Чистопрудный бульвар д 19а история дома. Чистопрудный бульвар, чистые пруды

Чистопрудный бульвар

Бульвар получил свое название по находящемуся на нем Чистому пруду. Из бульваров, устроенных на месте стен бывшего Белого города и составляющих зеленое ожерелье вокруг древнейшей части Москвы, Чистопрудный бульвар является наиболее привлекательным: летом - густой тенью своих аллей, зимой - катком на его пруду.

Бульвар был устроен в первой половине XIX века, но местность, занимаемая им, известна с XVI века, когда неподалеку находился «Животинный двор» - рынок, на который пригоняли для продажи коров, овец и свиней. В XVII веке возле этого рынка стояли «Государев боевой двор» и «Государев мытный двор». На первом били скот на мясо, на втором - взимали пошлину с пригоняемого на рынок скота. Пробыл тут рынок долго, и только в 1723 году его перевели в Замоскворечье, к Калужским воротам. Жившие слободой на Мясницкой улице мясники торговали мясом в лавках у Мясницких ворот. Они покупали скот на Животинном дворе и, не желая платить за убой на государственном боевом дворе, сами убивали его у своих лавок, разделывали на мясо, а отходы выбрасывали в находившиеся вблизи пруды, отчего они в то время не без основания назывались «Погаными»: смрад и вонь от них, особенно летом, заражали всю окрестность.

Кости от рогатого скота и свиней выбрасывались в «нейтральную зону» - на межу со Сретенской слободой, где ныне проходит Костянский переулок.

А. Д. Меншиков, любимец Петра I, приобрел в 1699 году возле Мясницких ворот большое владение, занимаемое ныне Почтамтом, построил в нем каменные палаты, великолепную церковь, известную под именем «Меншиковой башни», развел сады с оранжереями и приказал очистить пруды. С тех пор они и стали называться «Чистыми прудами».

В 1710 году мясные лавки были удалены от Мясницких ворот за Земляной город (кольцо Садовых улиц). На их месте появились фартина (кабак), харчевни, лавки и дворы торговых людей. Дальше, между Лобковским переулком и Покровскими воротами, располагались Лесные ряды, в которых продавали разные строительные материалы: лес, кирпич, известь и т. п. Из-за рядов в это время вытекал ручей Рачка, проходивший мимо Покровских ворот и далее по современным Колпачному, Большому Ивановскому и другим переулкам; ручей впадал в Москву-реку около бывшего Воспитательного дома.

Перед тем как был устроен Чистопрудный бульвар, на его концах построили двухэтажные дома «одинаковой фасады» для размещения в них гостиниц. Один из этих домов, впоследствии перестроенный, до сих пор стоит у Покровских ворот. Другой снесли в 1934 году и на его месте построили вестибюль станции метро «Чистые пруды».

В конце XVIII века Лесные ряды перенесли за Красные ворота, но на месте стены Белого города были еще ямы и стояли штабели выбранного при ее разборке кирпича. Этот пейзаж мог наблюдать двухлетний А. С. Пушкин, проживавший в 1801 году в современном доме № 7 по Чистопрудному бульвару (№ 2 по Большому Харитоньевскому переулку), когда няня выводила его гулять на улицу (старый этот дом не сохранился).

1 марта 1831 года Пушкин с женой, вскоре после свадьбы, был здесь, на Чистых прудах, в современном доме № 12 у Пашковых и участвовал в санном катании, устроенном хозяевами. В тех самых санях, где сидели Пушкины, находились 12 человек, в том числе хозяева Пашковы и молоденькая племянница хозяина Е. П. Сушкова, впоследствии известная поэтесса графиня Ростопчина. Дело было на Масленицу.

В доме № 9 по Чистопрудному бульвару, который в пушкинское время принадлежал генеральше Яковлевой, жил с сентября 1826 года по май 1827 года польский поэт Адам Мицкевич, у которого, возможно, бывал и Пушкин. Дом не сохранился.

В 1849–1854 годах на протяжении 377 саженей от Мясницких до Покровских ворот по сторонам бульвара стояли по правой, четной, стороне 8 дворов, из которых каждый в среднем имел площадь 2172 квадратных сажени, или около одного гектара. По левой же, нечетной, стороне на то же расстояние приходилось 17 дворов со средней площадью в каждом - 541 квадратная сажень, или около 0,25 гектара.

Дворы по четной стороне принадлежали в то время Почтамту, IV округу путей сообщения, Казенной запасной аптеке, Приказу общественного призрения, церкви Троицы на Грязях, двум полковникам и одному купцу. Из 17 дворов по нечетной стороне 9 принадлежали мелким дворянам и чиновникам, 7 - купцам и только один - княгине.

Различалась и застройка бульвара по той и другой его стороне. По четной - стояли большие двухэтажные каменные дома с обширными дворами и садами. По нечетной же стороне - одноэтажные деревянные с маленькими дворами и без садов.

Дом, где жил А. С. Пушкин в детстве, находился на левой, нечетной, стороне бульвара.

В 1907 году у Мясницких ворот, в начале Чистопрудного бульвара, была образована площадка для переезда с одной его стороны на другую, укоротившая бульвар на 15 сажен. Она существует и сейчас - позади вестибюля станции метро.

В 1912 году на Чистых прудах в специально построенном круглом здании была устроена панорама Бородинского сражения работы художника Ф. А. Рубо, но в 1915 году в связи с войной 1914–1918 годов она была свернута и увезена из Москвы. В 1920-х годах на ее месте построили огромный дом Министерства заготовок.

Из книги Урбанистика. часть 2 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Бульвар Первый бульвар был устроен поверх земляных укреплений, вызванных к жизни развитием артиллерии, в итальянской Лукке. Второй устроен в голландском Антверпене, по решению Городского совета в 1578 г. Но подлинная карьера бульвара началась в Париже, когда по

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Бульвар Капуцинок По бульвару Капуцинок (boulevard des Capucines) прошел первый парижский омнибус. В доме N14 в 1895 году впервые был показан кинофильм братьев Люмьер. Позднее и чуть дальше, на бульваре Пуассоньер, появятся большие кинотеатры – настоящие памятники архитектуры, которые

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Бульвар Итальянцев и бульвар Монмартр В XIX веке завсегдатаи кафе на бульваре Итальянцев (boulevard des Italiens) и продолжающем его к западу бульваре Монмартр диктовали Парижу моду на наряды, манеры и нравы. В Париже Бальзака и Оффенбаха то были бульвары par excellence, где лакеи, скрестив

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Бульвар Пуассоньер Днем бульвар Пуассоньер (boulevard Poissonni?r) – оживленное место торговли, ночью – не менее оживленное место развлечений. В доме N32 находится Caf? Brabant, в котором Эмиль Золя собирал писателей натуралистической школы. Дом N1 – кинотеатр Rex, построенный в 1932 году на

Из книги Из истории московских улиц автора Сытин Петр Васильевич

Бульвар Монпарнас Главная улица квартала, бульвар Монпарнас (boulevard du Montparnasse) начинается у футуристического фасада Монпарнасского вокзала, перед которым стоит 200-метровая черная башня. До самого последнего времени Tour Montparnasse была высочайшим небоскребом в Европе. У

Из книги автора

Бульвар Сен-Мишель Бульвар Сен-Мишель (Boulevard Saint-Michel), очарование которого восходит к давно прошедшим временам, всё ещё очень популярен, в том числе и среди молодёжи, благодаря своим фастфуд-ресторанам и магазинам. Он тянется вниз к Сене, мимо ещё одного места с руинами

Из книги автора

ЗАГРЕБСКИЙ БУЛЬВАР 2 ноября 1973 года проезд во Фрунзенском районе, проходивший от улицы Димитрова до улицы Олеко Дундича, был назван Загребским бульваром. Как говорилось в постановлении, «в честь» югославского города Загреба. Во Фрунзенском районе многие улицы называются

Из книги автора

БУЛЬВАР НОВАТОРОВ Магистраль проходит от Трамвайного проспекта до безымянной площади на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицко-го. Название присвоено 16 января 1964 года, как сказано в постановлении, «в честь новаторов в области производства, науки и

Из книги автора

ПОЭТИЧЕСКИЙ БУЛЬВАР Этот проезд проходит в Выборгском районе от улицы Есенина до улицы Руднева. Свое название он получил 3 марта 1975 года. В постановлении о присвоении говорится, что «проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям

Из книги автора

СИРЕНЕВЫЙ БУЛЬВАР Сиреневый бульвар проходит между улицами Есенина и Руднева. Название его присвоено 4 декабря 1974 года. В постановлении о наименовании было сказано: «…проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям искусства. В оформлении бульвара

Из книги автора

Гоголевский бульвар Гоголевским бульвар в 1924 году был назван по стоявшему на нем с 1909 года памятнику Н. В. Гоголю. Прежнее его название - «Пречистенский бульвар». Когда проходите по тенистому Гоголевскому бульвару от Арбатской площади к Пречистенским воротам, то уже с

Из книги автора

Никитский бульвар В настоящее время так называется не только бульвар, но и проезды по его сторонам между площадью Арбатских ворот и площадью Никитских ворот. Последние и дали прежнее название бульвару - «Никитский», как от крепостных ворот Белого города получили свои

Из книги автора

Тверской бульвар Тверской бульвар широко известен всей читающей публике. Он упоминается в произведениях Пушкина, Лермонтова, в романах Льва Толстого, в очерках Чехова и других писателей. Бульвар был устроен и открыт в 1796 году.Первоначально бульвар был обсажен

Из книги автора

Страстной бульвар Страстной бульвар получил свое название по стоявшему вблизи него Страстному женскому монастырю. Бульвар, устроенный в начале XIX века, тянулся от Тверской улицы до Петровки одной аллеей. С 1872 года часть его между Большой Дмитровкой и Петровкой вошла в

Из книги автора

Петровский бульвар Дорога от Петровских ворот идет под гору, к Трубной площади, Эта часть Бульварного кольца и носит название Петровского бульвара, которое относится как к самому бульвару, так и к проездам по его сторонам.Бульвар назван по Петровским воротам и

Из книги автора

Сретенский бульвар Сретенский бульвар раньше доходил почти до самых Мясницких ворот. Сейчас он ограничен проездом в Уланский переулок и построенным в 1885 году на его бывшем участке зданием Тургеневской читальни. Сретенский бульвар - самый короткий на Бульварном кольце.

Историческое и, прямо скажем, атмосферное место для прогулки в центре Москве – Чистые пруды. Лабиринт улочек со старинными домами и вывесками на них имен людей, которые родились, создавали шедевры или просто останавливались здесь на некоторое время, формируют некое подобие музея под открытым небом. Настолько все здесь пронизано духом истории и творчества. Что же, вперед: доезжаем до станции метро «Чистые пруды» и вот они, заповедные духовные места, простираются от Мясницкой до Покровской площади.

История Чистых прудов

Существует несколько вариантов истории возникновения Чистых прудов. Более известна версия, согласно которой в XVII веке в этом районе существовала скотобойня, и нечистоты сливались в местные водоемы, тогда было три таких пруда, называемых погаными. После повеления Петра I эти земли были дарованы его фавориту, князю Меншикову. Часть водоемов по приказу князя была осушена, а самый крупный из них очищен, одновременно наложен запрет на загрязнение вод. С этого момента Чистые пруды стали историческим названием места, сохранив в названии, как дань прошлому, форму множественного числа.







Сегодня это прогулочная зона и культурно-исторический парк. Чистопрудный бульвар — это широкая парковая аллея для прогулок, которая длится до оздоровительного центра «Чистые пруды», а за этим зданием, до площади Покровских ворот – находится сам пруд. Можно взять в прокат велосипед, чтобы совершить велотурне по близлежащим историческим местам или прогуляться пешком вдоль пруда, покормить обитающих на нем уточек и полюбоваться на лебедей.





Культурно-исторические места парка Чистые пруды

Пройдемся по самым знаковым местам любимого экскурсоводами маршрута. Начало парковой зоны Чистопрудного бульвара начинается у памятника Грибоедову, автора классического произведения «Горе от ума». На постаменте можно увидеть горельеф с изображением героев комедии. Памятник был создан скульптором Аполлоном Мануйловым и установлен в 1959 году на месте выполненной в абстрактной манере скульптуры русского анархиста Михаила Бунина. Последний был демонтирован по просьбе представителей общественности за непонятный футуристический подход при его создании. Сам Грибоедов жил некоторое время на Мясницкой улице, в доме № 42, где он завершал известную комедию и поэтому место выбрано логично.



Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Прогулка по Чистопрудному бульвару, по левой стороне приведет нас к дому 19. Историческое здание, созданное архитектором Романом Клейном в начале ХХ века в стиле неоклассицизма, было помещением ранее известного кинематографа «Колизей». А в 1974 году в здании разместился и сейчас находится театр «Современник». Одним из основателей и первым художественным руководителем театра был Олег Ефремов, во многом определивший стилевую особенность театра – говорить со зрителем о вечных истинах на языке современного искусства.



Двигаясь по Чистопрудному в сторону Покровских ворот, географически завершающих район Чистые пруды, можно выйти к Церкви Троицы на Грязех, которая расположена на улице Покровка. Рядом с ней – другой архитектурный шедевр – это принадлежавший ранее церкви доходный дом, построенный в начале ХХ века. Любопытно его оформление: барельефы на уровнях со 2-го до 4-го этажа с изображением фантастических зверей, птиц и деревьев. Авторы оформления – С.Вашков и П.Микини. Благодаря этим изображениям строение получило название «Дом со зверями». Верхние этажи надстроены в 1945 году, поэтому здание выглядит фрагментарно незавершенным. Частично этот дом виден в кадрах фильма «Место встречи изменить нельзя».

«Дом со зверями» соседствует с современным кинотеатром «Ролан», расположенным в доме №12. Он носит имя талантливого актера Ролана Быкова. Ранее здесь была «Бородинская панорама», ныне она перенесена на Кутузовский проспект.

Дальше — по Чистопрудному идем до Архангельского переулка, свернув на который, увидим Меншикову башню. Александр Меншиков «счастья баловень безродный» возле своего подворья приказал возвести огромный каменный храм на месте обветшавшей церкви. Строительство этого сооружения было осуществлено при участии итальянских архитекторов. Башня храма, построенная в стиле барокко, по высоте превзошла колокольню Ивана Великого. Но на этом «полудержавный властелин», как Пушкин назвал Меншикова, не успокоился. Александр Данилович за сказочную сумму купил в Лондоне часы-куранты, которые и установили на храме. Часы отбивали час, полчаса и четверти - чего не было на Спасской башне Кремля. Торжество было полным, но кратковременным. Молния срубила шпиль, а часы - их век оказался недолог - были разобраны и свезены на Пушечный двор.





Современность парка Чистые пруды

Прогулка по Чистопрудному бульвару это не только исторические памятники и дань прошлому. Это активная зона отдыха, привлекающая на аллеи разные поколения и представителей культур. Здесь любят собираться и представители современного андеграунда. «У Грибоедова» – излюбленное место романтических встреч. Приехать сюда хочется и коренным москвичам и гостям столицы, чтобы воочию увидеть сюжеты, навеянные трогательной мелодией в исполнении Игоря Талькова, иллюстрациями мастеров живописи и художественных произведений.






DSCN0959.JPG

Раньше в районе Чистопрудного бульвара находилась скотобойня – «Животинный двор», отходы с которого сбрасывали в пруд (здесь он только один), названный Поганым. В Петровские времена князь Александр Данилович Меншиков купил землю в этом районе. Угловое здание у Мясницких ворот с 1699 года стало принадлежать ему. Князь построил в глубине двора церковь, которую прозвали Меншиковой башней, очистил пруды и запретил их загрязнять. С тех пор они именуются Чистыми. Мясная торговля на этом месте была свернута. Когда А. Меншиков был отправлен в ссылку, его дом перешел к князю Куракину, затем к армянину Лазареву. В 1783 году в этом здании открылся Московский почтамт. Пожар 1812 года не пощадил и район Чистопрудного бульвара. При его восстановлении были снесены остатки стены Белого дома, пруд очищен. Были построены два гостиничных здания. Одно из них, у Мясницких ворот, простояло до строительства станции метро Кировская, которая в 1990 году была переименована в станцию Чистые пруды. А гостиница у Покровских ворот сохранилась до наших дней.
Исторически у стен Белого города; с XVIII века - на Чистопрудном бульваре. Это название также носит и парковая зона на бульваре.
Известен с XVII века как Поганые болота (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен). Из пруда вытекала река Рачка, протекавшая на юг и впадавшая в реку Москву у будущего Воспитательного дома. В начале XVIII века вошёл в состав московского имения А. Д. Меншикова, был вычищен и с того времени получил название Чистый пруд или Чистые пруды.
В 1990 году название «Чистые пруды» получила станция московского метрополитена (с открытия, 1935, именовавшаяся «Кировская»).
Начиная с 1990-х Чистые пруды стали знаменитым на всю Российскую Федерацию культовым «тусовочным» местом столицы, где собирается богема и неформальные группы, любители альтернативной музыки, в том числе рокеры, металлисты, панки, готы, иногда скинхеды. Обычно отдыхающие люди встречаются у памятника Александру Сергеевичу Грибоедову, пьют пиво и другие алкогольные напитки «на травке», лавочках и у фонтана в западной части Чистопрудного бульвара и называют это место «ЧП», «Чистаки» или просто «Чистые». По городской легенде, подкреплённой многочисленными фактами, правоохранительные органы закрывают глаза на массовое распитие алкогольных напитков в данном общественном месте, в том числе несовершеннолетними. Также являются постоянным местом всевозможных политических митингов и празднований футбольных побед. Часто становятся местом проведения всевозможных флешмоб-акций. В зимний период пруд используется как стихийный ледовый каток.

Усадьба Е. П. Кашкина - А. А. Дурасовой
Дом с мезонином
Москва, Чистопрудный бульвар, 10с2


DSCN0913.JPG


DSCN0914.JPG


DSCN0906.JPG

Доходный дом (1875, арх. А. Е. Вебер)
Некогда являлось флигелем и входило в комплекс зданий усадьбы Кашкина-Дурасовой.
Здание периодически перестраивали. Случалось это и 1817, и в 1859 годах.
Последней перестройке флигель подвергся в период 1875-1876 годов. Руководил работами архитектор Вебер. Тогда-то дом и стал отдельно стоящим зданием.
Именно при нем строение украсили лепниной в виде миниатюрных розеток, а также венками. В центре последних разместили скульптуры летящих голубей, переплетенных ленточками.
Особую прелесть зданию придают рельефные плиты с сидящими малышами и колонны с коринфскими капителями.

Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства
Москва, Чистопрудный бульвар, 4


DSCN0356.JPG


DSCN0360.JPG

Год постройки 1898,
Архитектор, скульптор, реставратор: А.П. Попов
Двухэтажное здание с остроугольными шпилями на крыше построено в конце XIX века на средства почтово-телеграфного ведомства России.
Здесь располагался "Дом призрения" (как сейчас принято говорить, "Дом престарелых"), в котором доживали свой век люди, большую часть жизни проработавшие по почтовому ведомству, не имеющие близких родственников.
Здание и сейчас отностися к Главпочтампу России.
После революции дом приспособили под учреждения и квартиры. В 1922 г. здесь разместилось «Трудовое объединение химчистки» - артель «Гамма». В одной из квартир в 1929 г. жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.
Строение заложили в мае 1895 года и в 1898 году здесь приняли первых посетителей. Автором проекта был назначен архитектор А.П. Попов.
Фасад здания, обращенный к Чистопрудному бульвару, оформили в псевдорусском (неорусском) стиле.

Москва, Чистопрудный бульвар,1
Дом купца Гусятникова, именем которого назван соседний Гусятников переулок. Дом пережил Московский пожар (1812). Второй дом на бульваре, под тем же номером, выстроен Б. В. Фрейденбергом в 1886.


DSCN0364.JPG

Трехэтажный дом на углу бульвара был построен в 1806 году. Фасад дома со стороны Мясницкой улицы украшал шестиколонный портик, который при реконструкции дома в 1876 году был удален, а в здании были открыты магазины.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества
Москва,Мясницкая улица, 21с1


DSCN0366.JPG

Дом Юшкова. Здесь начиная с дореволюционного периода до 1946 года проживал русский живописец П. И. Келин, ученик В. А. Серова, учитель В. Маяковского и Б. Иогансона. В доме располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Российская Академия живописи, ваяния и зодчества). Построен на рубеже 1780-х - 1790-х гг. архитектором (предположительно) В. И. Баженовым. Во дворе находятся: Дом Московского художественного общества (1913, архитектор Н. С. Курдюков) и выставочный зал (1910-е, архитектор Н. С. Курдюков совместно с В. Г. Шуховым).
Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
Основана в 1987 Народным Художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым. С этого года по настоящее время он является ректором Академии. Активную педагогическую деятельность Илья Глазунов начал в МГХИ им. Сурикова, в котором возглавлял мастерскую портрета. С 10 июня 2009 носит имя И. С. Глазунова.
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, - историческом памятнике XVIII века.
Построенный в 1780-1790 годах для генерал-порудчика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.
Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.
Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.
Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.
В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.
Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.
Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.
Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин - величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870- 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.
В это время в помещении Училища проходили выставки знаменитых художников, концерты и благотворительные вечера. Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей. В конце XIX века к зданию дома Юшкова но Боброву переулку было пристроено четырехэтажное учебное здание, а в начале XX века во дворе поднялись два восьмиэтажных жилых дома для профессорско-преподавательского состава и студентов.
В это же время по чертежам архитектора И.О. Курдюкова во дворе был построен выставочный зал.
Застекленную крышу зала проектировал известный русский конструктор В.Г. Шухов - автор первой радиотрансляционной и телевизионной башни в Москве. После революционных событий 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества перестало существовать, а в помещениях на Мясницкой улице, дом 21 были открыты Первые государственные художественные мастерские (вторые были открыты на базе Строгановского училища). В качестве руководителе мастерских пришли такие художники, как Лентулов, Кончаловский, Машков, Родченко и другие, входившие в объединение ХУДОЖНИКОВ «Бубновый валет», а также Малевич и Кандинский, которые являлись основоположниками абстрактного искусства.

Москва,Фролов переулок,1
Доходный дом питерского Страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (1899-1902, арх. Н.М. Проскурнин, А.И. фон Гоген) - один из крупнейших дореволюционных жилых комплексов и одно из красивейших зданий в городе.


DSCN0380.JPG

В этом легендарном доме (вернее, комплексе зданий) в одной из его квартир (N85) до революции помещалось правление Московской футбольной лиги; после 1917 - Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление Красной Армии, Наркомпрос[вещения]. В здании бывали И.Е. Репин, М.Горький, В.И. Ленин; работали М.А. Булгаков, Н.К. Крупская; жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, И.Е. Тамм. В конце 1940х в доме открылся первый московский пункт проката. Известный архитектор-конструктивист Ш.Э. Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве.

Дом Валерьяновой
Москва,Бобров переулок, д. 6, строение 3


DSCN1432.JPG

М. Тургеневская, Чистые пруды
Московский международный центр перевода
(территория Тургеневской библиотеки)
Дом с квартирами для сдачи в аренду построен в 1900 г. по проекту архитектора П.Л. Сюзева. Заказчиком была А.А. Валерьянова.
Дом отреставрирован в 2000-х гг.
Анна Александровна Валерьяновой – жена статского советника Валерьянова Константина Николаевича, межевого инженера, члена Общества вспомоществования студентам межевого института.

Москва, Фролов переулок, 2
Московский театр «Et cetera» под руководством Александра Калягина; ресторан «A’propos».


DSCN1433.JPG

Появился он на месте старого московского квартала в 2005 г., и сразу вокруг него разгорелись страсти.На вывеске, расположенной справа от входа, перечислены архитекторы А.В. Кузьмин, А.В. Боков, А.А. Великанов, М.В. Бэлица. Однако, Великанов, начавший разработку проекта, доведя строительство здания до "бетона", потребовал исключить себя из списка авторов, не желая иметь ничего общего с домом Фролов, 2. Остальные обсуждали не достоинства здания и удачные решения, а объясняли, почему так получилось.
дом 2 не только не нашел общего языка с близлежащими зданиями, он не обрел гармонии с самим собой. Правая часть выступа шайбы напоминает Казанский вокзал, левая – усеяна многочисленными окнами различных стилей. Русь с готикой, дворцовый портал и колонна с пьедесталом. Портал зачем-то продублирован, а пустующий пьедестал наводит на мысли о Церетелли. Статуя его работы достойно завершила бы Дом 2.
многочисленные окна различных стилей – символ множественных реальностей. Колонна с "ухом", обращенным к небу. Двойной портал – дверь перед тобой, но если поднять голову, то увидишь еще одну. Все это можно понимать, как идеи театра Калягина.
Дом 2 Сан Саныча
Вот только, в списке архитекторов Сан Саныча нет, и если когда нибудь Дом 2 станет визитной карточкой Москвы, как Эйфелева башня стала символом Парижа, то слава достанется не ему.

Дом Герасимова
Москва,Бобров переулок, д. 6, строение 1


DSCN1435.JPG

Здание построено в 1895 году по проекту архитектора Адольфа Николаевича Кнабе На территории усадьбы дворянского рода Петрово-Соловово. В настоящее время здание занимает старейшая городская общедоступная бесплатная Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева.
В основе здания по адресу Бобров переулок, 6 С1 палаты XVII.
Дом реконструировали в 2004 г.
В начале XIX в. на этом месте была усадьба купца Василия Герасимова с двухэтажным каменным домом, выходившим главным фасадом в переулок. В 1822 г. она перешла во владение купца Кирилла Бирюкова, а затем – к его родственнице Анне Александровне Валерьяновой – жене статского советника Валерьянова Константина Николаевича, межевого инженера, члена Общества вспомоществования студентам межевого института.
Дома отреставрированы в 1996-2004 гг. Строения 1 и 2 передали Библиотеке-читальне И.С. Тургенева.

Москва, Сретенский бульвар, 6/1с1


DSCN1440.JPG

Комплекс зданий бывш. страхового общества «Россия» (1899-1902, архитектор Н. М. Проскурнин, при участии В. А. Величкина, кованая ограда - архитектор О. В. Дессин). После 1917 года здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. В доме жил архитектор В. Е. Дубовской. Ранее на месте здания находилась панорама, построенная в 1875 году архитектором В. Н. Карнеевым.

Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Москва, Чистопрудный бульвар, дом 14с3


DSCN0096.JPG

Построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л.Л.Кравецкого (разработка плана) и инженера-строителя П.К.Микини (Чистопрудный бульвар, дом 14). Плоскости стен второго - четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев, выполненными художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И.Вашкова. Образцами послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире.
Очень интересен дом №14 по Чистопрудному бульвару - доходный дом церкви Троицы на Грязех, известный в народе как «дом со зверями». Он был построен по проекту Л.Л.Кравецкого и П.К.Микини в 1908-1909 годах. Здание украшено сказочными зверями работы С.И.Вашкова в стиле барельефов Димитриевского собора города Владимира. При этом Сергей Вашков занимался не только внешним оформление дома, но и внутренним. Сам он поселился в этом же доме, где и скончался в ноябре 1914 года.
Первоначально дом был четырехэтажным с двумя шатровыми башнями по краям, а в послевоенные годы - надстроен до нынешних 7 этажей архитектором Б.Л.Топазом. Это была повсеместная послевоенная практика. Звери, большей частью, сохранились.
Сейчас весь нижний этаж доходного дома церкви Троицы на Грязех занимает магазин «Морской аквариум на Чистых прудах» и музей Океанариум. Изюминкой «Морского аквариума» можно считать круговой 25-метровый панорамный аквариум «Батискаф», в котором плавают 10 акул и регулярно проходит шоу кормления акул и мурен.
А сама церковь Троицы на Грязех расположена неподалеку, у Покровских ворот.Плоскости стен второго - четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев. Барельефы были выполненны художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И.Вашкова. Он занимался не только внешним оформление дома, но и оформлением его внутренних интерьеров. Потом он сам поселился в этом же доме и жил в нем до своего конца.
Первоначально дом был четырехэтажным, с двумя шатровыми башнями. Но в 1945 г. его надстроили тремя этажами по проекту архитектора Б.Л. Топаза. При этом уничтожили балконы второго этажа и башни. Правда, дом стал более гармоничным: верхняя часть дома уравновесила насыщенные декором нижние этажи.

Бульвар в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы. Проходит от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота, нумерация ведётся от Мясницких ворот. На бульваре расположены Чистые пруды (фактически, пруд - один). На бульвар выходят: с внутренней стороны Архангельский переулок, с внешней Большой Харитоньевский переулок и улица Макаренко.

Гранитный барьер со светильниками и каменными скамьями оформляет вход на зеленую полосу бульвара. За ним - памятник А. С. Грибоедову, установленный в 1959 году (скульптор А. А. Мануйлов, архитектор А. А. Заварзин).

Чистопрудный бульвар был устроен в 1820-х годах, когда на восстановление Москвы после грандиозного пожара 1812 года были выделены немалые средства.

Это самый большой по площади из бульваров кольца и второй после Тверского по протяженности (822 метра). Помимо широкой главной аллеи есть еще тихая боковая, отделенная газоном, который усажен группами деревьев и кустов. Обе аллеи выходят на большую площадку около пруда. В январе 1966 года здесь открылось двухэтажное стеклянное кафе. В 1982 году его перестроили в первый раз. Современный комплекс «Белый лебедь» был сооружен в 2000-е. В 2006-м рядом установлен памятник Абаю Кунанбаеву и сооружен фонтан.

Чистые пруды образовались благодаря запруде протекавшей вдоль стены Белого города реки Рачки. Вплоть до конца XVII века в Рачку и пруд местные мясники сваливали отбросы от забитого скота, вода распространяла зловоние, отчего первоначально пруды назывались Погаными (существуют и другие версии происхождения этого названия, но самой распространенной считается упомянутая выше).

Любимец Петра I Меншиков, купивший землю, которую сейчас занимает почтамт, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их; с тех пор они именуются Чистыми.

Исстари пруды были излюбленным местом катания на лодках, а зимой - на коньках. Автор путеводителя по Москве 1831 года приглашает читателя посетить бульвар, дабы «полюбоваться здесь катанием на коньках на манер английский или петербургский».

В 1960 году берега пруда были укреплены камнем, а в 1966 году - бетоном.

Пруд, обсаженный липами, обнимают две узкие аллеи, сходящиеся в конце бульвара.

Чистопрудный бульвар неоднократно упоминается в русской литературе, как дореволюционной - у Писемского, Лескова, Боборыкина, - так и советской. О бульваре периода НЭПа можно прочитать в рассказе В. Катаева «Ножи», по которому была написана в свое время оперетта. Бульвару 1920-1930-х годов посвящена книга жившего в этом районе Ю. Нагибина - «Чистые пруды», по которой был снят кинофильм. О бульваре написано немало стихотворений современных поэтов.

У Покровских Ворот бульвар замыкается хорошо сохранившимся зданием бывшей гостиницы, построенной в начале XIX века по проекту, предположительно, В. П. Стасова, хотя его авторство документально не установлено.

Застройка обеих сторон бульвара в начале его существования была по преимуществу дворянской. Автор путеводителя 1831 года источает восторги: «По обе стороны возвышаются такие домы, которые бы показались предкам нашим за нечто необыкновенное: необразованный ум их не мог бы никогда представить себе таких соразмерных каменных палат». Архивные данные, однако, не подтверждают наличие здесь ни особо больших, даже по тому времени, ни ценных в архитектурном отношении строений; «соразмерность» же зданий для архитектуры эпохи классицизма была условием обязательным. Во всяком случае, по своей застройке Чистопрудный бульвар не мог сравниться ни с Тверским, ни с Никитским.

Во второй половине XIX века барские особняки перешли в руки среднего купечества, чиновничества и мещанства. Тогда же здесь появилось несколько многоэтажных доходных домов. Советский период так же внес свои коррективы в архитектурный облик бульвара: здесь можно увидеть сооружения периода советского авангарда и зарождающегося «большого сталинского стиля».

Чистопрудный бульвар 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех, 1908-1909 - памятник позднего, национального модерна.
Дом по проекту арх. Л. Л. Кравецкого и П. К. Микини украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова.
Работы Вашкова крайне интересны - и прежде всего это церквоь в Клязьме (см. р. архитектура части 11, 12 и 14 и 18)

Изюминка дома - это, конечно, фигурный узор, ковром покрывающий третий и четвертый этажи. Рисунки в виде зверей, птиц и растений выполнены из терракоты (обожженной глины) по эскизам художника Сергея Вашкова, привлеченного к этой работе артелью «Мурава».

2.

3.

4.

Человеку, далекому от архитектуры, барельефы сказочных созданий, скорее всего, не скажут ни о чем, но искушенный взгляд сразу заметит сходство с убранством Дмитриевского собора во Владимире (XII век). Стены собора снаружи украшены более чем 600 рельефами с изображениями птиц и зверей, мифических и реальных, а также скульптурными ликами святых и серафимов.
Ученик Васнецова, С.И. Вашков по-своему интерпретировал древние изображения (увеличил их, что было характерно для стиля модерн) и переселил их в Москву на Чистые пруды.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Даже ничего не зная об истории создания этих рисунков, можно просто любоваться ими, а то и убивать время, пытаясь сосчитать, сколько на фасаде львов, сколько грифонов, сов, оленей и невиданных зверей, которых трудно распознать...
По счастью, работы Вашкова с течением времени сохранились практически в полном объеме (кстати, сам художник поселился в этом доме), а вот архитектурный проект (авторы - Л. Кравецкий и П. Микини) претерпел изменения.
Многие - почти все - доходные дома надстраивались сверху, то же самое произошло и с этим домом в 1944-45 годах. Изначально 4-этажный, дом лишился верхних боковых шатровых квадратных башен и вырос еще на два, а с углов - на три этажа (эта надстройка выглядит чужой стилю модерн, который стремился уйти от прямых углов - по нижней части здания еще можно видеть, что углы «сглажены» и декорированы).

Информация частично взята с