diable Vauver», что означает «опасное путешествие». В XIII веке Людовик XI передал эти земли картезианцам, суровому монашескому ордену, основанному святым Бруно (ок. 1030-1101). Прообразом замка послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Мария скучала по пейзажам любимой Тосканы, поэтому распорядилась посадить вокруг нового королевского замка большое количество деревьев и создать обширные террасированные партеры с эффектными цветниками. По замыслам королевы, разросшиеся деревья со временем должны были образовать настоящий густой лес, для питания которого влагой был спланирован специальный акведук.

Две тысячи вязов, высаженных на территории, сформировали перспективу, которая на юге заканчивалась стеной монастыря картезианских монахов. Медичи хотела расширить территорию сада, но монахи отказывались отдать хоть пядь своей земли, поэтому этим планам суждено было осуществиться лишь в конце 18-го века, после разрушения монастыря во время Великой французской революции.

Сад был изменен в соответствии с замыслами архитектора Жана-Франсуа Шальгрена (Jean-Francois Chalgrin, 1739-1811), который не только расширил и продлил центральную перспективу, но и благоустроил пустовавшую территорию в юго-западной части сада. В этот же период в саду появились балюстрады, которые нависали над центральным цветочным партером и большим прудом (Le Grand Bassin).
В начале 19-го века, прилегающие улочки и дороги превратились в бульвары, но это не оказало какого-либо влияния на общую планировку сада.
Княжеский сад, в котором основоположник стиля рококо Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721) уединенно работал и искал вдохновение, был открыт для публики в 1778 году. Детскую карусель и театр, героем представлений которого был Гиньоль (Петрушка), создал в 1881 году архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (Jean-Louis-Charles Garnier, 1825-1898). Примерно в эти же годы в саду появились многие укромные уголки и площадки для игр и отдыха.



Оранжерея

Лианы, шалфей, георгины... Цветение растений в клумбах не прекращается в течение всего теплого периода года. Для достижения максимальной декоративности, три раза за год садовники меняют ассортимент растений в каждом цветнике.
В летние месяцы добавляются кадочные растения - апельсиновые деревья, финиковые пальмы, гранатовые деревья, олеандры, некоторым из которых уже более двух столетий. Эти и другие декоративные растения можно увидеть и в оранжерее, построенной в 1839 году и расширенной спустя 50 лет.



В отдалении красуются белые каштаны. В скрытом за кулисами из растений месте расположились лавры, аукубы и бирючина. Здесь также сохранились деревья, выращенные картезианскими монахами в своем собственном питомнике при монастыре, - это, прежде всего, почти две тысячи сортовых яблоневых и грушевых деревьев, посаженные вблизи стен.





Люксембургский сад в полной мере соответствует главному требованию, которое предъявляется сегодня к парижским паркам. Растущие здесь деревья и кустарники хорошо переносят регулярную обрезку, а также толерантны к атмосферным загрязнением и заболеваниями.



Каштаны, липы и клены представляют собой прекрасные убежища для городских птиц. Подавляющее большинство пернатых наиболее активны и наполняют сад звуками весной, но некоторые больше привлекают посетителей в зимнее время, - такие как большой пестрый дятел, воробей, или королек - самая маленькая из европейских птиц



Несмотря на то, что в XIX в. южное крыло дворца и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям,



Кто послужил моделью для многих статуй по большейчасти относящихся к XIX в., легко понять. Статуи королев и знаменитых дам Франции выстроились вдоль аллей парка. Среди них св. Женевьева, Мария Стюарт, Анна Бретонская, Клотильда Французская.

Анна Австрийская



Возлюбленная Петрарки-Лаура


Св.Батильда


Мария Стюарт


Мария-Луиза Орлеанская


Мария Медичи


Королева марго

Кроме королев можно увидеть и другие скульптуры в парке, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура - дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина (с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалёку Музее Цадкина).


Статуя Свободы в Люксембургском саду



В оригинале сад предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613—1624 гг. был построен акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII в





В 1617 г. территория сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по приказу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.





Уже в XVII в. парк пользовался большой популярностью. В XVIII в. Люксембургский сад стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро.




В последующие годы территория сада испытала много изменений: в 1782 г. его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, чтобы провести реставрацию дворца. Во время революции после секуляризациик артезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров.


В 1865 г. при Наполеоне III была разрезана проложенной рю Огюст Комт (rue Auguste Comte) и зданиями в восточной и южной части. Эти работы затронули в том числе особо любимые Ги де Мопассаном древесный питомник (Pépinière) и ботанический сад. Протесты граждан и пять петиций, одна из которых собрала рекордные для того времени 12 000 подписей, не возымели успеха. Фонтаны



Фонтан Медичи





Фонтан Медичи (1624 г., выполнен в модном тогда итальянском стиле) считается самым романтичным фонтаном Парижа и находится в одном из самых притягательных уголков Люксембургского сада.

Во времена королевы это был типичный итальянский фонтан-грот.



Однако в 1866 году мастер О. Оттен переместил фонтан и дополнил его скульптурной группой, дидактически толкующей миф о Полифеме. Бронзовый прообраз (Ришелье) вот-вот набросится на Галатею (Мария Медичи), ни о чем не подозревающую, лежащую в объятиях пастуха Акида.

Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев. Их плода попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.







Большой пруд


С пруда открывается перспектива на обсерваторию

Она начала формироваться в 1790 году, когда снесли монастырь, примыкавший к саду. Вдоль проспекта, почти до пересечения с бульваром Montparnasse, тянется сквер. Кроны деревьев, растущих по обеим его сторонам, столь пышны, что образуют плотную лиственную крышу.



В конце сквера установлен фонтан Обсерватории (Fontaine de l’Observatoire), который чаще называют фонтан «Четыре части света». В центре фонтана её автор, скульптор Давиу, расположил скульптурную группу работы Ж.-Б. Карпо. Четыре обнажённые девушки олицетворяют четыре материка - Евразию, Северную Америку, Южную Америка и Африку.







Их лицам приданы черты народов, населяющих континенты, а на плечах они держат земную сферу, окруженную сферой небесной. В плоскости эклиптики небесной сферы расположено кольцо с символами зодиакальных созвездий. Автор, конечно, знал, что материков на планете пять, но Австралия рушила всю композицию, и её пришлось убрать. Из вод фонтанного бассейна рвутся к небесам бьющие копытами кони.




Люксембургский сад - самый «французский» из всех парков города, потому что только здесь можно увидеть истинное предназначение зеленых местечек в Париже, как именно проводят свое свободное время парижане, и, наконец, стать одним из них, уютно усевшись на креслице у фонтана, вдыхая аромат роз и наслаждаясь свежестью зелени, скрывающей от такого с одной стороны далекого и одновременно неизмеримо близкого центра города.
Люксембургский дворец




Мария Медичи

Palais du Luxembourg — дворец, построенный для Марии Медичи по проекту Саломона де Бросса в 1615-31 гг. в Люксембургском саду в Париже, на месте усадьбы покойного герцога Пине из родаЛюксембургов (отсюда и название).



Стиль — переходный от ренессанса к барокко. По заказу Марии Медичи художник Рубенс написал для этого дворцадвадцать четыре холста со сценами из жизни королевы.



Через несколько месяцев после окончания строительстваЛюдовик XIII удалил её из Парижа. После смерти Марии здесь жили её сын Гастон Орлеанский и внучка, «Великая Мадемуазель».




Во время нацистской оккупации во дворце размещалась штаб-квартира люфтваффе во Франции, в нём периодически останавливался Герман Геринг, а генерал-фельдмаршал авиации Гуго Шперле довольно долго в нём жил. В настоящее время здесь заседает Сенат Франции.









































Где находится : Париж, 6й округ, Сен-Жермен,
Как добраться: RER Luxembourg / м.Odeon / St-Sulpice
На что посмотреть : сад, который парижане называют «Люко», разбит перед южным фасадом Люксембургского дворца. Это, пожалуй, самый романтичный из парижских парков. Здесь находят уединение влюбленные, ведут научные споры профессора, старушки кормят с рук птиц, которые давно перестали бояться людей.

и стен Сорбонны, на 26-и га земли, что на левом берегу размеренно текущей Сены, раскинулся роскошный Люксембургский сад. В свое время им любовались многие великие сыны Французской Республики, увековечивая в живописных полотнах и серенадах. Невольно вспоминаются лирические строки Джо Дассена «Люксембургский сад»:

Люксембургский сад…
Я уже давно сюда не приходил…
Здесь бегают дети и падают листья,
Здесь студенты мечтают о том времени, когда закончится их учеба,
А учителя мечтают вернуть те дни, когда она начиналась…
Влюбленные неспешно приподнимают
Рыжий ковер, который расстелила перед ними осень…

Этот парк и сейчас остается любимым местом отдыха парижан, которые чувствуют себя в нем уютно и спокойно. Тут они готовятся к экзаменам, удобно разместившись на лавочках, стульях или просто на траве, и наслаждаются теплыми солнечными деньками, прогуливаясь парочками по тенистым аллеям, по которым когда-то ступала сама Екатерина Медичи.

Jardin du Luxembourg – осуществившаяся мечта Медичи

Своим возникновением Люксембургский сад в Париже обязан королеве, которая оставила яркий след в истории Франции. Ее имя связывали с колдовством, террорами и заговорами. Весьма подозрительно выглядит смерть ее супруга – Генриха IV от руки Ревальяка, который неожиданно из школьного учителя превратился в ярого религиозного фанатика. Усугубляет ситуацию тот факт, что всего за день до этого Генрих поддался на уговоры Марии и согласился короновать ее.

Став вдовой и регентшей своего несовершеннолетнего сына – Людовика XIII, она прочно удерживала бразды правления страной. Но не только власть и политические интриги интересовали монархиню. Благодаря ей появился бульвар Cours la Reine (бульвар Королевы), прекрасная система водопроводов, коллекция картин Рубенса, ныне выставленная , и Люксембургский сад вокруг дворца Медичи.

Отдав приказ о начале работ в 1611 году, Мария тем самым проявила ностальгические метания души. Дворцово-парковый ансамбль во многом перекликался с Палаццо Питти и садом Боболи во Флоренции, где она провела свои лучшие годы, а также венчалась с Генрихом IV, хотя на торжественную церемонию вместо себя жених прислал доверенное лицо.

Решив построить в сердце Франции собственную маленькую Италию, королева выбрала место, где когда-то стояла усадьба герцога Пине, принадлежавшего роду Люксембургов, к тому времени давно покинувшего мир живых. По задумке большие лесистые участки перемежались множеством цветочных клумб, озер и фонтанов, а чтобы обеспечить доступ к воде, был построен большой акведук Аркей.

Хотя с XVII века сад не раз перестраивался, мы еще можем любоваться многим из того, что в свое время построили при великой женщине, например, подковообразным пандусом и высокими террасами, огибающими роскошный центральный фонтан.

Когда Мария Медичи была выставлена своим обожаемым, но достаточно оперившимся для собственных интриг, сыном Людовиком из дворца, ее детище не осталось на произвол судьбы. Люксембургский сад был слишком прекрасен, чтобы о нем перестали заботиться. За счет земель картезианского монастыря его территорию увеличили, а позже от пандуса до парижской обсерватории пролегла авеню де л’Обсерватуар, что положило начало популярности великолепного парка.

В XVIII веке сюда любили приходить за вдохновением философы, драматурги, мыслители и писатели – Дени Дудро и Жан-Жак Руссо, влекомые незримыми тайнами, облаченными в зеленые, геометрически правильные ландшафты.

Люксембургский дворец

С 1615 года в саду началось строительство замка, продлившееся до 1631 года, а занимался проектом Саломон де Бросс – маньерист, потомственный архитектор, имеющий большое влияние во Франции XVII столетия. А вот для внутреннего оформления палат Мария пригласила своего любимого живописца – Питера Паула Рубенса.


Ее завораживала кисть мастера – то, как неподражаемо реалистично фламандец передавал на своих полотнах движение, создавал нежные и чувственные женские образы. С одинаковым мастерством ему удавались портреты, пейзажи, масштабные произведения на религиозную и мифологическую тематику.

По просьбе королевы Рубенс написал для галереи Люксембургского дворца, расположенной на втором этаже (сейчас тут заседает Сенат), 24 картины. Этот большой цикл занял временной промежуток с 1622 по 1625 года, и в нем отображены все главные вехи жизни его венценосной покровительницы, начиная от благословения богов ее родителей на рождение желанного дитя, до примирения Марии с Людовиком после нескольких лет недопонимания.

Тогда еще никто не знал, что облаченная безграничной властью монархиня после долгих лет скитаний будет вынуждена доживать свой век в бедности и одиночестве, найдя последний приют в доме Рубенса на Цветочном переулке в Кёльне.

Сейчас картины гениального художника выставляются на 2-м этаже Лувра в зале №18 в галерее Ришелье.

Время шло, действующие лица менялись. В 1782 году Людовик XVIII решил расширить Люксембургский дворец, пожертвовав шестью гектарами земли, но когда грянула революция, изъятие прилегающих церковных владений позволило вернуть саду его былые просторы.

Статус королевской резиденцией замок сохранял вплоть до 1789 года, но уже в 1791-м был объявлен Государственным дворцом, где вскоре поселилось революционное правительство – Директория. В 1794 году довелось палаццо побывать и тюрьмой, в которой содержалось 800 заключенных. Среди них оказался и Жорж Дантон – один из основателей Первой французской республики.

В 1815 году тут обосновалась палата пэров, ну а в 1879-м здание занял сенат, пребывая там и поныне.

С приходом Наполеона III в 1865 году произошли очередные перемены – целостность территории была нарушена появившимися строениями в южной и восточной частях зеленого оазиса, а также улицей Огюста Конта. При этом был нанесен урон древесному питомнику, который когда-то вдохновлял Ги де Мопассана, и ботаническому садику. Хотя парижане пытались протестовать против вандализма в подаваемой петиции, которую подписали свыше 12 000 человек, положительного результат это не принесло.

Королевская аллея среди лип

Прогуливаясь извилистыми дорожками, хочется свернуть в укромный уголок, чтобы из тени ветвистых деревьев помечтать о прошлом. В фантазиях оживают романтические летние вечера, когда королева любовалась прекрасными фонтанами, вдыхала аромат цветущих лип. Или наблюдала осенью за увядающей природой, одновременно обдумывая очередной монарший указ.


Сегодня в саду нас окружает множество мраморных скульптур и памятников, но это относительно новая декорация – появились они в XIX столетии при короле Луи-Филиппе. Тут есть сцены из мифологии и изваяния венценосных женщин, причем их характеры читаются в камне явно и безошибочно.

Хотя Мария Медичи и была первой, кто обживал палаты Люксембургского дворца, среди венценосных статуй мы увидим первую жену короля Генриха IV, с которой тот вынужден был развестись из-за отсутствия наследников. Маргарита де Валуа, известная как королева Марго, о чем-то задумалась, и немного напоминает древнегреческую богиню.

А вот вторая, она же последняя супруга Генриха, полная ей противоположность. Будучи дамой весьма серьезной, даже теперь Мария выглядит основательной, без малейшего намека на жеманство – суровый взгляд сверху вниз, в руке жезл, как символ власти.

Повстречаете вы и Марию Стюарт, узнав по горделивой осанке и уверенному взору. Хотя она недолго пробыла королевой, будучи супругой болезненного короля Франциска II (1559-1560 года), и после его смерти вернулась в Шотландию, тоже удостоилась чести быть в компании остальных 20-и статуй знаменитых дам Франции.

Другие французские королевы: Бертрада Лаонская, Анна Австрийская, Святая Батильда, Маргарита Прованская, Анна Бретонская, Бланка Кастильская, Клотильда Бургундская.

  • Королевы Наварры: Маргарита де Валуа и Жанна д’Альбре.
  • Королева-консорт Испании – Мария Луиза Орлеанская.
  • Королевы Англии – Матильда Фландрская и Мария Анжуйская, занявшая место скульптуры Жанны д’Арк.
  • Регенты Франции – Луиза Савойская и Анна де Божё.
  • Герцогиня Орлеанская Валентина Висконти.
  • Святая Женевьева Парижская.
  • Легендарный символ Тулузы – Клеманс Изор.
  • Воспетая Петраркой во многих сонетах возлюбленная им Лаура де Нов.

О чем шепчутся скульптуры

Разбавляют сон горделивых королев статуи Люксембургского сада, изображающие сцены «обыденной жизни» античных дев и богов, а также скульптуры и монументы от классики до сюрреализма.


Рядом со зданием дворца красуется обнаженная «Женщина с яблоками», созданная Жаном Терзиеффом. Есть тут и миниатюрная копия Статуя Свободы («Свобода, освещающая мир») Огюста Бартольди. В отличие от своей 46-метровой и 30-тонной сестры, подаренной Америке на ее сотый год независимости, эта не превышает 2-х метров.

В 2011 году кто-то ночью нанес ей ущерб, отбив держащую факел руку, а потому после двухлетней реставрации статую переместили в более охраняемую зону.

Маленьких Свобод в Париже осталось целых четыре, и остальные три находятся на Лебедином острове посреди Сены, на пришвартованной близ барже и в Музее искусств и ремесел.


Люксембургский сад украшают и монументы с памятниками таким знаменитым людям, как: поет и критик Шарль Бодлер, поэт и литературный импрессионист Поль Верлен, основоположник психологического романа – Стендаль, прозаик-реалист Гюстав Флобер.

Уделите внимание создателю биографического метода в литературе – Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, живописцу в стиле рококо – Антуану Ватто, живописцу романтического направления – Энжену Делакруа и композитору, автору многочисленных опер – Жюлю Массне. Необычный вид имеет памятник поэту-сюрреалисту Полю Элюару, выполненный в соответствующей манере авангардистом-скульптором Осипом Цадкиным.

Вас порадует встреча с Шопеном и Бетховеном, Полем Верленом, Анри Мюрже и писательницей Жорж Санд. Есть тут и памятники политическим деятелям: Пьеру Гийому и Мендесу-Франса, а также инженеру-изобретателю и физику Эдуарду Бранли.

Прогуливаясь лазурными полями, создается впечатление, что постоянно перемещаешься из одной эпохи в другую, словно путешествуешь по мирам. Такое ощущение появляется отчасти благодаря скульптурам из древнегреческих мифологий.

Это и Тесей в момент сражения с минотавром, и сатир Силен. Неожиданно перед зрителями предстает Геркулес, пытающийся повернуть русло реки Альфей и Арио с дельфином. Немало в парке и изваяний животных, застывших в грациозных позах, принадлежащих авторству скульптора Огюста Кэна.

Фонтаны Люксембургского сада

Многочисленных туристов и местных жителей привлекает в столь изысканное место с открытыми просторами и укромными закоулками возможность посидеть у одного из фонтанов с водоемами.


С запада от дворца можно найти один из них, посвященный графику и живописцу Эжену Делакруа с его бюстом посреди композиции с аллегорическими статуями. Изваял его в бронзе Жюль Дало в 1890 году.

Отправившись в южном направлении, увидите сад Обсерватории с фонтаном, где основной композицией является Земля, удерживаемая четырьмя женскими фигурами, символизирующими Америку, Африку, Азию и Европу. Произведение так и называется: «Четыре стороны света». Наша планета находится внутри полой воздушной сферы, опоясанной кольцом, на котором друг за другом расположены знаки зодиака.


Под каждой девушкой из водной стихии вырывается пара морских скакунов Нептуна, а рядом с ними рыбы, выпускающие струи воды в ответ на те, что направляют в их сторону черепахи, расположенные на противоположном конце бассейна.

Над фонтаном работало четыре скульптора: Луи Вийемо, Пьер Легрэн, Эммануель Фреми и Жан-Батис Карпо.

В центре парка привлекает большой восьмиугольный пруд Гран Басен (Grand Bassin). Особенно интересен он детворе, которая любит пускать по воде кораблики.


Кстати, если нет своего, рядом есть выбор моделей, которые можно взять напрокат.


Об этом развлечении не забыл упомянуть в своей песне и Джо Дассен, продолжая страдать от любви:

Там, где идет этот ребенок, я проходил когда-то…
Он идет почти по следам, оставленным мной…
Мои кораблики еще колышутся на волнах бассейна…
Хотя годы умерли,
Воспоминания живы…

Еще один день без любви,
Еще один день жизни…
Дождливый день, который уходит,
Дождливый день вдали от тебя…

Но самый известный, это Фонтан Медичи в Люксембургском саду. Таким, каким видим его мы, он стал в 1862 году. Причем его пришлось сдвинуть на 30 м, чтобы протянуть авеню Медичи.


Появился прилегающий к нему пруд, протяженностью в 50 м, куда запустили несколько видов рыб, и теперь там есть даже сомы. Водная гладь, словно зеркало, отражает свисающие гирлянды плюща.

Именно сюда приходят посетители, желая скрыться от летней жары в прохладе каштановых аллей, а заодно полюбоваться скульптурным эскизом, запечатлевшим трогательный момент встречи нимфы Галатеи со своим возлюбленным пастухом Атисом, над которыми нависает ревнивец циклоп Полифем. Эта архитектоника тоже появилась позже, а авторство принадлежит скульптору Оттэну.

Однажды снесенные, вернулись на свои места статуи Сены и Роны, а также восстановлены гербы Франции и рода Медичи. А если обойти этот фонтан, можно увидеть еще один – «Леда и лебедь», где центральную часть занимает прекрасный барельеф.

Музей, в который был влюблен Хемингуэй

Со стороны оранжереи в крыле Люксембургского дворца в 1750 году открылся первый общественный музей, где каждый мог посмотреть выставку королевских полотен. А в 1818 году он стал первым европейским музеем современного искусства, куда художники подавали свои произведения на суд зрителей.

В 1871 году управляющим в нем назначили Андре Жилля – того самого иллюстратора, который прославился карикатурами, часто публикуемыми в парижских газетах, а также афишей для кабачка на Монмартре «Проворный кролик». Под его руководством тут стали выставлять собственные работы наиболее талантливые художники и скульпторы, что послужило поводом присуждения заведению звания Государственного музея новейшего искусства в 1937 году.

Эрнест Хемингуэй, живший неподалеку в 1920-х годах, не в силах был пройти мимо вернисажа. В своей книге «Праздник, который всегда с тобой» он упоминает, что старался так выбирать дорогу, дабы пройтись по Люксембургскому саду и свернуть в музей ради полотен импрессионистов Моне и Мане, а также постимпрессиониста Сезана.

В 1986 году большинство собраний передали в , освободив пространство под тематические выставки, которые периодически меняются. Увидеть их можно ежедневно, кроме 25 декабря, в понедельник и пятницу: 10:00-21:30, а в остальные дни до 19:00.

Досуг на территории зоны отдыха

Помимо пускания корабликов в этом райском уголке имеются и другие развлечения. Например, можно прокатиться на старинной карусели, поиграть на детской площадке с множеством горок и качелей, прокатиться на пони или в экипаже. Тут есть даже площадки для игры в баскетбол, бочче, большой теннис и его предшественника – жё-де-пом. Те, кто предпочитает проводить время более спокойно, могут устроить состязание в шахматы с местными гроссмейстерами.


Посетите музыкальный павильон, где частенько играет живая музыка. Внешняя стена постройки использует для размещения работ фотографов, так что в одном месте можно наслаждаться как прекрасными музыкальными произведениями, так и получать созерцательно-эстетическое удовольствие.

Обязательно посетите театр кукол «Гиньоль» с Петрушкой в главной роли. Работает он с 11 до 15:30, правда не ежедневно, а потому предварительно посмотрите расписание спектаклей. Вход стоит 6 евро.

Растения вокруг дворца Медичи

Люксембургский сад (фото)

Фотогалерея Люксембургский сад в Париже

1 of 14

Люксембургский сад (Париж, Франция): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) - дворцово-парковый ансамбль, одна из главных достопримечательностей Латинского квартала Парижа. Сад находится в конце красивого бульвара Сан-Мишель, по которому до него можно добраться. Также можно доехать до Люксембургского сада на метро, выйдя на станции «Люксембург».

В саду стоит Люксембургский дворец - один из лучших архитектурных памятников всей Франции. Перед дворцом располагается огромный прекраснейший фонтан, по водам которого можно даже запустить модель парусника. Чуть в стороне - атмосферный фонтан Медичи 17 века, мраморный, заросший мхом.

Люксембургский сад

Недалеко от центрального входа в Люксембургский сад располагается музыкальный павильон - открытая сцена, на которой постоянно устраиваются концерты, выступают любители и профессионалы. В саду есть множество аттракционов, игровых и спортивных площадок. Что неудивительно, ведь его общая площадь достигает 26 гектаров, есть где развернуться.

Diana Norgaard / flickr.com Jim Linwood / flickr.com Joe deSousa / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Kosala Bandara / flickr.com Kathleen Conklin / flickr.com Andrew Crump / flickr.com Jon / flickr.com Francisco Anzola / flickr.com

Часто бывает так, что гости Парижа, нагулявшись по шумным улицам этого современного Европейского города, желают отдохнуть в каком-нибудь романтичном месте, где время словно остановилось и чувствуется дыхание былого. Одним из таких мест является прекрасный Люксембургский сад.

Дорога к нему лежит через 6-й Парижский квартал (фактически это центр Парижа). Поблизости расположен старинный университет Сарбонна и воспетый Виктором Гюго Нотр-Дам (он же – Собор Парижской богоматери).

Изящные и многочисленные скульптуры, красивые фонтаны, ухоженные аллеи и лужайки ждут гостей Люксембургского сада.

После того как в 1610 году был убит Генрих IV, королевой Франции стала его супруга – Мария Медичи. Вдова скучала по своей родной Италии и решила, что в Париже должен быть возведен Люксембургский дворец в стиле Флорентийского Палаццо Питти, в котором прошли детские годы Марии. Вокруг дворца должен быть устроен сад. Участок под будущее строительство выкупили у одного из герцогов рода Люксембургов – отсюда пошло и дальнейшее его название.

В то время когда одни мастера трудились над стройными формами дворца, другие отдавали силы разбивке сада. Они построили на его территории акведук в форме моста. Вода по нему поступает в прекрасный фонтан, который и поныне радует глаза туристов. Влюбленные парочки и просто романтичные люди особенно ценят ту часть сада, в которой находится другой знаменитый фонтан имени Марии Медичи. Постепенно территория сада разрасталась. Поблизости от него располагался монастырь, относящийся к ордену картезианцев. Но в 1617 году по высочайшему повелению часть монастырских земель была переведена в ведение сада. После смерти Марии Медичи благоустройством сада управляли её наследники. Так Людовик XIV повелел включить в его пределы авеню де ль`Обсеватуар.

Вторая половина XVIII была ознаменована французской революцией. Теперь по тенистым аллеям сада прохаживались простые горожане, а в самом Люксембургском дворце была устроена тюрьма, в которой томились ещё недавно знатные парижане. Впрочем, через некоторое время все вернулось на круги своя и освобождённая знать вновь наслаждалась ухоженным садом.

В 1865 французские интеллигенты, а в их числе тогда ещё молодой Ги де Мопассан (в будущем – известный писатель) активно протестовали против работ, которые развернулись на территории сада. Дело в том, что правитель Франции Наполеон III распорядился проложить новую улицу, впоследствии получившую название Огюст Комт. По проекту улица эта разрезала Люксембургский сад надвое. На её пути оказались и древесный питомник, и ботсад. Всего собрали 12 тысяч подписей, но строительство не остановили. Зато многочисленные мраморные статуи, являющиеся одним из главных украшений сада, были поставлены там по распоряжению все того же Наполеона III.

Что стоит посмотреть в Люксембургском саду?

Люксембургский сад занимает территорию порядка 26 гектар. Здесь гости могут увидеть 106 скульптур, а также фонтаны. Самый знаменитый из них – Центральный, расположенный возле Люксембургского дворца. Там, у большого водоёма выдают напрокат модели парусников. Выполненный в итальянском стиле фонтан Медичи – частое место встреч влюблённых парочек. А также в саду – ухоженные цветники, террасы и музыкальный павильон, где регулярно проводятся концерты.

Люксембургский дворец

Jon / flickr.com Chris Waits / flickr.com Hugh Millward / flickr.com Alison and Fil / flickr.com Andrew Crump / flickr.com David Stanley / flickr.com Cristian Bortes / flickr.com Randy Connolly / flickr.com Joe deSousa / flickr.com Mark Fugarino / flickr.com

Люксембургский дворец во времена революции XVIII века являлся тюрьмой для представителей свергнутой власти, в наше время здесь заседает Сенат Франции. Впрочем, и простым гостям там рады – в нём работает музей. Для того чтобы попасть внутрь надо пройти через огороженный внутренний двор, ориентиром служит купол, возвышающийся над центральной частью Люксембургского дворца.

Люксембургский дворец не оставляет равнодушными туристов своей грациозностью. Здесь они видят черты тосканской архитектуры – той самой, о которой тосковала, вспоминая родную Флоренцию Мария Медичи. Но, помимо того, архитектор Соломон де Бросс оставил в очертаниях дворца и детали классической французской школы. На вопрос, к какому стилю относится Люксембургский дворец, эксперты не могут ответить однозначно. Присутствуют в нём элементы, как ренессанса, так и барокко. Как бы там ни было, а, судя по воспоминаниям современников, Мария Медичи осталась довольной внешним видом и убранством дворца. И даже заказала у знаменитого художника Рубенса 24 полотна со сценами из её жизни. Эти картины стали одним из украшений залов.

Оранжерея и теплицы

Kathleen Conklin / flickr.com Diana Norgaard / flickr.com Ken & Nyetta / flickr.com Kosala Bandara / flickr.com Dirk Haun / flickr.com Mark Fugarino / flickr.com

Люксембургский сад в Париже знаменит и своими цветниками. Дело в том, что побывав там единожды, через три года вы можете возвращаться туда за новыми впечатлениями. Именно с такой периодичностью садовники меняют растения. А в закрытых оранжереях бережно выращиваются декоративные насаждения, которые, после того как окрепнут, переносятся в сам Люксембургский сад, являясь одними из лучших его украшений. Помимо того, в оранжереях проводятся временные экспозиции. Посетители могут увидеть редкие, в том числе тропические растения.

Основные фонтаны

Alex Thomson / flickr.com Daniel Stockman / flickr.com Joe deSousa / flickr.com M R / flickr.com Francisco Anzola / flickr.com

В центре фонтана Медичи возвышается кентавр. Он напряжён и готовится к молниеносному прыжку на Ациса и Галатею. Несколько вычурные, но все же красивые формы присущи стилю барокко и отражают один из мифов античности. Если обойти фонтан, то можно увидеть барельеф с изображением лебедя и Леды. Также возле фонтана устроен пруд с чистовой водой, в которой можно увидеть разнообразных рыбок.

Когда Люксембургский сад откроет вашему взору фонтан, в центре которого стоят четыре девушки, держащие на своих хрупких плечиках земную сферу – значит, вы дошли до фонтана Обсерватории, над которым трудились несколько талантливых архитекторов и скульпторов. Лицо каждой женщины индивидуально, отражает черты жительниц Евразии, Африки, Северной и Южной Америки – эти материки они и символизируют.

В центре прямоугольного бассейна возвышается бюст человека с шестью водными струями. Это – фонтан Делакруа, названный так в честь именитого французского художника.

Скульптурные группы и статуи

Colin Parker / flickr.com Nicki Dugan Pogue / flickr.com Daniel Stockman / flickr.com Oh Paris / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Daniel Jolivet / flickr.com Tim Adams / flickr.com brownpau / flickr.com Joe deSousa / flickr.com

Расположенные в Люксембургском саду статуи делятся на несколько групп.

  • Статуи и скульптурные группы, представляющие персонажей античной мифологии. Например, сцена сражения Тесея с минотавром. Пожилой сатир Силен в окружении очаровательных нимф. Геркулес, совершающий очередной подвиг, и другие.
  • Помимо того, можно насчитать 20 статуй существовавших в реальности знаменитых женщин. Среди них французские королевы начиная с древнейших времён – от Святой Батильды и до самой Марии Медичи. Королевы Англии Матильды Фландрской и Марии Анжуйской, причём на месте последней до 1876 года находилась статуя Жанны д`Арк. Статуя Лауры де Нов, которую прославил в своих сонетах Петрарка.
  • Большая группа статуй представляющих знаменитых деятелей науки, искусства и политики. Так посетители увидят фигуры композиторов: Шопена, Бетховена и Массне и других. Поэтов: Шарля Бодлера, Поля Верлена и Анри Мюрже. Писателей: Жорж Санд и Гюстова Флобера. Политики представлены лицами Пьера Гийома и Меденса Франца.
  • Помимо того в Люксембургском саду стояла статуя Свободы двухметровой высоты. Именно её изваял выдающийся скульптор Фредерик Огюст Бартольди и именно на её основе создал потом знаменитую статую Свободы, ставшую одним из главных символов Нью-Йорка. Но в 2011 году ночью некий злоумышленник пробрался в Люксембургский сад и отпилил у статуи руку с факелом. Через пару лет статую отреставрировали, но чтобы избежать повторения подобных инцидентов её поместили в охраняемую галерею.

Левый берег Сены, через дорогу – Латинский квартал, здания университетов и лицеев Сорбонны. Здесь студенты дописывают домашние задания, здесь народ постарше отдыхает на железных стульях в свой обеденный перерыв, здесь в зеленых аллеях мамы, бабушки и нянюшки выгуливают юных граждан Французской Республики.

Это Люксембургский сад (le Jardin du Luxembourg), 26 гектаров тишины и покоя посреди километров вечной парижской суеты сует. Как не вспомнить тут начало двенадцатиминутной композиции в исполнении Джо Дассена:

«Люксембургский сад...
Как давно я сюда не приходил!
Вот бегают дети, вот падают листья,
Вот студенты мечтают о конце занятий,
А преподаватели – об их начале...».

История. Глоток Флоренции в Париже

Разбить Люксембургский сад распорядилась Мария Медичи (Marie de Médicis) в 1611 году. Это произошло вскоре после того, как простой школьный учитель из Ангулема Франсуа Равальяк (François Ravaillac), обернувшийся вдруг религиозным фанатиком, зарезал ее мужа – короля Генриха IV (Henri IV), сменившего протестантскую веру на католическую ради французского престола. Мария, коронованная по ее настоятельной просьбе за день до гибели супруга, в одночасье стала не только венценосной вдовой, но и регентшей при сыне – восьмилетнем короле Людовике XIII. Словом, полномочий хватало. Да и женщина она была властная – достаточно взглянуть на ее портрет работы Франса Пурбуса Младшего.

Выросшая во Флоренции, одном из центров итальянского Возрождения, Мария и в диковатом для нее Париже стремилась к прекрасному. Когда же она стала полноправной распорядительницей государственной казны , велела не только реконструировать замок за городской чертой, но и обустроить вокруг него сад . А чтобы деревья не зачахли, приказала провести к нему акведук. Строители, вдохновляясь любимым королевой флорентийским палаццо Питти и её личными пожеланиями, за какие-то полтора десятилетия закончили дворец. Надо сказать, что появился он на месте усадьбы к тому времени давно оставившего мир герцога Пине из рода Люксембургов. Если бы имя рода герцога не перешло дворцу и саду, вряд ли сейчас хоть кто-то вспоминал о его светлости.

Люксембургский сад доныне сохранил многое из того, что было задумано и сделано еще в начале XVII века. Например, пандус с террасами вокруг большого фонтана, создающий ощущение, будто ты переходишь из одного измерения сада в другое.

Как добраться

Люксембургский сад расположен не очень далеко от – стоит лишь пересечь Сену по мосту Сен-Мишель (Saint-Michel) и пройти по бульвару Сен-Мишель до улицы Вожирар (Vaugirard), а там свернуть направо.

До Люксембургского сада можно доехать автобусами: № 58, 84, 89, остановка «Люксамбур» (Luxembourg) и № 63, 70, 87, 86, «Сен-Сюльпис» (Saint Sulpice).

На север от Люксембургского сада, хотя и не сказать, чтобы рядом, есть станции метро «Сен-Сюльпис» (Saint-Sulpice – названа по расположенной рядом церкви Святого Сульпиция) и «Мабийон» (Mabillon - в честь ученого и монаха-бенедиктинца Жана Мабильона).

А ближайшая станция метро – «Люксамбур» (Luxembourg) – находится на бульваре Сен-Мишель, наискосок от одного из входов в сад. Возле южной оконечности сада, окаймленной с двух сторон проспектом Обсерватории (avenue de l`Observatiore) есть станция «Пор-Рояль» (Port-Royal).

Ленин с Троцким у Королевских ворот

Возле станции «Пор-Рояль» (в переводе – Королевские ворота) наш соотечественник найдет сразу две виртуальные достопримечательности. Первая – Парижский меридиан (он считался нулевым до передачи этого почетного звания Гринвичскому). Меридиан совпадает с проспектом Обсерватории, а еще он обозначен фонтаном со скульптурой «Четыре стороны света».

Вторая – реальный ресторан «Клозри де Лила» («Closerie des Lilas», в переводе – сиреневый палисадник), в котором теперь уже виртуальные Ленин с Троцким любили играть в шахматы. Впрочем, тут бывали и многие другие известные личности – от Артюра Рембо до Мика Джаггера, который и сейчас живее всех живых. Имеет ли смысл посетить ресторан? Он, мягко говоря, не из дешевых. Но если вы решили пойти по ленинским или джаггерским местам и вполне презираете деньги (особенно когда они есть), то вас, конечно, не испугает фаршированное травами седло ягненка с черными трюфелями за 50 евро или, скажем, устрицы – от 20 до 30 евро за полдюжины. Что уж говорить о фирменной ром-бабе за 12,50!

Люксембургский дворец

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg) был перестроен, напомню, для Марии Медичи в 1615-1631 годах по проекту яркого представителя маньеризма в архитектуре Саломона де Бросса (Salomon de Brosse) .

Неугомонная в своих культурных и политических желаниях Мария заказала для нового дворца не кому-нибудь, а самому Питеру Паулю Рубенсу 21 полотно со сценами из своей собственной жизни и три портрета сверх того. Сейчас они хранятся в .

Но недолго наслаждалась вдовствующая королева садом и дворцом: вскоре после окончания строительства ее сын Людовик XIII (Louis XIII), устав терпеть интриги матери, выслал ее же из Парижа. Он к тому времени больше доверял другому интригану – своему премьер-министру, кардиналу Ришелье. Больше десяти лет скиталась французская королева-итальянка по европейским столицам, пока не окончила дни в одиночестве в Кёльне – в доме своего любимого живописца Рубенса, которого тогда уже два года как не было на этом свете.

А в Люксембургском дворце жизнь шла своим чередом. Тут поселился еще один сын Марии Медичи – Гастон Орлеанский – и его дочь Анна Мария Луиза Орлеанская, между прочим, герцогиня де Монпансье. Эта принцесса королевской крови неприлично долго не могла выйти замуж и потому получила прозвище Великая Мадемуазель. Интриг и заговоров папа с дочкой тоже не избегли, но головы свои, а заодно дворец для потомков, сберегли. И за парком ухаживали.

До самой Великой французской революции 1789 года Люксембургский дворец оставался королевской резиденцией. В 1791-м его объявили Государственным дворцом, где тут же расположились члены Директории – это, если кто забыл историю, революционное правительство так называлось . После падения Наполеона, с 1815 года, во дворце размещалась палата пэров, а с 1879 года – сенат.

Да, вообразите себе – прямо здесь, в парковом дворце, заседают 348 сенаторов, работу которых обеспечивают 2 тысячи сотрудников сената. И пока мы с вами гуляем по дорожкам Люксембургского сада, сенаторы, поглядывая в окна дворца на нас и своих очень немногочисленных часовых, решают судьбы Франции. А может быть, и мира! Сейчас Сенат Французской Республики возглавляет Жерар Ларше. Вот он, на снимке выше, принимает делегацию из Азербайджана.

В сам Люксембургский дворец вы, конечно, не попадете – даже французским депутатам не нравится, когда им мешают работать. А вот в музей дворца – пожалуйста. Подробнее о нем расскажу дальше.

Королевы в каштановых аллеях

Давайте же пройдем по парку. Встав лицом к сенату, двинемся по часовой стрелке зеленого циферблата Люксембургского сада. Далеко идти не придется. Тут же рядом с Люксембургским дворцом мы увидим скульптуру «Женщина с яблоками». Ее автор – Жан Терзиефф. Вообще-то, он выходец из России, точнее из Кабарды, и зовут его Авенир Чемерзин. А его сын Лоран Терзиефф стал известным французским актером.

Еще пара шагов, и мы с вами выходим к одному из прекраснейших фонтанов мира – фонтану Медичи, построенному в стиле барокко все тем же архитектором Саломоном де Броссом для все той же Марии Медичи.

В центральной нише видим прекрасную Галатею с пастухом Атисом как раз в тот момент, когда их застиг ревнивый циклоп Полифем (работа скульптора Оттэна).

А с обратной стороны найдем барельеф «Леда и лебедь» работы де Валуа.

Следуем дальше по нашей стрелке и начинаем любоваться появившимися здесь в XIX веке мраморными статуями знаменитых французских королев: от Марго – Маргариты Наваррской (между прочим, первой жены Генриха IV, с которой он развелся по причине ее бездетности),

до Марии Медичи, его второй и, как вы уже знаете, последней жены.

Рядом под каштанами прячутся скульптуры Клотильды Бургундской, Матильды Фландрской, Маргариты Анжуйской… Нет здесь, правда, нашей Анны Ярославны (известной во Франции как Агнесса Русская), жены короля Генриха I.

Зато есть, конечно, Мария Стюарт. Она, представьте, тоже была королевой Франции, женой короля Франциска II, хотя и недолго – в 1559-1560 годах. А когда болезненный супруг ее скончался, вернулась в Шотландию. Что было дальше, вы знаете из пьесы Шиллера.

Гуляя по Люксембургскому саду, Иосиф Бродский, словно зачарованный, останавливался у статуи королевы-шотландки. И позже написал целый цикл стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»:

Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины

мыслителей, письменников; и взад-
вперед гуляют дамы, господины…

И ты, Мари, не покладая рук,
стоишь в гирлянде каменных подруг –
французских королев во время оно –
безмолвно, с воробьем на голове.
Сад выглядит, как помесь Пантеона
со знаменитой «Завтрак на траве».

Мрамор, бронза и Гиньоль

Идем далее, чтобы отдать дань уважения тем, чьи памятники украсили сад: поэтам Полю Верлену и Шарлю Бодлеру (на снимке внизу), романистам Гюставу Флоберу и Стендалю, критику и литературоведу Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, композитору Массне, художникам Антуану Ватто и Эжену Делакруа.

Не забудем и поэта-сюрреалиста Поля Элюара – весьма оригинальный памятник ему работы Осипа Цадкина тоже здесь.

Понравилось? Рядом, на улице «д`Асса, 100 бис» (100bis rue d`Assas), расположен Музей Цадкина, его видно из сада. Будет время и желание – заходите посмотреть на другие работы нашего соотечественника (родом он из Витебска), великого французского скульптора. Тем более, что вход в него бесплатный и работает он каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

А вот и статуя «Свобода, освещающая мир» работы Фредерика Огюста Бартольди (Frédéric Auguste Bartholdi). Высотой она всего два метра. В французы отправили ее 30-тонную 46-метровую «сестру» – в подарок американцам к 100-летию США (подробнее об американской Lady Liberty вы можете прочитать здесь). Но на всякий случай оставили в Париже целых четыре копии: здесь – в Люксембургском саду, а еще – на Лебедином острове посреди Сены, в Музее искусств и ремесел и, наконец, на барже, пришвартованной рядом с у правого берега Сены.

Чуть далее по кругу – маленький театр «Гиньоль» или «Театр кукол Люксембургского сада». Гиньоль – это народный персонаж, сродни Петрушке. Вход – 6 евро. Спектакли здесь дают в 11.00 и в 15.30, но не каждый день. Поэтому, коли будет у вас желание заглянуть к парижскому брату нашего Петрушки, зайдите сначала на сайт театра и сверьте ваши планы с его программой.

Кто только из наших соотечественников не гулял до нас с вами по Люксембургскому саду! Поэт Осип Мандельштам, живший в Париже в 1907-1908 годах, Марина Цветаева, годом позже написавшая стихотворение «В Люксембургском саду». Анна Ахматова весной 1911-го любила бывать здесь со своим дру­гом – нищим, никому не известным художником Амедео Модильяни, чьи работы продаются сейчас за сотни миллионов евро.

Вот мы и сделали круг. Замкнется он для нас возле Музея Люксембургского сада.

Любимый музей Хемингуэя

Музей Люксембургского сада (Musée du Luxembourg) расположился в том крыле Люксембургского дворца, что ближе к оранжерее.

В 1750 году здесь устроили выставку «Королевских полотен». Так здание стало первым общедоступным музеем живописи. Это уже после революции, в 1793 году, для публики открыли ! В 1818 году в Люксембургском дворце появился первый в Европе музей современного искусства, где художники могли еще при жизни выставить свои работы.

В 1871 году куратором музея назначили иллюстратора Андре Жилля, широко известного парижанам своими газетными карикатурами, а еще – нарисованной им вывеской кабачка «Проворный кролик» на . Месье Жилль сумел свести под одну крышу разрозненные собрания произведений искусства и воссоздать музей скульптуры. В 1937 году он стал называться Государственным музеем новейшего искусства.

В 1920-х годах здесь неподалеку, на улице Кардинала Лемуана, жил будущий нобелевский лауреат по литературе Эрнест Хемингуэй. «Я старался выйти какой-нибудь улочкой к Люксембургскому саду и, пройдя через сад, заходил в Люксембургский музей, где тогда находились великолепные картины импрессионистов...», – вспоминал Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». – Я ходил туда почти каждый день из-за Сезанна и чтобы посмотреть полотна Мане и Моне».

А в 1986-м основную часть коллекции Люксембургского музея передали музею Орсэ. Такая вот «оптимизация»! Сейчас тут в основном проводят тематические выставки. Из последних -«Влюбленный Фрагонар», «Тюдоры», «Ренессанс и мечта: Босх, Веронезе, Эль Греко», «Шагал. Между войной и миром».

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 19.00, а по понедельникам и пятницам – до 21.30. Выходной по случаю Рождества – 25 декабря.

* * *

Если у вас остались силы после нашей прогулки по Люксембургскому саду, устройте себе еще небольшой поход по местам боевой славы д`Артаньяна и трех мушкетеров. Согласно роману Александра Дюма, все они жили совсем рядом: Арамис – на улице Вожирар между улицами Кассет и Сервандони, Портос (и, кстати, господин де Тревиль тоже) – на улице Вьё Коломбье (rue du Vieux Colombier – Старой Голубятни), Атос – на улице Феру (Férou). А сам д`Артаньян – на улице Сервандони. Правда, Дюма со свойственным ему юмором оставил ей в своем романе старое название – Могильщиков.

Удачных вам литературно-географических разысканий. Бродите хоть до утра. Можете и вовсе не покидать окрестностей Люксембургского сада, потому что завтра мы с вами пойдем знакомиться с Латинским кварталом. А он тут через дорогу. Точнее, через бульвар Сен-Мишель. Посмотрите на снимок: Пан снят на фоне Пантеона. А Пантеон – это уже Латинский квартал!