Рашид мурсекаев вим авиа национальность. Рашид мурсекаев готов отдать управление авиакомпанией

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Суд заочно арестовал бывшего финдиректора «ВИМ-Авиа» Калашникову ... . Ранее Басманный суд избрал аналогичную меру пресечения совладельцу «ВИМ-Авиа» Рашиду Мурсекаеву. Он также обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Пресс-служба Следственного... Совладельца «ВИМ-Авиа» заочно арестовали По решению Басманного суда Рашид Мурсекаев должен быть отправлен под стражу на два месяца после задержания. ... ». «Согласно материалам дела, у Мурсекаева не имеется загранпаспорта. Согласно рапортам, Мурсекаев не пересекал границу России. До 7 декабря он не имел... статуса», - сказал юрист. 25 сентября 2017 года совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев внезапно заявил на проходившем в Росавиации совещании о намерении продать... Мурсекаев . Также в отчетности говорится, что Fastway Leasing предоставлял займы авиакомпании... . Рейс отменен: пассажиры «ВИМ-Авиа» в залах ожидания Совладелец компании Рашид Мурсекаев Рашид Мурсекаев Рашиду Суд в Ирландии арестовал активы совладельца «ВИМ-Авиа» ... Fastway Leasing, конечным бенефициаром этой компании и City Leasing является Мурсекаев . Также в отчетности говорится, что Fastway Leasing предоставлял займы авиакомпании... России и за рубежом были задержаны десятки рейсов. Совладелец компании Рашид Мурсекаев заявил, что перевозчика планируется передать под внешнее антикризисное управление. В... «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана улетели за рубеж. По данным источников РБК, они улетели в Стамбул. Рашиду Мурсекаеву было предъявлено... Рашид Рашид Мурсекаев Мурсекаев

Общество, 29 сен 2017, 20:47

Суд отправил под домашний арест экс-гендиректора и главбуха «ВИМ-Авиа» ... главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Пантелееву, обвиняемых в мошенничестве. Владельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули страну. Басманный суд Москвы поместил под... 19:00. По сведениям Александра Нерадько, еще в понедельник вечером Рашид Мурсекаев был в Москве на работе, на следующий же день сотрудники... 777, но не рассчитала спрос на перевозки и понесла убытки. Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства... Мурсекаев Рашид Мурсекаев Рашид Мурсекаев и его супруга покинули Россию. Артем Филипенок, Илья Немченко

Общество, 28 сен 2017, 18:38

Оставленный без еды и сна гендиректор «ВИМ-Авиа» не смог дать показания ... . Источник РБК в оперативно-разыскном отделе МВД указал, что если Мурсекаев не явится 28 сентября на допрос, то будет объявлен сначала... перед топливозаправочными организациями. 25 сентября один из владельцев «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства... важных дел. Тогда же стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его супруга покинули Россию. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» Артем Филипенок...

Бизнес, 28 сен 2017, 12:05

... информацию РБК подтвердил источник, знакомый с материалами расследования. «Так как Мурсекаев находится за границей, то обвинение в рамках уголовного дела о... этой статье является лишение свободы на срок до десяти лет. Рашид Мурсекаев Рашид Мурсекаев

Бизнес, 28 сен 2017, 12:05

Совладельцу «ВИМ-Авиа» предъявят заочное обвинение в мошенничестве ... . Рейс отменен: пассажиры «ВИМ-Авиа» в залах ожидания «Так как Мурсекаев находится за границей, то обвинение в рамках уголовного дела о... . «Неполное соответствие»: скандал с «ВИМ-Авиа» дошел до Владимира Путина Рашид Мурсекаев и его жена Светлана находятся за границей, это подтвердил Следственный... », Светлана Мурсекаева владеет 99% «ВИМ-Авиа», в то время как Рашид Мурсекаев всего 1%. Ранее СК отчитался о задержании генерального директора «ВИМ...

Бизнес, 28 сен 2017, 10:49

Владельца «ВИМ-Авиа» вызвали на допрос Следователи вызвали на допрос покинувшего Россию владельца авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» Рашида Мурсекаева. Ранее против неназванных руководителей компании СКР завел дело о... в связи с долгами авиаперевозчик отказался от чартерных рейсов. Тогда Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства... время, по данным РБК, стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. «Они улетели утром в... ... » Рашид Рашид Мурсекаев Мурсекаев Рашид Мурсекаев Мурсекаев

Бизнес, 27 сен 2017, 18:14

Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию ... » Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана, по данным РБК, улетели за рубеж. «Мурсекаев с... чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может. Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из... компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом - консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые...

Совладельца авиакомпании «ВИМ‐Авиа» Рашида Мурсекаева заподозрили в бегстве из России во время скандала и фактического разорения перевозчика. Предприниматель не явился на специальное совещание по поводу финансового состояния «ВИМ‐Авиа», а затем перестал отвечать на телефонные звонки. Что известно об исчезновении Мурсекаева, чем грозит ситуация руководству «ВИМ‐Авиа» и как предприниматель основал когда‐то одну из лучших авиакомпаний в России ‐ в материале «360».

Где Мурсекаев?

Первым о возможном побеге Рашида Мурсекаева из России сообщил «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник. Собеседник агентства заявил, что предприниматель покинул страну во вторник, вылетев из столичного аэропорта Шереметьево. Другой источник издания уточнил, что Рашид Мурсекаев предположительно улетел в турецкий Стамбул.

Неназванный собеседник РБК добавил, что вместе с предпринимателем Россию покинула его жена Светлана, которая также является совладельцем авиакомпании «ВИМ-Авиа» .

Глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Государственной думе, не исключил возможности отъезда Мурсекаева из страны. Он рассказал депутатам, что совладелец «ВИМ-Авиа» не пришел на специальное совещание по поводу его обязательства оплатить расходы перевозчика в размере 50 миллионов рублей. Мурсекаев не стал перечислять деньги, а затем перестал отвечать на телефонные звонки. В секретариате «ВИМ-Авиа» тоже не стали поднимать трубку.

По данным главы Росавиации, ранее Мурсекаев говорил о готовности «за рубль продать свой бизнес и расстаться». Якобы бизнесмену надоела авиация и он распрощается с делом без сожалений.

«Предполагаю, что его уже нет на территории РФ», - подытожил Нерадько.

Что грозит руководству «ВИМ-Авиа» ?

Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Российской правовой академии Минюста Андрей Некрасов по просьбе сайта «360» объяснил, чем грозит самому Рашиду Мурсекаеву и руководству компании «ВИМ-Авиа» сложившаяся ситуация и возбуждение уголовного дела. По словам эксперта, совладельца авиакомпании могут экстрадировать из Турции, только если именно его будут подозревать в мошенничестве. Следствие утверждает, что руководство «ВИМ-Авиа» продавало билеты на рейсы, заведомо зная, что не сможет их осуществить. Сотрудники компании знали: денег не хватит на оплату услуг аэропортов и топлива, рейсы будут задержаны, а многие так и не вылетят. Именно это правоохранители квалифицируют как мошенничество.

Будет ли нести персональную ответственность совладелец компании - вопрос открытый. Мурсекаев мог не делать ничего лично, ведь у него есть топ-менеджмент, и именно его представители продавали злополучные билеты. Следователям придется доказать, что предприниматель имел к этому какое-либо отношение. Тот факт, что Мурсекаева можно назвать самым богатым человеком в компании, еще не говорит о будущем предъявлении обвинения. Пока правоохранителям достаточно сложно в чем-либо его ограничить. Пока имя Мурсекаева не фигурирует в уголовном деле, он может летать куда угодно.

Арестовывать предпринимателя в ближайшее время вряд ли станут. Для этого у Мурсекаева должен появиться официальный статус подозреваемого или обвиняемого. Такие вещи редко происходят быстро.

Это достаточно серьезные процессуальные вещи. Это можно делать быстро, но я не думаю, что в таком серьезном и крупном вопросе будет именно так. Семь миллиардов рублей [долга] - это очень большие деньги. Надо понимать, что особо крупный размер, согласно Уголовному кодексу, - это один-полтора миллиона рублей, а это астрономическая сумма. Я не думаю, что так быстро все закрутится и этот человек получит некий статус по только что возбужденному уголовному делу. Если это произойдет, то следствие может выступить с ходатайством об аресте его активов. Это, естественно, возможно. Но это не делается по щелчку пальцев

Андрей Некрасов.

По данным Росавиации, основным кредитором «ВИМ-Авиа» является банк «Зенит». По словам эксперта, сотрудники кредитной организации попытаются любым способом вернуть деньги, выделенные перевозчику. Основное имущество авиакомпаний - самолеты, которые могут быть арендованными или купленными. Если «ВИМ-Авиа» пользуются ими на правах аренды, то кредиторам рассчитывать не на что. В противном случае «Зенит» может подать заявление о признании авиакомпании банкротом. Тогда в «ВИМ-Авиа» появится внешнее управление, которое попробует «выжать» максимум из перевозчика, находящегося на грани разорения.

Это может делать основной кредитор или пулл кредиторов, то есть те, кто хочет назад свои деньги. Если счета пустые, надо срочно искать имущество и блокировать управление этой компании, вводить профессиональное управление, чтобы это имущество «не улетело», если что-то еще осталось. Это достаточно серьезная, агрессивная работа

Андрей Некрасов.

Как Мурсекаев основал компанию?

В далеком 2002 году Рашид Мурсекаев, имеющий опыт работы в международных поставках и покупки акций авиационных и оборонных заводов, решил основать собственную компанию. Тогда экс-заместитель гендиректора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр» Виктор Меркулов, ранее сотрудничавший с Мурсекаевым, зарегистрировал компанию «ВИМ-Авиа» (Виктор Иванович Меркулов), которая должна была заняться чартерными рейсами. Проект заинтересовал Рашида Мурсекаева, и в скором времени он выкупил у Меркулова 75% фирмы.

После этого Мурсекаев приобрел 12 подержанных лайнеров Boeing за 160 миллионов рублей, заключил ряд соглашений с туроператорами и начал вытеснять с рынка других авиаперевозчиков. Через полтора года «ВИМ-Авиа» стала крупнейшим чартерным оператором в России. В то время услугами компании пользовались 20% российских туристов, летающих за рубеж.

Только за первую половину 2005 году «ВИМ-Авиа» заняла шестое место по объему перевозок в стране с показателем 680 тысяч человек. За шесть месяцев компания заработала 60 миллионов долларов.

За следующие 12 лет «ВИМ-Авиа» переживала взлеты и падения, однако никогда не оказывалась в ситуации, схожей с нынешней. Чем именно закончится истории когда-то одной из лучших авиакомпаний России, покажет время.

Владелец «ВИМ-Авиа», в 1990-х годах начинавший дело со скупки чужих долгов, погорел на собственных

«Не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек», — говорят об амбициозном бизнесмене в Татарстане. Сегодня, после жесткого выговора Путина кураторам авиаотрасли, следком РФ арестовал руководство «ВИМ-Авиа» и объявил, что Мурсекаев с женой уже покинул Россию. «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь прошел барнаульский бизнесмен, чуть было не развернувший грузоперевозки в РТ, и как он запомнился коллегам виртуозной покупкой «Руслана» и удачными бегствами от банкротств.

В ситуацию пришлось вмешаться Владимиру Путину, который гневно отчитал Максима Соколова и Аркадия Дворковича за крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» Фото: Денис Гришкин, РИА «Новости»

ПОЧТИ УЖЕ ТАТАРСТАНСКИЙ

Владелец скандальной авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев в последний год чуть было не связал свой бизнес с Татарстаном. В феврале 2016 года он перерегистрировал авиакомпанию из Москвы в Богатые Сабы, а еще развернуть в Казани международный грузовой хаб на пути Европа — Китай. Правда, на фоне текущих событий эти планы выглядят сказочными обещаниями — по официальному сообщению СК РФ, на днях Мурсекаев с женой Светланой , спасаясь от кредиторов и 40 тыс. разъяренных пассажиров, улетели из России, предположительно, в Стамбул. И в Татарстане приходу Мурсекаева уже вряд ли рады: завтра местная транспортная прокуратура обещает на пресс-конференции рассказать о зарплатных долгах и других прегрешениях «ВИМ-Авиа». Порядка миллиарда рублей, по нашим сведениям, компания «ВИМ-Авиа» должна банку «Зенит» «Татнефти». Возвращать эти долги, по всей видимости, уже нереально — по данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком).

Вчера в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту России Владимиру Путину , который собрал совещание с членами правительства и гневно министра транспорта РФ Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича за крах авиакомпании. При этом Соколов получил выговор о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — сказал ему Путин. По некоторым сведениям, президент дал подчиненным три дня на полную нормализацию ситуации. Сегодня же, как сообщил СК РФ, были арестованы гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Светлана Петренко , им предъявят обвинение.

В татарстанский суд уже поступило заявление о банкротстве авиакомпании от Мосстройбанка, который представляет агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако позднее АСВ сообщило, что отзовет иск, «учитывая возникшую социальную напряженность».

Московский источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке не сомневается в том, что Мурсекаев мог покинуть Россию. По его словам, на рынке знают бурный и спонтанный стиль работы Рашида Мавияевича, а его личность характеризуют скорее как темную лошадку. Татарстанские же коллеги, что интересно, в целом отзываются о нем благожелательно. «Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы, — сказал нам, в частности, председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким . — Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления». «Я желаю только добра данной авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации», — говорит гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев .

«БИЗНЕС Online» попытался собрать предысторию создания рухнувшей авиакомпании и очертить путь взлета и падения опального бизнесмена.

По данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком) Фото: Александр Тарасенков, РИА «Новости»

СКУПКА ДОЛГОВ И «МОРЕ – ВОЗДУХ»

52-летний Мурсекаев — барнаульский бизнесмен как минимум с 20-летним стажем. В авиационную отрасль он пришел не сразу: как указывает отраслевой портал www.aviaport.ru , в 1990-х годах занимался финансами и лизингом. В первой половине 1990-х, по информации Forbes , вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым (он был связан с Сергеем Чемезовым ) занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. Именно так в 2000 году Мурсекаев занял пост члена совета директоров сразу на двух предприятиях — Дальневосточном морском пароходстве и Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», а год спустя стал членом совета директоров еще одного авиазавода — Улан-Удэнского.

Но к началу нулевых тандем Недорослева и Мурсекаева распался. Первый занялся станкостроением в интересах «Ростеха», а второй начал выстраивать собственный бизнес. В ходе скупки долгов Инкомбанка Мурсекаев получил пакет акций Морбанка — отраслевого банка минтранса. После этого он консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), а затем продал свой пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 миллионов.

«ВИМ-Авиа», зарегистрированная в Богатых Сабах, имеет в поселке офис — он представляет собой одноэтажное здание с красной табличкой с названием авиакомпании Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2003 году Мурсекаев решился вступить на рынок воздушных перевозок с привлечением иностранных судов. Он купил 12 подержанных Boeing у авиаперевозчика Condor немецкой компании Lufthansa, потратив на это, по оценкам экспертов, $160 млн, и начал активно заключать соглашения с туроператорами. Кстати, по сведениям Бориса Рыбака , директора консалтинговой компании «Инфомост», в финансировании этой сделки помогал татарстанский банк «Зенит». Бизнесмен стартовал весьма амбициозно: уже через два года, в первом полугодии 2005 года, «ВИМ-Авиа» перевезла 680 тыс. человек и заняла 6-е место среди всех российских авиакомпаний, уступив лишь крупнякам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйра». Ежегодную выручку компании за это время аналитики оценивали более чем в $60 миллионов.

Здание «ВИМ-Авиа» находится на территории ОАО «Сабинское МПП ЖКХ» и огорожено зеленым забором, на котором висит амбарный замок Фото: «БИЗНЕС Online»

Собственно название «ВИМ-Авиа» — аббревиатура от имени первоначального создателя авиакомпании, Виктор Иванович Меркулов, у которого Мурсекаев впоследствии выкупил бизнес. Виктор Меркулов — бывший заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр», вместе с ним в 2000 году Мурсекаев провернул весьма удачную сделку с покупкой и перепродажей грузового самолета «Руслан» обанкротившейся авиакомпании, после которой (а бои с конкурентами за самолет шли аж два года) его зауважало бизнес-сообщество.

ДЕМПИНГ, ПРОРЫВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ДОЛГИ

Кстати, с самого старта проекта «ВИМ-Авиа» проявился бизнес-стиль Мурсекаева — молниеносные, зачастую спонтанные решения, «рывковый» захват рынка. В 2005 году, заходя на рынок чартеров, «ВИМ-Авиа» активно демпинговала, привлекая клиентуру, и «сорвалась» — задержала более половины своих рейсов. Причем туроператоров извещала об этом всего за два-три дня, приводя партнеров в искреннее возмущение. Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, авиакомпания вынуждена была снять примерно 25% рейсов, запланированных на лето. После этого полеты стабилизировались. Но закупленные самолеты нужно было окупать — Мурсекаев открыл внутренние регулярные рейсы. Чтобы летать из Москвы в Читу без препятствий, бизнесмен купил аэропорт Читы, потратив на это несколько миллионов долларов.

После этого с десяток лет компания оставалась заметным игроком рынка, лишь периодически получая нагоняи от регуляторов. Так, в 2007 году руководитель Росавиации Евгений Бачурин называл «ВИМ-Авиа» одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов, после чего перевозчик существенно нарастил долю регулярных рейсов в России и сгладил полетную программу. В 2011 году «ВИМ-Авиа» получила подтверждение международной IATA о включении в регистр операторов IOSA, признающее безопасность предоставляемых авиакомпанией услуг на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Тогда же «ВИМ-Авиа» и лично Мурсекаев учредили авиакомпанию «Башкортостан», в 2015 году она была продана бизнесмену Сергею Галану .

Следующий скандал вокруг бизнеса Мурсекаева разгорелся в 2014–2015 годах, когда всплыли миллиардные долги «ВИМ-Авиа» перед банками. В конце 2014 года ВТБ выиграл в суде взыскание с перевозчика $2,8 млн и впоследствии пытался инициировать банкротство, однако два раза банкротное дело было прекращено. В 2015 году обанкротить авиакомпанию решил и Сбербанк, чтобы вернуть долг в 4,3 млрд рублей, но дело также прекратили.

В 2016 году «ВИМ-Авиа» снова стала задерживать и внутрироссийские, и международные полеты, она была вызвана на ковер в Росавиацию — на компанию подали 100 исков в прокуратуру. Для нормализации ситуации авиакомпания начала пополнять воздушный парк дальнемагистральными самолетами. И вот теперь, год спустя, у «ВИМ-Авиа» — 40 тыс. «брошенных» в аэропортах мира пассажиров и 7 млрд рублей долгов.

« ВСЕГДА ПРОИЗВОДИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРИЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА И УДАЧЛИВОГО БИЗНЕСМЕНА»

О личности Мурсекаева и его бизнесе порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online».

Борис Рыбак — директор консалтинговой компании «Инфомост»:

— Я не очень хорошо знаю Мурсекаева, но он всегда производил впечатление приличного человека и удачливого бизнесмена. Несмотря на то что родился не в Татарстане, будучи татарином, он имел определенные связи в республике. У него там были не только авиационные проекты. Еще первую сделку с покупкой 12 Boeing, с чего и началась история «ВИМ-Авиа», Мурсекаеву помог профинансировать банк «Зенит». Я не удивлюсь, если у владельца компании в Татарстане еще и родственники живут. То, что начались задержания сотрудников перевозчика, на мой взгляд, говорит о том, что Мурсекаев и в самом деле уехал из страны, хотя погранслужба этого факта до сих пор не подтвердила. Что касается судьбы этой до сих пор успешной компании, то все зависит от правительства. Если оно поддержит перевозчика и даст госгарантии, то перекрутятся, так как своих собственных оборотных средств у «ВИМ-Авиа» нет. Но, судя по накалу страстей, я не вижу, что их пытаются спасти. Все может закончиться тем, что этот перевозчик уйдет с рынка вслед за «Трансаэро».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Рашид Мурсекаев — это крупный авиационный менеджер. И в авиации, так или иначе, мы всех друг друга знаем. Я с ним познакомился в 2003 году. Понятно, что по роду своей работы я очень часто с ним встречался. Мы взаимодействовали, я в свое время даже давал ему в аренду самолеты. Мы вели неплохие партнерские отношения. Я ничего плохого о нем сказать не могу. Во всяком случае, в отношениях со мной всегда все было порядочно, особых проблем не возникало. Да, были рабочие моменты, но они решались. Он нестандартный авиационный менеджер, потому что принимал нестандартные решения. Так, в частности, в 2004 году он ввез 12 самолетов Boeing-757, поставив их на российскую регистрацию и заплатив таможенную пошлину. Никто до этого так не делал. Все остальные пользовались разными схемами, чтобы уйти от платежей. Это он сделал первым. Для всех остальных это был непонятный и рискованный шаг. Но, в принципе, он оказался правым. О том, что авиакомпания пришла в Татарстан, я узнал только из СМИ.

Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления — не рассчитал свои силы. Я в последний раз с ним общался где-то полгода назад — до того, как начались проблемы у авиакомпании. У него были вопросы по интерьерам. Мы обсуждали, как мы можем им помочь по интерьерным делам. Но потом как-то уже и больше не встретились. Никакого мошенничества, на мой взгляд, здесь нет. Это просто ошибка управления. Ну «Трансаэро» попало в связи со скачком курса доллара, у «ЮТэйр» было сложное финансовое положение. Это бизнес, это всегда риск. Он просто не оценил риски.

Андрей Крамаренко — научный сотрудник НИУ ВШЭ, эксперт по рынку авиаперевозок:

— Судьба «ВИМ-Авиа» уже решена. У компании была большая дебиторская задолженность. Но это только один из факторов возникшей проблемы. Основная причина банкротства — превышение расходов над доходами. Это говорит о том, что у авиаперевозчика был не самый лучший менеджмент. Да и особенности российского рынка также способствуют банкротству авиакомпаний. Хотя в свое время у «Трансаэро» были куда более худшие показатели. Однако компания на протяжении длительного времени осуществляла деятельность, так как у Плешаковых были влиятельные покровители. Мурсекаев этим похвастаться не может. В Татарстане у него тоже, судя по всему, сегодня нет серьезных связей и тесных дружеских отношений, в противном случае банк «Зенит» дал бы ему кредит. Что касается задержаний представителей руководства компании, то, на мой взгляд, следственный комитет просто решил подзаработать очков на скандальной истории, в которую вмешался даже президент. Не думаю, что дело закончится реальными посадками. Но менеджменту все же придется отдуваться за руководителя компании, который (пока идет процесс банкротства) быстро сделал ноги, так как замаячила реальная перспектива провести несколько месяцев в СИЗО.

Сегодня сотрудники Следственного комитета России (СКР) задержали в качестве подозреваемых генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерину Пантелееву. Им инкриминируется соучастие в мошенничестве, результатом которого стал крах компании. В течение дня следствие планирует предъявить задержанным обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, уехали за границу. Минтранс тем временем заявил о договоренности с аэропортами и топливными компаниями РФ по обслуживанию рейсов «ВИМ-Авиа», из-за проблем которой свыше 30 тыс. туристов остаются за границей. Перевозка пассажиров будет осуществляться до 15 октября включительно, после чего «ВИМ-Авиа» полностью прекратит работу. По мнению экспертов, к перевозкам придется подключать иностранные компании из-за отсутствия свободных бортов в России.


Задержания


Гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева были доставлены на допрос в СКР сегодня утром. Для господина Кочнева это уже второй визит к следователям: накануне его допросили в качестве свидетеля. На этот раз он имел другой процессуальный статус - подозреваемого по делу об особо крупном мошенничестве со средствами пассажиров авиакомпании (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Завтра господину Кочневу и госпоже Пантелеевой будет предъявлено официальное обвинение, а затем следствие обратится в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Сколько времени продлятся допросы подозреваемых, правоохранители пока сказать затрудняются.

Адвокат гендиректора компании «ВИМ-Авиа» в эфире “Ъ FM”:

В любом случае, в настоящий момент обвинение не конкретизировано, и для Александра Кочнева оно выглядит несколько даже абсурдным и удивительным. Потому что, согласно его объяснениям, ситуация произошла из-за временных финансовых затруднений, из-за временного кассового разрыва, и при прочих равных она была достаточно штатной - просто не было получено своевременное финансирование в определенный отрезок времени.

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы «поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей, принимаются меры к установлению их местонахождения».

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

По словам источника «Интерфакса», супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы могут быть объявлены в международный розыск, так как следствие собирается добиться их заочного ареста.

Перевозки


В ночь на четверг Минтранс сообщил о проведении заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в котором приняли участие представители Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и самой «ВИМ-Авиа». Дистанционно Минтранс договорился об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа» с российскими аэропортами и топливозаправочными компаниями. В частности, Домодедово выпустит пять самолетов авиакомпании, остановленных аэропортом за долги, во Внуково, откуда они направятся в Анталью, чтобы забрать около 2 тыс. пассажиров в Москву. Должны быть выполнены регулярные рейсы из Внуково в Благовещенск, Краснодар и Симферополь, а также из Анадыря в Москву, готовится к вылету регулярный рейс из Пулково в Пекин и обратно. Сегодня Red Wings должна выполнить чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини в Москву.

Минтранс заявил, что практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозка будет осуществляться вплоть до 15 октября, а с 16 октября прекратится. «Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения»,- говорится в сообщении Министерства транспорта. Очередное заседание штаба должно было пройти сегодня в девять утра, но его итоги пока не оглашаются. Заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить до полного разрешения ситуации дважды в день.

Политолог Павел Святенков в эфире “Ъ FM”:

Для начала - добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, - это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.

В Ростуризме ранее говорили, что на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца октября продано 196,6 тыс. билетов, за рубежом находятся 38,9 тыс. туристов. В Ассоциации туроператоров России приводили схожую цифру: по ее данным, за рубежом находятся около 30 тыс. клиентов туроператоров, которые не могут вернуться с отдыха из-за проблем «ВИМ-Авиа».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила «Интерфаксу» , что «стоимость вывоза туристов только четырех из восьми пострадавших туроператоров составит не менее 600 млн руб.». «Есть консолидаторы, готовые заплатить такие суммы. Но проблема с вывозом туристов "ВИМ-Авиа" не только финансовая, не менее острый вопрос - отсутствие в России свободных бортов. Найти их сейчас можно только на зарубежном рынке, в частности турецком»,- заявила госпожа Тюрина. По ее мнению, подключение иностранных перевозчиков станет реальным решением проблемы: «В России их столько не найти, а направлять за туристами самолеты "ВИМ-Авиа" не имеет смысла - они могут быть задержаны в Турции за долги, так что эти деньги вообще пропадут».

26 сентября Мосстройэкономбанк в лице конкурсного управляющего - Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - подал в Арбитражный суд Татарстана, где с весны 2016 года зарегистрирована «ВИМ-Авиа», иск на сумму порядка 90 млн руб. о банкротстве авиакомпании. Однако сегодня, учитывая возникшую социальную напряженность, АСВ отозвало иск до определения позиции правительства. Как заявил замминистра Алексей Моисеев, в Минфине реструктуризация долгов авиакомпании пока не обсуждалась.

Александр Александров; отдел бизнеса