Compensair — что положено пассажирам при задержке или отмене рейса. Задержка авиарейса: правила получения компенсации Как взыскать с авиакомпании за задержку рейса

Сомневаюсь, что собираясь в отпуск, вы думаете о том, какая положена компенсация за задержку рейса вашего самолета или даже за его отмену. И это правильно: думать надо о приятном:)

Тем не менее, эта самая компенсация за задержку рейса – штука полезная, о которой знать важно и нужно. А чтобы отпускное настроение не омрачалось подобными мыслями, мы подумали об этом за вас!

Важно: российские чартеры отвергают всю эту борьбу за компенсацию, и выиграть дело против них – достаточно тяжело.

Для начала выясним, при каких условиях можно рассчитывать на какие бы то ни было выплаты:

  • Рейс задержан больше, чем на 3 часа
  • Рейс отменен
  • Отказано в посадке из-за овербукинга
  • Рейс задержан незначительно, но вы опоздали на следующий и прибыли в конечный пункт с опозданием более 3 часов

Но есть куча нюансов по времени! Перенос больше, чем на 3 или 10 часов, предупреждение за 2 недели…

Окей, как разобраться? Проверьте свой рейс на . Обратите внимание, что сервис работает с ВЫЛЕТАМИ любых авиакомпаний ИЗ ЕВРОПЫ и ТУРЦИИ (кроме российских) и С ЕВРОПЕЙСКИМИ или ТУРЕЦКИМИ АВИАКОМПАНИЯМИ, вылетающими откуда угодно, если аэропорт прилета – европейский или турецкий. В остальных случаях придется писать авиаперевозчику напрямую.

Причины задержки вылета рейса авиакомпании

Правила возмещения в России, в Европе и в США отличаются друг от друга. Учитывается и причина, по которой самолет не вылетел в назначенный срок. Получить компенсацию можно, если в отмене или задержке рейса виноват авиаперевозчик .

А вот технические неполадки самолета – спорный момент, и не каждая авиакомпания признает часть своей вины. Но «пободаться» стоит! Если произошла задержка или отмена рейса по вине авиакомпании (по первым 4 пунктам), не сомневайтесь, вам положена компенсация. Сколько? Попробуйте рассчитать ↓

Когда можно получить компенсацию?

В России закон разрешает подачу претензии в течение 6 месяцев с момента, как случилась задержка вылета рейса. Если дело касается международного рейса, этот срок увеличен до 2 лет.

Представим, что все же произошла задержка рейса, и вы раздумываете, что делать и куда обращаться… Если вы решили «бороться» самостоятельно, в первую очередь, к представителю авиакомпании! Он должен проставить в билет необходимую отметку.

Далее составляем претензию к нерадивому перевозчику. Это можно сделать прямо в аэропорту (приложив копии билетов с отметкой) или позже (можно добавить к претензии чеки на дополнительные расходы). Ваше заявление будет рассматриваться 30 дней. При одобрении свои кровные вы получите в срок от 2 до 6 месяцев.

Раньше по старинке это приходилось делать самому, сейчас же появились специальные сервисы, такие, например, как .

Обязанности авиакомпании



За опоздание на пересадку Finnair (по вине авиакомпании)
нам дали ваучеры на 16 евро

Главная обязанность любой авиакомпании – сделать так, чтобы пассажир добрался до своего пункта назначения. Если отмена рейсов/длительная задержка застала вас в аэропорту, независимо от того, погода ли разбушевалась или авиакомпания провинилась по полной – прямо здесь и сейчас вам должны предоставить хотя бы минимальное обслуживание.

Непредвиденный перенос рейса? Вам должны предложить:

  1. Альтернативу – другой самолет или билет другой авиакомпании.
  2. Возврат стоимости неиспользованной части билета, если вас не устроила ни одна из предложенных альтернатив.

Но на практике, конечно, выходит, что никто никому не должен, и остается только ждать. И вот в этом случае вам положено соответствующее обслуживание в аэропорту:

  • прохладительные напитки (если ожидание длится уже 2 часа)
  • горячая еда (через 4 часа, а в дальнейшем – каждые 6 часов)
  • 2 бесплатных звонка по телефону (или можете отправить 2 электронных письма)
  • если вы ждете больше 8 часов (или больше 6 ночью) вам положен бесплатный отель и трансфер

Если вышеперечисленное вам предоставить не могут, и вы организуете себе все самостоятельно – собирайте чеки!

Можно ли застраховаться?

Можно. Однако, будьте внимательны: многие из страховых компаний неохотно оформляют страховку чартерного рейса, так как с ним риск задержки или отмены достаточно велик.

Страховой случай наступает при ожидании рейса больше 3 часов. Кроме того страхуется и потеря багажа, и неявка пассажира в результате болезни. Если же вы просто опоздали в аэропорт, к стойке регистрации, выплата по страховке вам не полагается.

Где можно посмотреть задержки рейсов онлайн?

На сайте аэропортов. Разумеется, там не укажут причину или точное время вылета, поэтому за этим лучше обращаться к представителю авиакомпании.

Как получить компенсацию в Европе?

В Европе действуют самые строгие относительно авиакомпаний законы. За соблюдением прав пассажиров на территории ЕС следит Регламент ЕС №261/2004 и Монреальская Конвенция. По Регламенту выплачивается компенсация за потерянное время. Конвенция компенсирует материальный ущерб (порча или потеря багажа, расходы на такси, гостиницу и т.п.), который вызвало позднее прибытие самолета. Интересно, что пассажир имеет право требовать обе эти выплаты одновременно.

По европейским законам можно рассчитывать на:

  1. Бесплатное обслуживание в аэропорту.
  2. Компенсацию при задержке, отмене рейса или овербукинге.

Причем первый пункт к вашим услугам в любом случае, а второй, только если вы не отказались от полета и опоздали в конечный пункт больше, чем на 3 часа. Размер выплат составляет 125-600 евро и зависит от дальности полета и времени задержки. Рассчитать компенсацию можно .

Кстати, все эти правила действуют не только внутри Старого Света. Им подчиняются все европейские и турецкие перевозчики. Главное, чтобы подпадало под правила:

Я лечу… Европейской авиа Турецкой авиа Другой авиа
из Европы – куда угодно + + +
(кроме российских,
исключение – Аэрофлот)
в Европу + +
(из Турции)
-
из Турции – куда угодно + + +
(кроме российских,
исключение – Аэрофлот)
в Турцию +
(из Европы)
+ -
Я лечу… Европейской авиа Турецкой авиа Другой авиа
из Европы – куда угодно + + +
(кроме российских,
исключение – Аэрофлот)
в Европу + +
(из Турции)
-
из Турции – куда угодно + + +
(кроме российских,
исключение – Аэрофлот)
в Турцию +
(из Европы)
+ -

Компенсация за задержку рейса в России

В нашей стране за отношения между пассажирами и авиаперевозчиком отвечает Воздушный кодекс (последняя редакция от 2018 года) и Федеральные авиационные правила.

Принципиально эти правила ничем не отличаются от европейских, кроме размера положенной компенсации: в России это 25 рублей за каждый час. То есть, если у вас случилась задержка рейса на 1 час, вы можете рассчитывать на 25 рублей:) Правда, если перелет при этом международный, вам так же положены выплаты по Монреальской конвенции.

Информация к размышлению: в 2017 году компания Аэрофлот выплатила своим пассажирам достаточно крупную сумму за задержку рейса (от 5000 до 10000 рублей). А все благодаря ощутимой буче, поднятой в соцсетях. И на данное время это скорее исключение, чем правило. Также крупные компенсации есть на счету компании S7 – одной из лидирующих в стране, но далеко не самой пунктуальной;)

Еще одно отличие – выплаты при овербукинге. Точнее будет сказать, что на этот случай правил нет вовсе. Но, тем не менее, российские авиакомпании предлагают пассажирам, не попавшим на рейс, более выгодные условия перелета.

Компенсация в США

Поговорка, что клиент всегда прав – это не про американцев:(Компенсация за задержку рейса в Штатах не предусмотрена (если перелет не-европейской или не-турецкой авиакомпанией). Максимум, что вам могут предложить – подобрать другой рейс (в случае необходимости за новый авиабилет нужно будет доплатить самостоятельно). Или вернуть стоимость неиспользованной части билета.

А возместить материальный ущерб удастся только в случае овербукинга. Размер компенсации составит $650 при опоздании в конечный пункт на 2 часа, или $1300 при опоздании больше 2 часов.

Бесплатное обслуживание в аэропорту здесь тоже понимается немного по-другому. Напитки и еда (чаще всего сухпаек) предоставляются только через 4 часа ожидания. И через 2, если вы уже поднялись в авиалайнер и сидите там.

Как пользоваться сервисом Compensair? Опыт возврата денег



Очень прост:

  • Сперва проверяется рейс, положена ли компенсация и сколько
  • В случае подтверждения заполняются все данные и прикрепляется авиабилет: номер бронирования, ФИО, адрес проживания и т.д. Такой же набор для другого пассажира, если имеется.
  • Заявка заверяется подписью каждого из имеющихся пассажиров (тачпадом, мышкой, с экрана телефона) и отправляется юристам сервиса
  • От компании приходит письмо о принятии заявки и о предполагаемом ожидании в 1-2 месяца. При любом обновлении связываются по почте

Наша заявка пока находится в стадии рассмотрения. Мы поздно вылетели из Нью-Йорка в Хельсинки, пропустили следующий рейс в Москву и прибыли в Шереметьево с задержкой более, чем 3 часа. Так что, ждем:)

Копирование материалов разрешено только с обязательным указанием прямой, активной и открытой к индексации гиперссылки на сайт.

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Сергей Болдин

получил компенсацию от туроператора

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем - разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие - вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам - и попросил оформить чек.


Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание - а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день - с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.


Отвечает туроператор

Что особенного в чартере

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го - вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик - крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Еще один вариант - искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения - без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций - это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска - это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска - 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше - районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги - 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии - 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии - для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица - если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

  1. Стоимость проживания в отеле - 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия - 3215 Р .
  3. Моральный вред - 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию - 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р - это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант - получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора

  1. Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы - только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
  2. Требуйте компенсацию у туроператора - на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
  3. Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
  4. Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.

Как получить компенсацию 600 евро за задержку или отмену рейса, не обращаясь в суд. что положено пассажирам при задержке рейса. Что говорит закон. Когда положена компенсация. Сервис Compensair.

Compensair - что положено пассажирам при задержке или отмене рейса

Авиаперелёты стали частью повседневной жизни. Люди летают в отпуск, в командировку, на лечение. Нередко планы пассажиров кардинально меняются, если по какой-либо причине рейс задержан. Не страшно, когда ожидание длится всего пару часов, но что делать тем, у кого произошла длительная задержка рейса, что положено пассажирам?

Причины задержки

Почему откладывают вылет? Причины бывают разными. Не обязательно непредвиденная задержка произошла по вине авиакомпании. С перевозчика снимается ответственность, если рейс на самолёт откладывается по следующим причинам:

  • нелётная погода, стихийные бедствия;
  • неисправность воздушного судна;
  • террористические действия;
  • военные конфликты или гражданские беспорядки;
  • приказ от сотрудников органов безопасности;
  • забастовка сотрудников Аэропорта.

Перевозчик при продаже билетов берёт на себя определённые обязательства. Авиакомпания считается нарушителем, если самолёт задержали:

  • по вине экипажа;
  • из-за нестыковок в расписании;
  • из-за финансовых трудностей.

Даже если обязанности авиакомпании не выполнены по объективным причинам, пассажирам положена компенсация за задержку рейса самолёта. Это касается не только регулярного, но и чартерного рейса, иначе компанию ждёт немалый штраф.

© ionutscripcaru / pixabay.com / CC BY 2.0

Можно ли застраховаться

Люди не властны над капризами природы. Форс-мажорные обстоятельства случаются даже у надёжного перевозчика. Не застрахованы от неожиданностей и солидные компании, такие как Аэрофлот, S7 или Победа.

И всё же опытные путешественники пытаются себя обезопасить. Покупая авиабилет, ищут информацию о том, как часто задерживают рейсы в той или иной авиакомпании. Нелишней будет страховка от задержки рейса , оформить которую можно отдельно или в одном пакете с обязательной медицинской страховкой.

Учтите, что отмена вылета считается другим страховым случаем . И если в вашем договоре не прописана страховка от отмены рейса, в возмещении денежных средств по страховке вам может быть отказано. Поэтому, решаясь на дополнительную страховку, обращайте внимание на все пункты договора и статистику по выбранному маршруту и перевозчику.

Даже не будучи застрахованным, вы не теряете право на денежное возмещение за потерянное время и испорченный отпуск, если рейс отменён авиакомпанией.

Полёты внутри страны регулируются ст.120 Воздушного кодекса РФ . Поэтому размер компенсации формируется законами РФ и напрямую связан с установленной минимальной оплатой труда, довольно скромной в нашей стране. После всех расчётов выплаты составят максимум 50% от цены билета.

Если самолёт российской компании задержали в одном из аэропортов Евросоюза, права пассажира защищает регламент ЕС. Размер выплат будет выше, а сообщение об изменении времени вылета, полученное менее, чем за 2 недели, является основанием получения денежной компенсации. В зависимости от маршрута и времени задержки, обратившемуся с письменным заявлением, выплачивают 250-600 евро .

© @rawpixel unsplash.com / CC BY 2.0

О защите прав пассажиров

Если задержали рейс, неважно по какой причине, авиакомпания обязана брать на себя заботу о своих клиентах и обеспечить комфортные условия ожидания. Права пассажира прописаны в специальных законодательных актах, включая воздушный и гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей. Россия подчиняется постановлению Европарламента, по которому пассажирам выплачивается денежное возмещение в следующих случаях :

  • ему отказано в посадке;
  • вылет задержан на неопределённое время;
  • авиарейс отменён.

В случае задержки рейса авиакомпания обязана известить клиентов об изменении времени вылета. Если обоснование причин, по которым задержали рейс, отсутствует, и агент компании недоступен, вам остаётся обращение в службу Росавиации либо претензия туроператору.

Обязанности авиакомпании

При задержке рейса даже на четверть часа родители с детьми до семилетнего возраста получают право на отдых в комнате матери и ребёнка.

Если компания задерживает рейсы на парк часов и дольше, каждому человеку предоставляется право :

  • на 2 звонка или сообщения по email или по телефону;
  • камеру хранения;
  • напитки.

Ожидающим вылета 4 часа и более , положено питание в одном из кафе аэропорта. Авиакомпания обязана кормить своих клиентов через 6 часов днём и через 8 часов ночью . Талоны на обеды выдают сотрудники компании.

Если авиаперевозчики задержали вылет самолёта дольше, чем на 8 часов днём и 6 часов ночью, пассажирам предоставляют гостиницу , обеспечив бесплатный трансфер до места ночёвки.

При задержке дольше 5 часов вам должны возместить полную стоимость билета .

Дополнительная оплата не требуется. Стандартный набор услуг обязателен для всех авиакомпаний.

К сожалению, российские реалии таковы, что сотрудникам компании нередко приходится напоминать об их обязанностях. При несоблюдении прав пассажира должна быть составлена письменная претензия авиакомпании. Вас защищает закон, в котором учитываются материальные потери, связанные с опозданием или отменой полёта.

Допустим, человек опоздал на стыковочный рейс либо не смог заселиться в забронированный отель. Клиент может взыскать с авиакомпании денежное возмещение, так как он не успел на пересадку по вине авиаперевозчика. Но вы не сможете получить деньги, если вина компании не доказана, а причиной задержания рейса стали объективные обстоятельства.

© 14501843@N03 / flickr.com / CC BY 2.0

Действия пассажира при задержке рейса

Как узнать об отмене рейса самолёта? Информацию по вылету удобно отслеживать на онлайн табло в аэропорту, либо позвонив в справочную службу.

Обнаружив на электронном табло, что ваш вылет откладывается, сохраняйте спокойствие. Следите за изменением расписания. Возможно, задержка незначительна.

Если прошло 2 часа , а вы по-прежнему находитесь в аэропорту, начинайте действовать:

  1. Потребуйте объяснений у представителя авиакомпании. Обычно он находится в кассе или на стойке регистрации. Не ждите, что он будет разыскивать каждого пассажира и рассказывать о его правах. Берите инициативу в свои руки.
  2. Вам понадобится справка о задержке рейса. Если агент компании недоступен, обращайтесь за отметкой в отдел информации.
  3. Агент компании должен выдать вам талоны на горячие обеды, проводить в комнату отдыха и предоставить допуск в камеру хранения.
  4. Если вы не получили положенных услуг, питаетесь самостоятельно, оплачиваете хранение багажа, сохраняйте чеки.

Если полёт отменён, человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, гарантировано место на борту другого самолёта. Пусть куплен самый дешёвый билет, а вас пересаживают в бизнес-класс, доплачивать не придётся ни рубля. В противном случае, когда вместо оплаченного бизнес-класса вам предлагают эконом, в обязательном порядке настаивайте на возврате разницы в цене.

Что делать, если рейс отменили? Вы с полным правом можете отказаться от полёта и вернуть авиабилет, пусть даже он куплен по невозвратному тарифу. Подобный отказ является вынужденным.

© @jontyson / unsplash.com / CC BY 2.0

Чартерный рейс

Отмена чартерных рейсов входит в зону ответственности не перевозчика, а туроператора, зафрахтовавшего судно. Пассажирам предлагается тот же набор услуг: денежная компенсация, питание, гостиница, трансфер.

Отказ в компенсации возможен только при нелётной погоде, неисправности самолёта, терактах, забастовках. В остальных случаях защита прав потребителя является обязанностью авиационной и туристической компаний. Куда жаловаться, если перевозчик нарушил установленные сроки и не предоставил необходимых услуг? Помните, за отмену регулярного рейса отвечает авиакомпания, чартерный рейс находится в зоне ответственности туроператора. Но правила при отмене рейса одинаковы для всех. Подавать заявку на возмещение материального ущерба вы вправе в течение полугода. Виновная сторона рассматривает её в течение месяца.

Пассажир может подать в суд для возмещения материальных затрат, приложив вместе с чеками и квитанциями справку или отметку, с подтверждением отмены или задержания вылёта. Но на практике не у всех хватает компетенции, времени и терпения, чтобы добиться положенных выплат.

© cafecredit / flickr.com / CC BY 2.0

О сервисе Compensair

Если перевозчик или туроператор отменил рейс, а возмещать причинённый ущерб никто не спешит, обратитесь за помощью на сайт .

Основатель сервиса Роман Гильманов, просидев однажды сутки в аэропорту Чикаго, лично испытал все трудности, выпадающие на долю тысяч путешественников по всему миру. Так появилась идея о создании сервиса Compensair.

В 2016 году компания Compensair ltd зарегистрировалась в столице Великобритании. Её основной задачей является помощь в получении дополнительной выплаты при задержке или полной отмене полёта. Согласно постановлению Европарламента при задержании свыше 3 часов помимо стандартных обязательств пассажиру положена Компенсация от 250 до 600 евро . Окончательная сумма зависит от длительности полёта и времени, проведённого в аэропорту.

Проблема в том, что услуга носит заявительный характер, то есть пассажир должен сам инициировать расследование или обратиться в суд.

Сервис Compensair по доверенности, полученной от клиента, обязуется:

  • составить иск к авиакомпании;
  • вести переговоры с представителем перевозчика;
  • представлять интересы пассажира в суде;
  • взять на себя судебные расходы;
  • обеспечить клиенту возврат денег за отменённый рейс.

Сервис взимает комиссию за свою работу – 25% от суммы выплаты. Это не развод на деньги, а реальная помощь. Вознаграждение взимается только при удачном исходе, клиент ничего не теряет. Об этом говорят настоящие отзывы людей, обратившихся за помощью и получивших желанный результат.

За отмену или задержку рейса пассажиры, которые путешествуют европейскими авиалиниями или просто летят из ЕС, могут получить до €600 компенсации. Как добиться этой выплаты и какие сервисы помогут ускорить процесс?

Согласно Европарламента и Совета EC №261, пассажиры, чей рейс был отменен или задержан более чем на три часа, могут получить от авиаперевозчика от €200 до €600. Эта норма касается рейсов европейских авиакомпаний по всему миру и рейсов любых компаний из европейских стран. Таким образом, клиенты российских авиакомпаний, которые улетают из Европы, тоже могут претендовать на эти деньги — в отличие от тех, кто летает ими же по России, в США или Азию. Дело в том, что Россия пока к Монреальской конвенции, которая унифицирует обязательства авиаперевозчиков перед пассажирами.

Ключевой фактор, позволяющий получить компенсацию, — причина отмены или задержки рейса. «Это должна быть вина авиакомпании — например, проблемы с самолетом или какие-то технические причины, — объясняет Евгений Лонский, региональный директор международного сервиса для получения компенсаций AirHelp в Восточной Европе. — Другие случаи, такие как теракты, забастовки и непогода, компенсации не подлежат».

Сумма компенсации, согласно постановлению ЕС, зависит от двух факторов: дальности перелета и времени задержки. Так, если вылет задержан более чем на три часа, а его дальность составляет менее 1500 км, авиакомпания должна выплатить пассажиру €250. Если задержка составляет более четырех часов, а перелет — более 3500 км, сумма возрастает до €600. Евгений Лонский отмечает, что при длительных задержках авиакомпания также должна обеспечить пассажиров водой, питанием и предоставить отель. Но это не освобождает перевозчика от необходимости заплатить компенсацию. «В законе четко сказано, что, если самолет прилетел с опозданием более трех часов, за это полагается компенсация», — говорит Лонский.

Претендовать на компенсацию можно в течение нескольких лет. «Это зависит от страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, или от страны вылета — если речь идет не о европейской компании. Обычно это срок от двух лет, как в Испании, до шести, как в Англии», — рассказывает Роман Гильманов, генеральный директор российской компании Compensair, оператора сервиса для получения компенсаций от авиакомпаний.

Как требовать компенсацию

Тривиальный путь — обратиться в авиакомпанию самостоятельно. Самое главное — сохранять посадочные талоны, так как некоторые компании без них не рассматривают обращения, поясняет Лонский. Гильманов также советует взять у сотрудников авиакомпании или аэропорта справку о том, что рейс задержан. В крайнем случае можно сфотографировать табло рейсов (чартерные перелеты, по словам эксперта, иногда плохо отслеживаются базами данных). Если клиенту придется обращаться в суд, такая фотография также может быть доказательством задержки рейса, рассказывает Гильманов.

Далее нужно составить на английском онлайн-заявку или письменную претензию к авиакомпании (в зависимости от ее правил). Для этого нужно разобраться, на какую компенсацию можно претендовать, описать в претензии обстоятельства, а также указать, на основании каких пунктов закона полагается компенсация, говорит Гильманов. Ответ авиакомпании можно ожидать в среднем 1-3 месяца, добавляет Лонский.

При этом компании часто игнорируют первичные обращения клиентов или автоматически присылают отказ, рассказывают эксперты. «Задача пассажира — следующим шагом доказать, что его случай произошел именно по вине авиакомпании. Поэтому далее важно изучить прецеденты, когда компания была признана виновной, и составить юридически грамотный ответ на полученное возражение», — говорит Гильманов из Compensair. Если и на этом этапе компания отказывает в выплате, нужно обращаться в суд европейского города, где находится главный офис перевозчика.

Если же речь идет не о европейских компаниях, то иск надо подавать в стране вылета, но только в случае, если у авиаперевозчика есть там представительство, говорит Лонский из AirHelp.


Фото: Andrew Parsons / Zuma / ТАСС

Какие сервисы могут помочь

В мире существует множество компаний, которые занимаются общением с перевозчиками и могут по заявке пассажира обратиться в суд. Помимо уже упомянутых AirHelp и Compensair это сервисы Refund.me, Flightright и Flight Delays. В марте подобную услугу запускает сайт Kupibilet.ru.

Россияне обращаются за компенсациями довольно редко, говорит Лонский из AirHelp. «Многие считают, что европейское законодательство распространяется только на граждан Европы. Но это не так, у опоздания нет национальности», — рассказывает он. В системе AirHelp, по словам Лонского, сейчас около 256 тыс. заявок, российских — только 488. Гильманов из Compensair утверждает, что сейчас его компания работает примерно с тысячей российских обращений. Около 80% клиентов сервиса — русскоговорящие, и половина этих людей живет в России.

Чаще всего — примерно в 60% случаев — авиакомпании соглашаются выплатить компенсацию на раннем этапе, то есть во время переписки с менеджерами сервиса, рассказывает Гильманов. Если же авиакомпания отклоняет заявление о компенсации, то оно передается в юридический отдел сервиса и 80-90% подобных дел решается на уровне переписки юристов с авиакомпанией, говорят эксперты. В остальных случаях приходится обращаться в органы защиты прав потребителей в европейских странах, а затем — в суд, и 98% судебных дел сервисы выигрывают, говорит Лонский.

Комиссия сервисов составляет стандартную величину — 25% от суммы полученной компенсации. Kupibilet.ru будет дополнительно удерживать еще 10%. Оплату все сервисы берут только после получения согласия в выплате от авиакомпании. Если же не удается получить компенсацию, то клиент ничего не платит.

Сколько ждать компенсации

Гильманов отмечает, что получение компенсации через посредника занимает от нескольких недель до полугода. «В режиме общения с авиакомпанией, то есть без суда, мы обычно получаем деньги за два месяца. Если идем в суд, то дело может тянуться долго. Например, недавно мы выиграли суд в Нидерландах, и общий цикл составил больше шести месяцев», — рассказывает он. Примерно такие же сроки называет и Лонский из AirHelp.

Впрочем, в сложных случаях ожидание может быть и большим. Россиянин Ян Костин в июле прошлого года подал Compensair заявку на получение компенсации от компании Air France. Причиной стало не опоздание, а нечеткая работа билетной службы авиакомпании. В июне Костин должен был лететь из Марселя в Москву с пересадкой в Париже. Однако началась забастовка пилотов Air France, из-за чего за несколько дней до вылета ему поменяли билеты. Во втором варианте оба рейса — из Марселя в Париж и из Парижа в Москву — выполнялись в одно время. Костин потребовал поменять билеты еще раз. Новый маршрут проходил через Рим, при этом в билетах была опечатка. «Авиакомпания ошиблась в одной букве: вместо июня («JUN») был указан январь («JAN»). Поэтому в Риме пришлось снова общаться с авиакомпанией и опять менять билеты», — рассказал РБК Костин.

Юристы Compensair, проверив заявку, решили, что авиакомпания должна заплатить компенсацию. Деньги пришли Костину в начале марта.

Как пояснил Гильманов, Air France достаточно давно согласилась выплатить компенсацию, однако долго не переводила деньги сервису. «Только после того, как мы начали работу с органами по защите прав потребителей в стране вылета и только когда мы отправили письмо, предупреждающее о начале судебного разбирательства, авиакомпания перевела деньги», — рассказывает он.

Стоит ли пользоваться услугами посредников

Заместитель председателя общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко считает «компенсационные» сервисы удобными. «Это обычные юридические услуги, поставленные на конвейер. Если, например, у вас сумма претензий 5-10 тыс. руб., то ради этого тратить время на поход в юридическую компанию, наверное, бессмысленно. Заполнить форму на сайте гораздо проще», — поясняет он.

Комиссию в 25% он считает оправданной, особенно учитывая то, что сервисы берут ее только в случае удовлетворения претензии. В принципе, пассажир может заняться возвратом и самостоятельно, если есть время и желание. Если нет — вполне можно доверить это другим людям, говорит Давыденко.

Впрочем, эксперт по гражданской авиации и руководитель портала Aviator.ru Сергей Мартиросян советует тщательно подумать, прежде чем обращаться к посредникам. «Если человек принципиально хочет получить от авиакомпании деньги, но не хочет разбираться в юридических тонкостях, то есть смысл обратиться к сервисам. Однако с перевозчиками часто можно договориться на месте», — рассказывает он.

По мнению Мартиросяна, многие авиакомпании дорожат репутацией и соглашаются возместить потерю времени какими-либо бонусами — например, подарить пассажиру мили или повысить класс обслуживания на следующем рейсе. Поэтому эксперт все же рекомендует сначала написать перевозчику и попробовать договориться о форме компенсации. Если же авиакомпания не идет на уступки, то стоит составлять претензию, резюмирует он.

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов более категоричен. Он считает, что авиапассажиры должны защищать свои права самостоятельно. «Вместо того чтобы доверять всю работу подобным сервисам, которые зарабатывают на незнании, лучше разобраться в законах, причем начиная с Конституции, и, основываясь на этих законах, обращаться в суд. А суд будет на стороне потребителя», — заключает эксперт.

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
– выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
– ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах – специальным правам заимствования – привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день – 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете – эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело – проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации “рейс задерживается” и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа – Китай в основном), в меньшей – заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции – это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
– авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

– тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот – из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали “непредвиденные” обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под “непредвиденными обстоятельствами” подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические “непредвиденные” обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо – пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )