Самые известные случаи нарушений воздушного пространства государства. Воздушные провокации: горячее небо


Только за 2014 год Турция более 2,5 тысяч раз нарушала воздушное пространство Греции, а Соединенные Штаты не раз провоцировали СССР, приближаясь к воздушной границе страны с ядерными боеголовками на борту. Не верите? Вот и зря!

Когда российский самолет случайно нарушил воздушное пространство с Израилем, после предупреждения пилот покинул страну. Подобного рода ошибки допустимы на таких скоростях, и бомбить ВКС РФ никто не стал. Ведь Россия не представляет никакой угрозы для государства, а значит и сбивать его смысла нет.


Как сообщает министр обороны Израиля Моше Яалон, произошло незначительное вторжение, буквально на милю. И после того как была налажена связь с пилотом, он сменил курс и вернулся в Сирию. Реагировать на это никто не посчитал нужным, РФ не атакуют территорию. Собственно, и дергаться не за чем.

Однако, как показывает практика, такого рода логикой руководствуются далеко не все. Турция, которая явно преследовала определенные цели, оказалась более принципиальной. Хотя, казалось бы, в такое время можно опустить подобного рода пустяки и дать людям спокойно работать. Но нет. При якобы нарушении воздушного пространства российский Су-24 был хладнокровно сбит.

Если все настолько серьезно, и даже сейчас, когда Россия активно занимается уничтожением позиций «Исламского государства», многие страны готовы закрыть глаза на ошибки российских пилотов, удивительно, почему в некоторых государствах на таких оплошностях акцентируют внимание.

Но прежде, чем вернуться к нашим баранам, давайте вспомним, для начала, как та же Турция, к примеру, только за прошлый год насобирала порядка 2,5 тысяч нарушений вторжения в воздушное пространство Греции. 2,5 тысячи, Карл! Это вам не на улочку выйти погулять. И разве на Западе кто-то отреагировал? Разве Афины начали полномасштабную истерику и угрозы, мол, подобьем, тогда посмотрим, как вы запляшете в своей Анкаре. Нет, не было этого. И так, для справки, накануне трагедии на сирийско-турецкой границе, Турция вторгалась в небо Греции более 20 раз в день.


Американские самолеты так же не раз оказывались на чужой территории. Например, в Венесуэле. Но и тогда разведывательный самолет береговой охраны Штатов сбивать никто не стал. Спрашивается: «Почему?» Неужели США такие особенные, или же для них существуют особые привилегии (если судить по логике Эрдогана, по которой каждый самолет, нарушивший чужую границу, должен быть уничтожен).

Те же пресловутые самолеты НАТО, да-да, той самой организации, к которой Турция сразу побежала после того, как сбила Су-24, были замечены в нескольких нарушениях границ с Белоруссией. Удивительно, что батька Лукашенко не пустил в них убойный снаряд.

И, чтобы уж совсем закрепить пройденный материал, давайте вспомним, как наши любимые американцы, борющиеся «за мир во всем мире», несколько раз проводили множество операций, когда бомбардировщики альянса и США с невероятной скоростью неслись к границам СССР, заряженные ядерными боеголовками, дабы проверить реакцию Союза. Что будет? Ударит в ответ со страху? Или же пронесет? Или все-таки удастся спровоцировать?

Но нормальные страны не стали бы провоцировать Третью мировую войну. На данном этапе развязать ее не очень-то и трудно. Стоит просто задуматься, если ли смысл в этих угрозах? И кому они, в конечном итоге, принесут пользу?

Суверенитет государства распространяется на воздушное пространство, расположенное над их сухопутной и водной территорией. Данный принцип в настоящее время считается частью общего международного права. В первые годы развития авиации (с появлением воздушных шаров, дирижаблей и первых летательных аппаратов тяжелее воздуха) в международном праве существовало три основные конкурирующие теории о правовом статусе воздушного пространства:

  1. теория свободного воздуха: утверждалось, что, поскольку воздух не может быть присвоен и полностью оккупирован, он должен быть таким же свободным, как и море (Фаукиль);
  2. теория зон: по аналогии с территориальным морем и открытым морем в низу должна быть зона территориального воздушного пространства, а над ним до неограниченной высоты – зона открытого воздушного пространства (Меринхак);
  3. теория полного и исключительного суверенитета государства.

Первая мировой война показала возможности использования военной авиация как нового грозного оружия, угрожающего безопасности соседних стран. Первая международная Конвенция по регулированию воздушных передвижений от 13 октября 1919 года разрешила противоречие, заявив в ст. 1: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что каждая держава имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией».

В статье 1 действующей Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года (Чикагская конвенция), которая в 2013 году насчитывала 191 государств-участников, указывается: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией». Такая формулировка свидетельствует о том, что принцип суверенитета государств над воздушным пространством не был установлен Чикагской конвенцией и применяется не только к сторонам этого процесса, но признается в качестве нормы общего международного права и, следовательно, должен применяется также к государствам, не являющимся участниками Конвенции.

Для целей Конвенции о международной гражданской авиации под территорией государства понимается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды. Аналогичного морских судов, являющейся нормой международного морского права, права мирного пролета воздушных судов над территориальными водами в не существует. Даже не имеют права производить полет над территорией другого государства, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом; подобные ограничения применяются и к беспилотным летательным аппаратам, включая воздушные шары.

Термин «воздушное пространство» не имеет достаточно точного определения в международном праве и не существует юридически установленной границы между воздушным и космическим пространством. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях изучает вопрос о делимитации и определении космического пространства: подобное определение, вероятно, также позволить дать четкое правовое определение воздушного пространства.

В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации государства согласились о том, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не участвующие в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения, но с учетом права государства, над территорией которого осуществляется полет, потребовать совершить посадку; данное право может быть дополнительно ограничено требованием соблюдения предписанных маршрутов и совершения посадок в указанных аэропортах.

Никакие регулярные международные воздушные сообщения, выполняемые воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, груза или почты, не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Такое разрешение или санкция на практике предоставляется в двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях, посредством которых договаривающиеся государства взаимно предоставляют права на осуществление пролета воздушных судов, а также другие коммерческие права, для установленных авиакомпаний и указанных пунктов отправления и назначения; в таких соглашениях часто оговаривается пропускная способность и частота полетов, требования по авиационной безопасности, вопросы налогообложения, положения, касающиеся урегулирования разногласий, и т. д.

Всех намеченных целей многостороннее или даже глобальное соглашения о правилах воздушных перевозок и аэронавигации не достигло. Международная конференция гражданской авиации, проходившая в Чикаго с 1 ноября по 7 декабря 1944 года, не внесла в Конвенцию о международной гражданской авиации никаких позитивных положений о регулярных международных воздушных сообщениях; однако, Конференция приняла и открыла для подписания две отдельные конвенции, касающиеся данного вопроса: Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте, подписанные 7 декабря 1944 года.

Согласно Соглашению о транзите по международным воздушным линиям каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам при выполнении регулярных международных воздушных сообщений две «свободы воздуха»:

  1. преимущественное право пролетать над его территорией без посадки;
  2. преимущественное право приземляться с некоммерческими целями (например, заправка или техническое обслуживание).

Соглашение о международном воздушном транспорте, известное как соглашение о «пяти свободах», к основным некоммерческим свободам добавила еще три:

  1. преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  2. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  3. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого Договаривающегося Государства и преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывающие с любой такой территории.

В настоящее время Соглашение действует только в 11 государствах. Однако сформулированные в нем «свободы воздуха» нашли свое воплощение во многих двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях.

Воздушное судно, вторгшееся в суверенное воздушное пространство или нарушившее его, зачастую бывает перехвачено и подвергнуто специальным мерам принуждения. Некоторые из таких случаев были переданы на рассмотрение в Международный Суд, но возражения против его юрисдикции всегда мешали Суду принять решение по существу вопроса (например: Дело о воздушном инциденте 7 октября 1952 года (США против СССР), Дело о воздушном инциденте 10 марта 1953 года (США против Чехословакии); Дело о воздушном инциденте 27 июля 1955 года (Израиль против Болгарии, США против Болгарии, Великобритания против Болгарии)).

К самым нашумевшим инцидентам, связанным с перехватом гражданских воздушных судов, можно отнести следующие: уничтожение израильского лайнера в Болгарии 27 июля 1955 года (58 погибших); 21 февраля 1973 года израильские ВВС сбили ливийский гражданский лайнер над Синаем (108 погибших); 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином был сбит рейс KA007 Корейских авиалиний (269 жертв). Последний инцидент побудил к принятию определенных ответных мер и 10 мая 1984 года 25-я (внеочередная) сессия Ассамблеи ИКАО единогласно одобрила поправку в виде новой статьи 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Статья 3 bis гласит:

Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Формулировка данного положения указывает на то, что поправка не вводит новую правовую норму, но признает и подтверждает ранее существовавшую норму ; опять же, норма распространяется не только на договаривающиеся государства, а на «каждое государство».

Инцидент в районе сирийско-турецкой границы, где, согласно заявлению официальной Анкары, живо напомнил о временах холодной войны. В тот период воздушное противостояние между ВВС СССР и военной авиацией стран НАТО неоднократно приводило к боевым столкновениям.

По неполным данным, в период с 1950 по 1983 годы было зафиксировано не менее 40 случаев применения оружия самолётами ВВС СССР и НАТО друг против друга. Эти случаи не включают в себя боевые действия во Вьетнаме, Корее и на Ближнем Востоке.

Как считают военные эксперты, в реальности боевых столкновений было значительно больше, но многие инциденты замалчивались обеими сторонами во избежание эскалации ситуации.

При этом основные потери в этих боях несли силы НАТО, поскольку именно они вели действия в непосредственной близости от воздушного пространства СССР. В ходе боевых столкновений силы стран НАТО потеряли не менее 27 самолётов и вертолётов и более 130 военнослужащих. Потери ВВС СССР не превышают 10 самолётов.

Вот лишь наиболее крупные воздушные инциденты времён холодной войны.

8 апреля 1950 года самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советскими истребителями Ла-11 над Балтийским морем в районе латвийской Лиепаи. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море. США заявили, что был сбит частный самолёт. Экипаж сбитого самолёта, насчитывавший 10 человек, погиб.

8 октября 1950 года два истребителя-бомбардировщика F-80 «Шутинг стар» ВВС США во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было. США принесли извинения в связи с инцидентом, командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу; пилоты отданы под трибунал.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США, совершавший вылет с японской авиабазы Ёкота, был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Все 12 членов экипажа самолёта считаются погибшими.

29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём.

7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» был сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 10 были спасены американскими аварийно-спасательными службами, 1 утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V « Нептун» 9-й патрульной эскадрильи ВМС США был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. СССР согласился выплатить материальную компенсацию в связи с происшествием.

Советские асы сбивали турецкие самолёты и брали в плен турецкого полковника

2 сентября 1958 года разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес» 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана в Турции, был сбит советскими истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — после поисковых работ 40 лет спустя.

1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C ЦРУ США, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом , сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар в Пакистане. Самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Зенитной ракетой также случайно сбит советский истребитель МиГ-19, поднятый на перехват нарушителя (пилот Сергей Сафронов погиб). Пауэрс выжил, был приговорён советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

21 октября 1970 года лёгкий двухмоторный самолёт U-8 «Семинол» ВВС США сбился с пути, нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на аэродроме лётной воинской части вблизи города Ленинакан Армянской ССР. Кроме лётчика, на борту находились два американских генерала и полковник турецкой армии. Поняв свою ошибку, самолёт попытался снова взлететь, но был заблокирован. После расследования инцидента лётчики и пассажиры были освобождены.

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был задержан советскими военными. Лётчик Геннадий Елисеев погиб. За перехват нарушителя он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.

Сказать, что демарш юного немца обернулся грандиозным скандалом для Вооруженных сил СССР, – ничего не сказать. После специального заседания Политбюро ЦК КПСС лишились своих постов министр обороны маршал Советского Союза Сергей Соколов и главнокомандующий войсками ПВО маршал авиации Александр Колдунов. На место Соколова был назначен Дмитрий Язов.
Называется цифра от нескольких десятков до трех сотен военнослужащих, от лейтенантов до генералов, привлеченных к ответственности за полет и посадку М. Руста в «Шереметево-3», как в шутку после этого инцидента стали называть Красную площадь. Многие исследователи данной истории склоняются к мнению, что подобные репрессивные меры были неоправданными: советская система ПВО была настроена, прежде всего, на противодействие боевым самолетам и крылатым ракетам противника, а не хулиганам на спортивных летательных аппаратах.
Еще одна устойчивая версия произошедшего: это была блестяще спланированная и проведенная акция по дискредитации СССР и Вооруженных сил Советского Союза. Холодная война между Западом и СССР продолжалась, и успешный полет Матиаса Руста оказался замечательным поводом, чтобы в очередной раз уязвить «империю зла».
К слову, вскоре после полета Руста схожая история с легкомоторным самолетом произошла во Франции – там пилот-любитель также совершил несанкционированный полет над столицей страны, заставив поволноваться командование войск ПВО. А в 1994 году спортивная Cessna села у Белого дома в Вашингтоне. Посадка тогда оказалась неудачной – летчик погиб.

Ни в том, ни в другом случае «зачистку» Вооруженных сил во Франции и США не производили. Была усилена радиолокационная служба и усовершенствована техническая сторона, касающаяся обнаружения подобных объектов, слежения за ними и обмена информацией.

Нарушили два самолета F-51 Mustang ВМС США. Произошло боевое столкновение с двумя советскими истребителями Ла-11. В ходе воздушного боя один F-51 был сбит, один советский самолет получил повреждения.

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР и (ныне Екатеринбург). Самолет-разведчик был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пилот Фрэнсис Пауэрс выжил и приговорен к десяти годам лишения свободы. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

1 июля 1960 года воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H Stratojet из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину и уничтожил истребитель МиГ-19. Из шести человек экипажа выжили двое, оба летчика попали в плен и были освобождены в январе 1961 года. Кроме того, советская сторона через месяц после инцидента возвратила в США найденные останки одного из четырех погибших членов экипажа ERB-47H.

1 июля 1968 года самолет McDonnell Douglas DC-8 американской авиакомпании Seaboard World Airlines пересек границу СССР в районе Курильских островов . На борту самолета находилось более 200 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

28 ноября 1973 года самолет-разведчик ВВС Ирана RF-4C Phantom II из Турции через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ. Иранский самолет был сбит посредством тарана. Советский пилот погиб. Экипаж F-4 катапультировался, советской стороной и вскоре после этого освобожден.

1 сентября 1983 года советским истребителем-перехватчиком был сбит Boeing 747 южнокорейской компании Korean Air, следовавший рейсом по маршруту Нью-Йорк — Сеул. На борту лайнера находились 269 человек, в том числе 246 пассажиров. При крушении все пассажиры и члены экипажа погибли. Уничтожение Boeing стало поводом для мирового скандала. США обвинили СССР в преднамеренном уничтожении авиалайнера.

13 марта 1986 года ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron ВМС США , углубившись в территориальные воды СССР на десять километров. Корабли шли с работающими радиоэлектронными станциями и, очевидно, вели комплексную разведку.

28 мая 1987 года гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете Cessna нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 километров за 5 часов 50 минут, . Самолет приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали. Руст был осужден на четыре года лишения свободы, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.