Олимпик история. «Олимпик» и «Британник»: как сложилась судьба круизных лайнеров-близнецов «Титаника

Корабль «Олимпик» пережил множество ярких событий. На момент спуска на воду это было судно, которое считалось новым чудом света. Его слава померкла перед «Титаником», который имел такое же устройство и появился два года спустя, но утонул в первом же своем плавании.

Класс лайнеров «Олимпик»

В кораблестроении существует традиция. Согласно ей, названия даются как суднам, так и проектам, к которым они относятся. По этой причине обыватели часто путают корабль «Олимпик» с одноименным классом

Всего их было три. Первым был «Олимпик», построенный в 1910 году. Вторым оказался «Титаник», ставший всемирно известным после своего крушения.

Последний корабль данного класса получил название «Британник». Он появился накануне Первой мировой войны и сразу же стал выполнять военные миссии, в том числе перевозил раненных солдат. После пяти успешных рейсов был подорван на немецкой мине в 1916 году.

Индустрия кораблестроения в начале XX века

В эти годы гражданский флот европейских стран занимался в основном тем, что покорял новые рекорды скорости и прокладывал самые невероятные маршруты для доступа к труднодоступным регионам. Атлантический океан стал как никогда важен в качестве маршрута, так как здесь курсировали суда из стремительно развивающихся Соединенных Штатов Америки в Европу и обратно. Перевозились важные грузы и большое число эмигрантов. Еще одна важная примет эпохи - нарастающее соперничество между мировыми державами накануне Первой Мировой Войны.

Британская судоходная компания White Star Line эту гонку проигрывала. Ее главными конкурентами были немцы и другой английский производитель - Cunard Line. Последний стал лидером отрасли после того, как с его верфи в океан вышли два лайнера нового поколения - «Мавритания» и «Лузитания». Они отличались не только большими размерами, но и быстроходными качествами. «Лузитания» в 1907 году побила рекорд скорости в водах Атлантики, который оставался недосягаем еще более 20 лет.

На этом фоне магнат Джон Морган, который был владельцем White Star Line, решил переплюнуть конкурентов и поставил перед своими инженерами задачу создать нечто по-настоящему колоссальное. Таким проектом стал корабль «Олимпик» и два его «брата».

Характеристики

По сравнению с другими судами, новые лайнеры отличались гораздо большими размерами. Их тоннаж превышал тоннаж той же "Мавритании" в полтора раза. Такие габариты не позволяли взять рекорда скорости, иначе бы двигатель затрачивал слишком много ресурсов.

Вместо этого было решено, что приоритетом нового судна станет его ослепительная роскошь. Другим преимуществом считалась безопасность. Конструкторы уверяли, что новые корабли непотопляемы благодаря системе из нескольких отсеков. Если в корпусе появится брешь, затопит лишь небольшую часть корабля, что поможет удержаться ему на плаву.

Эта уверенность обернулась трагедией. Если «Олимпик» действительно пережил множество рейсов, то «Титаник» - корабль-символ - погиб в первом же своем плавании.

Двигатель новинки работал на паровых котлах, а его мощность составляла 50 тысяч лошадиных сил. Судно вмещало 2435 пассажиров, его обслуживал экипаж в составе 860 человек. Длина составляла 269 метров, ширина - 18 метров. Эти безумные цифры сразу же привлекли внимание прессы и общественности к новому проекту. Показательно то, что старые порты не были готовы принять такие большие суда, из-за чего приходилось перестраивать пристани там, где пролегал маршрут «Олимпика».

Внутренние помещения лайнера были разделены на три класса, в зависимости от платежеспособности пассажиров. Особенным блеском отличался обеденный зал, который был рассчитан на более чем 500 человек и являлся самым большим помещением на судне в мире. Интерьеры первого класса были выполнены в стиле нового времени.

Начало эксплуатации

Первый рейс лайнера пролегал от английского Саутгемптона до французского Шербура, который находился в Нормандии. Уже оттуда корабль незамедлительно отправился в Нью-Йорк. Так как плавание во многом носило тестовый характер, экипаж судна проверял надежность и практичность многих новых задумок, реализованных на корабле. Основываясь на этом опыте, конструкторы привнесли некоторые изменения в устройство следующего проекта под названием «Титаник».

В первые годы эксплуатации случалось немало инцидентов, которые, однако, не носили фатального характера для «Олимпика». Широкую огласку получило столкновение лайнера с крейсером «Хоук». Хотя в происшествии никто не погиб, началось судебное разбирательство, активно освещаемое в прессе.

Причиной тому стало то, что «Хоук» принадлежал государственному флоту. White Star Line обвинила экипаж крейсера в ошибке, однако суд принял решение в пользу защищающейся стороны. Кроме того, капитан «Олимпика» Смит был признан виновным в неправильных действиях, а компания-владелец обязалась выплатить компенсацию.

После крушения «Титаника»

Если эксплуатация «Олимпика» была в целом успешной, то второй корабль класса потерпел крушение в первом же рейсе. Репутация White Star Line висела на волоске. Для того чтобы убедить общественность в безопасности перевозок, компания начала переоснащение своего лайнера.

Кроме того, началась забастовка экипажа. Это было связано с тем, что никто не хотел плыть на корабле, оснащенном теми же шлюпками, что были на «Титанике». Они плохо себя зарекомендовали в роковую ночь в северной Атлантике.

Шлюпки были заменены. Помимо этого, конструкторы обновили обшивку судна. Спустя год после символичного крушения «Олимпик» снова отправился в США.

Первая мировая война

Однако использование «Олимпика» в качестве судна для гражданских перевозок длилось недолго. Спустя всего несколько лет начался конфликт с немцами, и британское государство реквизировало лайнер для выполнения военных приказов.

Судно служило в Средиземном море и было оснащено соответствующей артиллерией. Камуфляж должен был защитить корабль от немецких субмарин. Так или иначе, но «Олимпику» удалось пережить войну, успешно переправляя раненных в госпитали. Это считалось чудом, особенно на фоне гибели близнеца «Британника» и пассажирской «Лузитании».

Конец эксплуатации

После войны судно вновь стало гражданским. В 30-е годы корабль «Олимпик» уже считался технологически устаревшим судном. Поэтому с каждым рейсом становилось понятно, что скоро его спишут на металлолом. Тогда же компания-владелец слилась с Cunard Line.

Свой последний рейс «Олимпик» совершил по привычному маршруту - из Саутгемптона в Нью-Йорк. Это было 257 путешествие гиганта. Что ни говори, у него была счастливая судьба. История корабля была дольше, чем у его близнецов - затонувшего «Титаника» и подорвавшегося на мине «Британника».

Накануне разбора на металлолом мебель из кают и залов, как была продана с аукциона и разошлась по множеству фешенебельных заведений.

Сравнение с «Титаником»

Это сопоставление напрашивается само собой. Люди часто спрашивают про "Олимпик" (корабль): "Что с ним случилось?". Просто по аналогии с "Титаником".

Наверно, самым любопытным, если не мистическим фактом при сравнении является то, что Смит, который был печально известным капитаном затонувшего «Титаника», до этого командовал именно «Олимпиком». Но затем его перевели на другой трансатлантический лайнер. Как самого опытного из персонала компании. Считается, что он застрелился, когда понял, что по его ошибке начал тонуть великий корабль. «Олимпик» и «Титаник» практически не отличались внешне. Единственный значительный признак, по которому можно было понять, кто из них кто, это палуба А. «Титаник» был остеклен в этом месте, в то время как «Олимик» оставался открытым.

Были еще небольшие отличия в размещении инфраструктуры. Например «Титаник» - корабль с кафе на второй палубе. У «Олимпика» такого заведения на этом месте не было.

Олимпик — серия трёх трансатлантических лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Все трое на момент ввода в эксплуатацию являлись самыми большими судами в мире. Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны.

12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность. Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Раз история «Титаника» у всех на слуху, сегодня мы представляем вам небольшую фототеку и некоторые интересные факты об остальных кораблях знаменитой серии.

«Олимпик»

«Олимпик» (слева) и «Титаник» — первые два парохода из серии

Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Убранство Олимпика

Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.

В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.


Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.

«Британник»


«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.


Тонущий Британник

На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».

В начале XX века построила три корабля класса «Олимпик», почти полностью идентичных друг другу. Все корабли этого класса отличались гигантскими размерами и великолепием. Первым из трех был «Олимпик». Он пережил своих братьев-близнецов («Титаник» и «Британник») на несколько десятков лет. Интерес к истории трансатлантического лайнера «Олимпик» не ослабевает и в настоящее время. О нем мы подробно расскажем в статье.

Предыстория создания лайнера «Олимпик»

Корабль «Олимпик», как и его братья по одноименному классу, были задуманы и построены с единственной целью - утереть нос конкурентам и завоевать переходящий приз, который присуждался за рекордную скорость при пересечении Северной Атлантики.

«Голубую ленту Атлантики» в 1897 году за скорость в 22,5 узла присудили новому германскому быстроходному лайнеру Kaiser Wilhelm der Grosse. А самый большой в те времена трансатлантический лайнер Celtic был собственностью компании White Star Line, единственным достойным конкурентом которой являлась компания Cunard Line.

Из-за недостатка в финансах Cunard Line обращается к Правительству Британии за ссудой для строительства двух новых быстроходных лайнеров. Деньги были выделены, но с условием, что построенные с их помощью суда переоборудуют в военные крейсеры, в случае если начнется война. Лайнеры «Лузитания» и «Мавритания» стали самыми большими и быстрыми кораблями на тот момент.

Новый владелец White Star Line (американская компания IMM, которую возглавлял Пирпонт Морган) был намерен создать монополию на Североатлантическом пути.

Однако приобретение еще и компании Cunard Line оказалось невозможным, так как ее финансировало Правительство Британии.

Особенности проектирования «Олимпика», характеристики

У компании White Star Line на строительство всех ее кораблей был заключен договор с судостроительной верфью Harland and Wolff, которая находилась в Северной Ирландии, городе Белфасте.

Большие корабли «Титаник», «Британик» и «Олимпик» задумывались как самые роскошные и безопасные суда Атлантики, обладающие превосходящей быстроходностью и огромными размерами.

Тоннаж каждого судна должен был превысить тоннаж «Мавритании» самое меньшее на 15000 тонн. Чтобы такая махина могла развить скорость, достаточную для завоевания «Голубой ленты Атлантики», необходимо было изрядно потратиться на мощные двигатели.

Изначально планировалось построить обеденный зал как главную достопримечательность корабля. И сделать так, чтобы он охватывал все три палубы. Но потом изюминкой лайнера все же стала центральная лестница первого класса.

Корабль «Олимпик» спущен на воду в 1910 году, 20 октября. И уже 14 июня 1911 года он был введен в эксплуатацию.

Судно «Олимпик» имело следующие основные характеристики:

  • Водоизмещение - изначально 45,324 брт (БРТ- брутто-регистровая тонна = 100 кубических футов). В 1913 году усовершенствован до 46 358 тонн, а в 1920 году - до 46 439 тонн.
  • Длина судна - 268,8 м.
  • Ширина корабля - 28,19 м.
  • Высота лайнера- 18,4 м.
  • Осадка - 10,54 м.
  • Двигатели - 24 шеститопочных двухсторонних, 5 трехтопочных односторонних паровых котла Скотча. Одна низкого давления турбина для центрального винта (18000 л. с.). Два возвратно-поступательных двигателя тройного расширения, четырехцилиндровых для крайних боковых винтов (16000 л. с.).
  • Мощность судна - 50000 лошадиных сил.
  • Скорость хода у «Олимпика» - 23 узла при максимальной скорости в 25 узлов.
  • Необходимый экипаж - 860 человек.
  • Судно вмещало 2435 пассажиров.

Описание интерьера

Интерьер «Олимпика» отличался изяществом. Английская сдержанность и простота стиля говорили о роскоши и вкусе. Обеденный зал первого класса с отделкой в стиле династии Стюартов считался самым большим помещением корабля. Он был растянут на всю ширину лайнера, вмещал в себя одновременно 532 посетителя.

Роскошь курительной комнаты первого класса являлась еще одной достопримечательностью «Олимпика». Столы для карточных игр были обтянуты зеленым бархатом, удобство кресел не вызывало сомнений, а исполнение интерьера в темных тонах имело обволакивающий и расслабляющий эффект.

Для прогулок пассажиров первого класса предназначалась шлюпочная палуба и застекленный променад, находящийся на палубе В. Для развлечений им предоставлялись также бассейн, корт для сквоша, гимнастический зал и турецкие бани. А для удобства перемещений на судне работал лифт.

Помещения второго класса на «Олимпике» вполне могли сойти за первый класс на других кораблях. Столовая здесь была отделана в раннем английском стиле и имела вместимость до 400 гостей одновременно. Комфортные каюты второго класса выглядели весьма достойно. Пассажиры могли прогуливаться по шлюпочной палубе вместе с гостями из первого класса, а также для этих целей им предоставлялась кормовая часть палубы В.

Для пассажиров третьего класса предоставлялись отдельные каюты на четырех человек. В корме (на палубе С) находилась просторная курительная и удобный общий зал.

Досадные происшествия

Трансатлантический лайнер «Олимпик» прожил долгую корабельную жизнь, в отличие от своих невезучих братьев. Однако судьба корабля не была безоблачной.

Первая неприятность случилась в Нью-Йорке в 1911 году. Тогда буксир, весивший 187 тонн, затянуло под «Олимпик». Во время этого происшествия лайнер получил несколько незначительных царапин, а портовый буксир надолго встал на ремонт.

Было и постановочное происшествие с забытыми одним из пассажиров очками. Это произошло, когда корабль возвращался из Нью-Йорка в Британию впервые. Посылка с новыми очками, сброшенная с самолета, не попала на корабль, а пролетела мимо прямиком в воду.

Самая крупная неприятность случилась 20 сентября 1911 года, когда крейсер «Хоук» врезался в корму «Олимпика». Лайнер получил пробоину в 14 метров и долго стоял на ремонте. «Хоук» со сплющенным носом также был поставлен в док для проведения ремонтных работ.

Тогда «Олимпик» был признан виновным в этом происшествии. Компании White Star Line пришлось заплатить за ремонт крейсера. Однако впоследствии этот случай вошел в учебники по судовождению, где описывалась физическая причина присасывания судов, названная эффектом Вентури. Согласно этому, виновником столкновения был крейсер «Хоук», который выполнил недопустимо опасный маневр обгона судна с корпусом большей длины и большим водоизмещением.

Гибель «Титаника»

Корабли White Star Line класса «Олимпик» отличались какой-то особенной «везучестью». С «Олимпиком» постоянно случались казусы, «Британик» подорвался на немецкой мине и затонул, а трагедия «Титаника» заставила горевать весь мир.

«Титаник» затонул по пути в Нью-Йорк, недалеко от острова Ньюфаундленд, получив серьезное повреждение корпуса корабля после столкновения с айсбергом. Крушение произошло ночью 15 апреля в 1912 году. После затопления пяти отсеков корабль пошел ко дну. Той злосчастной ночью в ледяной воде погибло 1496 человек. Выжило всего 712 пассажиров.

Получив сигнал бедствия, «Олимпик» со всей возможной скоростью поспешил на помощь. Однако он находился слишком далеко от места трагедии. Поэтому выживших пассажиров подобрало судно «Карпатия», принадлежавшее конкурентам White Star Line - компании Cunard Line.

Было принято решение, что «Карпатия» доставит выживших в Нью-Йорк. А «Олимпик» продолжил путь в Саутгемптон. Сойдя на берег 21 апреля, пассажиры и команда «Олимпика» застали страну в трауре.

Последствия гибели «Титаника» для «Олимпика»

Судно «Олимпик» после трагедии с «Титаником» встало в док в Белфасте для переоснащения корабля. Крушение выявило множество недочетов, среди которых было недостаточное количество шлюпок и сложность при их спуске на воду.

Результатом переоснащения стало:

  1. Замена существующих спасательных шлюпок на стандартные, надежные и деревянные лодки.
  2. Количество шлюпок доведено до полного набора из 64 штук, которые установлены в два ряда друг над другом на шлюпочной палубе.
  3. Обшивка судна усилена, а переборки подняты.
  4. Чтобы освободить место для шлюпок, кафе Parisien переносят на палубу В.

Корабль «Олимпик» после перестройки стал тяжелее. И звание самого большого судна досталось ему, но ненадолго. В 1913 году был спущен на воду «Император» от компании HAPAG (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft). Это судно весило 52000 тонн.

Военная служба «Олимпика» в Средиземном море

В 1914 году началась Первая мировая война. «Олимпик» был перекрашен в серый цвет и продолжил транспортировку пассажиров и грузов до Америки и обратно, но уже с оглядкой на военное время.

Военная ситуация ухудшалась. 9 октября 1914 года «Олимпик» был призван на службу. Капитаном получен приказ следовать в Белфаст для установки орудий. По пути в док «Олимпик» призвали на помощь тонущему военному кораблю «Одишейс», который подорвался на немецкой мине и начал тонуть.

Но отбуксировать тонущий линейный корабль не удалось, ввиду серьезных повреждений руля. Команда с «Одишейса» была пересажена на «Олимпик» и «Ливерпуль». Результатом спасательной операции был только один погибший. «Одишейс» затонул.

После семи месяцев ожидания в доке «Олимпик» наконец-то был призван для обслуживания Правительства под командованием капитана Бертрама Хейса. На борту установлены три артиллерийских орудия: на баке и корме.

1 октября 1915 года, рискуя судном, капитан Хейс подобрал выживших пассажиров с потопленного французского парохода «Прованс». За этот поступок Хейс был представлен благодарными французами к медали "За спасение" и получил серьезные обвинения в родной Англии.

Военная служба «Олимпика» между Канадой и Англией

Корабль «Олимпик», находясь на военной службе, был призван в качестве транспорта между Англией и портом Галифакс в Канаде. Для этой работы окраску судна вновь поменяли, в этот раз на камуфляжную.

В 1918 году (24 апреля), возвращаясь из очередного рейса в сопровождении американских крейсеров, на «Олимпике» заметили подводную лодку, принадлежащую противнику. Капитан субмарины заметил огромный лайнер только тогда, когда с него начался обстрел.

Слишком близкое нахождение подлодки от борта «Олимпика» не позволяло достаточно опустить орудия, чтобы поразить цель. Опомнившаяся субмарина попыталась удрать, но, благодаря огромному опыту Хейса в навигации, «Олимпик» догнал противника и на предельной скорости всем своим огромным весом в 46 359 тонн протаранил легкую 800-тонную подводную лодку, которая тут же затонула, рассеченная надвое.

Военный корабль сопровождения «Дэвис», по просьбе капитана Хейса, подобрал выживших после тарана немцев. «Олимпик» вернулся домой героем с незначительными повреждениями.

Жизнь лайнера после войны

История корабля «Олимпик» не закончилась после Первой мировой. По завершении необходимой модернизации, лайнер отправился в свой первый послевоенный трансатлантический рейс до Нью-Йорка.

Знаменательным событием обратной дороги этого рейса стало присутствие на борту известного английского комика того времени Чарли Чаплина.

В марте 1924 года с «Олимпиком» случилось еще одно происшествие. Огромный лайнер отходил от пирса в Нью-Йорке. Совершая этот маневр, «Олимпик» врезался в крейсер Fort St. George, причинив ему значительные повреждения. Сам лайнер вынужден был встать на ремонт для замены обшивки на корме.

Большие корабли компании White Star Line вновь составили трио, когда место «Британника» занял трофейный «Бисмарк», переименованный в «Маджестик», с капитаном Хейсом во главе. А «Колумб», ставший «Гомериком», занял место «Титаника».

Компания White Star Line стала полностью британской в 1927 году, когда была куплена сэром Оуэном Филлипсом. А в ноябре 1933 года произошло слияние двух закадычных соперников - White Star Line и Cunard Line.

Окончание карьеры

«Олимпик» совершил 257 рейсов из Саутгемптона до Нью-Йорка и обратно. На закате карьеры (в 1934 году) недалеко от Нью-Йорка стареющий лайнер под командованием капитана Джона Бингса пережил свое последнее столкновение. На этот раз с плавучим маяком.

В условиях густого тумана на скорости в 10 узлов «Олимпик» перерезал суденышко пополам. В результате этого столкновения погибло семь человек из команды плавучего маяка «Нантакет».

Славную прожил жизнь корабль «Олимпик». Что с ним случилось, когда он состарился и не смог больше работать? Лайнер был продан сэру Джону Джервису, который тут же перепродал "старика" компании «Томас Вард и сыновья». Перед разборкой с аукциона была продана мебель и отделка. Большая часть внутреннего убранства корабля в настоящее время находится в отеле «Белый лебедь».

В октябре 1935 года корабль «Олимпик» был выведен из состава флота и разобран на металл.


"Олимпик" прибывает в Нью-Йорк 22 июня 1911 года.
Через несколько минут он причалит к пирсу №59, принадлежавшему White Star

12 мая 1918 года в Ла-Манше произошла уникальная история - систершип "Титаника", самый большой в мире пассажирский лайнер "Олимпик" (водоизмещение 46 358 тонн) погнался за немецкой подлодкой U-103, которая была в пять раз короче и в 55 раз легче, догнал ее и перерезал пополам.

Я назвал "Олимпик" самым большим в мире (на тот момент) океанским пассажирскими лайнером, так как в отличии от более крупных немецких "Императора" и "Фатерлянда", он всю Первую Мировую войну продолжал работать на Трансатлантическом маршруте, тогда как немцы стояли на приколе в Нью-Йорке и Гамбурге.

"Олимпик" - корабль с уникальной судьбой, незаслуженно оставшийся в тени своих "одноклассников" "Титаника" и, отчасти, "Британика", потонувшего во время войны в Средиземном море после взрыва мины. Всю свою карьеру он попадал в критические ситуации сродни тех, которые стоили "жизни" "сестрам" (причем, с обеих сторон) и постоянно благополучно из них выходил. А уж по числу столкновений с чем то плавающим он на версту обошел любой другой лайнер своего времени. Читая его биографию, постоянно вспоминаешь номер "Дуэта им. Чехова" о человеке, застраховавшего свою жизнь с целью получить солидный куш, но вместо этого обретшего абсолютное здоровье. Возможно, некий святой отвечающий за душу кораблей решил провести "Олимпик", через все те испытания, которые не вынесли его систершипы.

Вот смотрите: в эксплуатацию "Олимпик" вступил 14 июня 1911 года и сразу же отправился в Нью-Йорк. На борту был Брюс Исмей. Тот самый! А командовал судном знаете кто? Угадали - Эдвард Смит. Тот самый, что потом будет стоять на капитанском мостике "Титанике" в "ночь, чтобы помнили" (с). И ничего не случилось! Нет, на самом деле случилось. Через несколько дней мощные струи воды от винтов "Олимпика" затягивают под корму маленький буксир. Буксир поврежден, на корме "Олимпика" царапины.

20 сентября 1911 года у острова Уайт в "Олимпик" врезается британский броненосный крейсер "Хаук" (15 октября 1914 года его потопит немецкая субмарина U-9, та самая, что за три недели до того в Ла Манше в течении нескольких минут отправила на дно три броненосных крейсера).

У "Хаука" нос в смятку, у "Олимпика" так... дырочка. Кстати, легендарная Виолетта Джессоп (1883-1971) уже была на борту корабля. Напомню, что в последствии она переживет гибель "Титаника" и "Британика". Мало известно, что был еще один человек, переживший крушения и аварии всех трех лайнеров - кочегар Артур Прист.

Ладно. 24 февраля 1912 "Олимпик" теряет часть винта в Атлантике, на пути в Британи. Известно, что именно эта авария привела к задержке отправления "Титаника" в иннаугарционный рейс.

В ночь, когда погиб "Титаник", "Олимпик" шел из Нью-Йорка в Саутгемптон. Капитан корабля Герберт Хэдкок отдал приказ немедленно идти на спасение пассажиров, хоть и находился от гибнущего корабля в 580 милях и чтобы подойти к месту катастрофы ему нужно было более суток. Когда до места гибели "Титаника" оставалось 120 миль, на свзяь с Хэдкоком вышел капитан "Карпатии" Рострон и попросил не приближаться к его кораблю, чтобы спасенные пассажиры не впали в панику от созерцания полной копии корабля, с которого они только что спаслись.

Ну про мятеж части экипажа в том же апреле 1912 года после чего наконец было решено обеспечивать всех пассажиров спасательными шлюпками думаю, все знакомые с историей мореплавания знают.

В 1914 году началась Первая Мировая война и "Олимпик" остался одним из немногих трансатлантических лайнеров, остававшихся на линиях все время военных действий (кстати. во время Второй Мировой войны пассажирское судоходное сообщение через Атлантику было быстро прекращено - семья посла США в Великобритании Джозефа Кеннеди (включая Бобби) добиралась в Нью Йорк 21 сентября 1939 последним рейсом голландского трансатлантического лайнера "Амстердам". "Англичане" , "французы" и "поляки" (у Польши было два небольших лайнера, только тсс. официально страна гнила в нищете) уже не ходили. До весны 1940 в США плавали итальянские лайнеры, но и они по понятным причинам были сняты с линий).

9 октября 1914 года "Олимпик" одновременно чуть не предвосхитил судьбу "Британика" и с избытком повторил действия "Карпатии". В этот день он вмазался немецкое минное поле. А с другого конца в него же вошел британский линкор "Одейшиес". Зашел и напоролся на мину. Лодки "Олимпика" сняли ВЕСЬ экипаж с линкора, тот перевернулся и, погружаясь, взорвался. "Олимпик" благополучно покинул минное поле и доставил военных моряков в порт.

Лодки с "Олимпика" снимают экипаж "Одейшиса"

Через год, в Средиземноморье "Олимпик" спасет экипаж французского транспорта "Прованс", несмотря на то, что вокруг крутились австрийские субмарины. Пронесло и на этот раз.

Ну а звездный час у систершипа "Титаника" наступил ровно 98 лет назад. Он совершал очередной рейс из Нью Йорка в сопровождении 4 американских крейсеров (в то время как раз бушевала неограниченная подводная война). И вот маленький конвой входит в Ла Манш и Хэдкок видит в бинокль подводную лодку. "Немецкая", подумал капитан и приказал расчетам бортовых орудий открыть по ней огонь, но вот проблема - борта высокие и попасть в лодку никак не получается. Лодка стояла заряжая батареи и немцы буквально проспали приближение союзников. Проблема тогдашних субмарин была в том, что они очень медленно погружались, некоторые модели до часу. Поэтому капитан попытался уйти от "Олимпика" зигзага, но Хэдкок, дернув стакашок односолодового и затянувшись крепкой вирджинской сигарой, подвинул рулевой, лично встал за штурвал лайнера и, пробормотав что то вроде "щазз родная, не шевелись, папочка тебя поцелует" или что то еще более грязное, погнался за немцами. Такое только в мультиках бывает - громадный (правда уже не белый) лайнер мчится по бурному морю за крошечной лодкой. Через несколько минут раздался приглушенный водой и громадой лайнера звук потрескивания ломающихся шпангоутов, Хэдкок удовлетворенно хмыкнул - "Радист, передай янки пусть соберут мясо с моря, а я в каюту. С документами работать" и прихватив с собой початую бутылку виски, полторы пинтной контрабандной кока-колы, оставшийся со средиземноморской компании литр "Барбера" и шейкер ушел. Так родился коктейль "Пьяная стюардесса", впоследствии, впрочем, кока-колу заменили на тоник. Крейсера подняли с поверхности моря 31 немецкого моряка.

Закончилась война. "Олимпик" был тотально модернизирован (котлы стали нефтяными, а вместимость спасательных шлюпок превысила 3000 человек. что намного превышало вместимость судны) плавал из Великобритании в Нью-Йорк и Южную Америку до 1935 года. "Кунард" выкупил "Уайт Лайн" и "Олимпик", наконец, стал чисто британским судном. За 16 лет послевоенной мирной службы корабль сумел потопить плавучий маяк, протаранить прямо в гавани Нью-Йорка французский пароход, еще одного француза немного спас. На его борту пропадали люди, умер один из его разработчиков и, до кучи, прямо над местом гибели "Титаника" "Олимпик" попал в подводное землетрясение.

Отель "Белый Лебедь"

А в 1935 его разрезали на металл, не забыв продать всю внутреннюю обстановку на аукционе. Если кого то во время путешествий занесет в британский городок Алнвик, что в Нортумберленде, то зайдите в тамошний отель "Белый лебедь", один из старейших (а может и старейший) непрерывно действующий отель в мире (ему свыше 300 лет). Большая часть тамошней обстановки с "Олимпика".

Когда окидываешь взглядом историю "Олимпика", то возникает ощущение, что корабль много лет тараня и спасая другие суда так и не встретился с самым главным своим врагом - айсбергом и все что происходило с ним за 24 года эксппуатации было не более чем тренировкой перед главной, так и не состоявшейся встречей.

........................................ .....
Усыновляют детей не только, чтобы забрать их детского дома, но также чтобы узаконить уже сложившуюся ситуацию, когда дети от предыдущего брака одного из родителей воспитываются в новой семье. Проблема эта не так просто решается как кажется и требует участия профессионального адвоката. Важно заметить, что решение подобного вопроса находится исключительно в юрисдикции районных судов по месту проживания ребенка и более никаких.

«Олимпик» (RMS Olympic) - трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда - Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Монтаж двойного дна "Олимпика"


"Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»





Обзор кормовой части лайнера


"Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"


Палуба лайнера ближе к завершению строительства


"Олимпик" на морских испытаниях

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).
Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Отправление из Саутгемптона


"Олимпик"

20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".


Результат столкновения с крейсером "Хоук"


"Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.


"Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.