Фирменные поезда. Что означает номер поезда Фирменный поезд что входит

Фирменный поезд - это поезд с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг.

График движения такого поезда разрабатывается с учетом наиболее удобного времени отправления и прибытия на конечную станцию или наименьшего времени в пути следования.

В настоящее время фирменные поезда перевозят пассажиров в различные регионы страны, соединяют столицы республик Российской Федерации.

Основные отличия фирменных поездов:

1. Удобный график движения (по сравнению с альтернативными пассажирскими поездами дальнего следования).

2. Современные вагоны не старше 12 лет после постройки, оборудованные кондиционерами.

3. Квалифицированные проводники, прошедшие обучение по специальной программе.

4. Постельное белье, спальные принадлежности и предметы санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества.

5. До посадки осуществляется застил постельного белья на верхних спальных местах за исключением боковых в плацкартных вагонах.

6. Комфортный вагон-ресторан с расширенным ассортиментом блюд.

И, конечно, гарантированный набор услуг: реализация чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров в дорогу.

В фирменном поезде вы можете выбрать тип вагона на свой вкус!

В составе фирменных поездов курсируют различные типы вагонов последних годов постройки: с местами для сидения, плацкартные, купейные, МИКСТ, СВ и Люкс , а также двухэтажные вагоны (с местами для сидения и спальные), способные удовлетворить самый широкий спектр пожеланий и предпочтений пассажиров включая маломобильных пассажиров, передвигающихся на инвалидной коляске.

* двухэтажные вагоны.

Вежливый и доброжелательный персонал поможет разместиться в вагоне, окажет содействие в разрешении возникших вопросов.

Комфорт во всем!

Туалеты фирменных поездов обеспечиваются жидким мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой, освежителями воздуха, одноразовыми накладками на сидения.

Для гурманов

В составе фирменного поезда имеется вагон-ресторан. Прекрасная кухня, уютный интерьер, индивидуальный для каждого вагона-ресторана. Если вы любите уединение и не хотите покидать свое купе, то проводник вагона поможет вызвать официанта и заказать завтраки, обеды, ужины или другую продукцию вагона-ресторана с доставкой прямо в купе.

Ваша безопасность гарантирована

В конструкции вагонов реализованы технические решения, позволяющие осуществлять дистанционный контроль за состоянием и работой систем жизнеобеспечения вагонов.

Путешествие в формате "Все включено!"

В фирменных поездах и вагонах повышенной комфортности в стоимость проезда уже включены дополнительные услуги: питание, белье, санитарно-гигиенические наборы и пресса.

Список фирменных поездов АО "ФПК" (18,4 кБ) , в вагонах которых не предоставляется комплекс сервисных услуг.

Классы обслуживания фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности (ВПК), в которых предоставляются услуги*, включенные в стоимость проезда

Люкс СВ Купе С местами для сидения
Класс обслуживания 1А, 1И, 1М 1Е, 1Э, 1Т 2Э, 2Т

Рацион питания

да 5

Постельное белье

да, улучшенного качества

да, улучшенного качества

да, улучшенного качества

плед 2

Санитарно-гигиенический набор

1 набор 2

1 набор 1

Печатная продукция

да 2

* стоимость и состав услуги зависят от класса обслуживания.

1 не предоставляется в поезде "Стриж".

2 не предоставляется в двухэтажных поездах: №№ 5/6, Москва - Санкт-Петербург, № 23/24 Москва - Казань.

3 Печатная продукция не предоставляется в поездах № 617/618 Санкт-Петербург - Вологда, №№ 5/6 и 25/26 Москва - Санкт-Петербург, №23/24 Москва - Казань.

4 Предоставляется только в двухэтажных поездах.

5 Предоставляется только в двухэтажных поездах №738/737 и 740/739 Москва - Воронеж посредством вендингового аппарата.

Фирменный поезд - это поезд с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг.

График движения такого поезда разрабатывается с учетом наиболее удобного времени отправления и прибытия на конечную станцию или наименьшего времени в пути следования.

В настоящее время фирменные поезда перевозят пассажиров в различные регионы страны, соединяют столицы республик Российской Федерации.

Основные отличия фирменных поездов:

1. Удобный график движения (по сравнению с альтернативными пассажирскими поездами дальнего следования).

2. Современные вагоны не старше 12 лет после постройки, оборудованные кондиционерами.

3. Квалифицированные проводники, прошедшие обучение по специальной программе.

4. Постельное белье, спальные принадлежности и предметы санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества.

5. До посадки осуществляется застил постельного белья на верхних спальных местах за исключением боковых в плацкартных вагонах.

6. Комфортный вагон-ресторан с расширенным ассортиментом блюд.

И, конечно, гарантированный набор услуг: реализация чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров в дорогу.

В фирменном поезде вы можете выбрать тип вагона на свой вкус!

В составе фирменных поездов курсируют различные типы вагонов последних годов постройки: с местами для сидения, плацкартные, купейные, МИКСТ, СВ и Люкс , а также двухэтажные вагоны (с местами для сидения и спальные), способные удовлетворить самый широкий спектр пожеланий и предпочтений пассажиров включая маломобильных пассажиров, передвигающихся на инвалидной коляске.

* двухэтажные вагоны.

Вежливый и доброжелательный персонал поможет разместиться в вагоне, окажет содействие в разрешении возникших вопросов.

Комфорт во всем!

Туалеты фирменных поездов обеспечиваются жидким мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой, освежителями воздуха, одноразовыми накладками на сидения.

Для гурманов

В составе фирменного поезда имеется вагон-ресторан. Прекрасная кухня, уютный интерьер, индивидуальный для каждого вагона-ресторана. Если вы любите уединение и не хотите покидать свое купе, то проводник вагона поможет вызвать официанта и заказать завтраки, обеды, ужины или другую продукцию вагона-ресторана с доставкой прямо в купе.

Ваша безопасность гарантирована

В конструкции вагонов реализованы технические решения, позволяющие осуществлять дистанционный контроль за состоянием и работой систем жизнеобеспечения вагонов.

Путешествие в формате "Все включено!"

В фирменных поездах и вагонах повышенной комфортности в стоимость проезда уже включены дополнительные услуги: питание, белье, санитарно-гигиенические наборы и пресса.

Список фирменных поездов АО "ФПК" (18,4 кБ) , в вагонах которых не предоставляется комплекс сервисных услуг.

Классы обслуживания фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности (ВПК), в которых предоставляются услуги*, включенные в стоимость проезда

Люкс СВ Купе С местами для сидения
Класс обслуживания 1А, 1И, 1М 1Е, 1Э, 1Т 2Э, 2Т

Рацион питания

да 5

Постельное белье

да, улучшенного качества

да, улучшенного качества

да, улучшенного качества

плед 2

Санитарно-гигиенический набор

1 набор 2

1 набор 1

Печатная продукция

да 2

* стоимость и состав услуги зависят от класса обслуживания.

1 не предоставляется в поезде "Стриж".

2 не предоставляется в двухэтажных поездах: №№ 5/6, Москва - Санкт-Петербург, № 23/24 Москва - Казань.

3 Печатная продукция не предоставляется в поездах № 617/618 Санкт-Петербург - Вологда, №№ 5/6 и 25/26 Москва - Санкт-Петербург, №23/24 Москва - Казань.

4 Предоставляется только в двухэтажных поездах.

5 Предоставляется только в двухэтажных поездах №738/737 и 740/739 Москва - Воронеж посредством вендингового аппарата.

Фирменные поезда отличаются большей комфортностью. Билет стоит несколько дороже, чем на обычный скорый поезд, но ехать в них удобнее. Помимо привычных, есть двухэтажные фирменные поезда. В их составе могут быть купейные вагоны (например поезд 103/104 Москва — Адлер, поезд 23/24 Москва — Казань и др.) со спальными полками и дополнительными удобствами или вагоны с местами для сидения (например поезд 738/737 Москва — Воронеж).

  • Фирменные поезда назначают на самое удобное время (а на некоторых направлениях в удобное время ходят только они). При этом поезд едет быстрее обычного скорого.
  • Во всех вагонах, независимо от их класса, есть кондиционер, если климатические условия позволяют его эксплуатировать. Температура регулируется во всём вагоне сразу (исключение - мягкие вагоны, где кондиционер индивидуальный на каждое купе).
  • Все фирменные поезда оснащены современными биотуалетами с одноразовыми накладками на сидения, жидким мылом, бумажными полотенцами, освежителями воздуха и т.п. - по 2 туалета на вагон (в мягких вагонах душ и туалет находятся в каждом купе).
  • Пассажирам предоставляется набор путешественника. Его состав зависит от класса вагона и может различаться от поезда к поезду.
  • Постельное бельё и санитарно-гигиенические принадлежности лучшего качества по сравнению с обычными скорыми поездами. На верхних полках бельё застелено до отправления поезда.
  • В каждом поезде есть вагон-ресторан или буфет с расширенным меню. Завтрак, обед и ужин можно заказать и с доставкой в купе - проводник поможет вызвать официанта.
  • У проводника можно приобрести напитки и кондитерские изделия, сувениры, тапочки, гигиенические принадлежности и др.

Это только обязательный минимум, на который можно рассчитывать, покупая любой билет в фирменный поезд РЖД. Далее, в зависимости от конкретного поезда и класса вагона, список услуг может быть расширен. Например, в стоимость некоторых билетов уже включено горячее или холодное питание, напитки, закуски, пресса и т.п.

В фирменных поездах частных компаний и иностранных поездах условия могут несколько отличаться, есть другие типы вагонов. В любом случае, путешествовать будет комфортно.

Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.

Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.

При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.

Классификация поездов по номерам

  • 001-150 — скорые поезда, которые есть в расписании круглый год (в том числе и )
  • 151-298 — скорые поезда сезонного или разового назначения (пускают в праздничные дни, или только летом, или только зимой и т.п.)
  • 301-450 — пассажирские круглогодичные поезда
  • 451-598 — пассажирские поезда сезонного или разового назначения
  • 701-750 — скоростные поезда (средняя маршрутная скорость с учётом стоянок —91 км/ч и более; например, «Ласточки»)
  • 751-788 — высокоскоростные поезда (от 161 км/ч; например, « », «Аллегро», « »)

Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали .

  • Если номер чётный, то поезд идёт на север или восток.
  • Если номер нечётный, поезд идёт на юг или запад.

Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001-7628) и специальные поезда:

  • 901-920 — служебные поезда
  • 921-940 — туристические поезда (комфортабельные экскурсионные составы для туристов)
  • 941-960 — людские поезда (когда в составе грузового поезда есть ещё и вагоны с людьми, перевозимыми по грузовым документам)
  • 961-970 — грузопассажирские поезда
  • 971-998 — почтово-багажные поезда.

Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.

Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.

Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.

Что означают буквы в номере поезда

Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:

  • А — Октябрьская
  • Г — Горьковская
  • М — Московская
  • Н — Западно-Сибирская
  • Э — Дальневосточная

…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.

Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.

У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.

Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.

Приятных путешествий!

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — государственная компания, монополист в сфере железных дорог. В ней много разных подразделений, пассажирскими перевозками в поездах дальнего следования занимаются «ДОСС» и АО «ФПК». Кроме того, есть пригородные компании («ППК»), организации в регионах (например, «Железные дороги Якутии»), «Аэроэкспресс» (комфортная электричка от аэропорта до ж/д вокзала) и другие.

В середине 90-х годов железнодорожные перевозки в России стали нерентабельными, министерство путей сообщения погрязло в бюрократии. Это стало причиной реформ, и в 2003 году была создана РЖД. 100% акций компании владеет государство. У РЖД около 520 пассажирских поездов на 120 направлениях, которые перевозят пассажиров в 21 страну мира. Так что действительно плотное.

Купе верхнего этажа в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

АО «ФПК»

АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») — дочерняя структура РЖД, ей принадлежит большинство пассажирских перевозок в поездах дальнего следования. Все новые пассажирские вагоны отвечают высоким требованиям комфорта, но до сих пор курсируют множество старых вагонов, оставшихся еще со времен СССР. Рассмотрим несколько типов поездов, принадлежащих АО «ФПК».

Нефирменные поезда

Их отличают более низкий уровень обслуживания и «советские» вагоны. Полки обтянуты бордовой искусственной кожей. Туалеты закрываются на станциях. Очень мало розеток. Часто нет кондиционера. Когда-то они могли курсировать в составе фирменных поездов, но теперь, из-за долгой эксплуатации, в них может что-то не работать или быть грязно. Дополнительные услуги отсутствуют. Главное преимущество таких поездов в дешевизне билетов.

Фирменные поезда

Это поезда с новыми вагонами и широким набором услуг. Они идут быстрее других составов, им назначают удобное время отправления и прибытия. Билеты в фирменном поезде всегда дороже, чем в нефирменном. Особенности таких составов:

  • новые вагоны — есть кондиционер, два биотуалета, поясняющие электронные табло, микроволновка и холодильник у проводника;
  • в каждом купе (в люксе и купейном вагоне) мягкая спинка у нижней полки, электронный замок на двери, кнопка вызова проводника, розетка, индивидуальная лампа-ночник;
  • есть бесплатные услуги: питание, пресса, набор путешественника и т.д.

Первый фирменный поезд в СССР появился в 1931 году. Он назывался «Красная стрела» и курсировал из Санкт-Петербурга в Москву. Сегодня фирменных поездов уже 92.

Биотуалет в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

«Премиум»-поезда

«Премиум» позиционируются как поезда повышенной комфортности. От остальных фирменных поездов они отличаются большей скоростью (а значит меньшим временем в дороге) и наличием дополнительных услуг (например, в купейном вагоне есть телевизор).

Составы «Премиум» появились в 2009 году. Они следовали по нескольким направлениям, но позже часть поездов была отменена из-за низкой загруженности или переименована. Сейчас поезда «Премиум» курсируют из Москвы по трем направлениям: Адлер, Казань, Новороссийск.

Двухэтажные поезда

Это поезда с двухэтажными вагонами купе и люкс (СВ). Вагон-ресторан тоже двухэтажный: на первом этаже находится бар, а на втором — обеденный зал.

Двухэтажный поезд может перевезти в два раза больше пассажиров, поэтому цена билета в нем обычно ниже, чем в аналогичном одноэтажном. Они обеспечивают комфорт купейного вагона по цене плацкарта. Но такие вагоны и более тесные: на верхней полке нельзя сидеть, меньше места для багажа. Двухэтажными вагонами планируется заменить все плацкартные уже через 10 лет.

Первый в России двухэтажный поезд начал курсировать на маршруте Москва-Сочи в 2013 году. В 2016 таких составов стало уже несколько, они следуют в Санкт-Петербург, Самару, Воронеж, Казань. Подробнее о двухэтажных поездах

Коридор верхнего этажа в двухэтажном поезде Москва — Санкт-Петербург

«ДОСС»

Дирекция скоростного сообщения («ДОСС») занимается высокоскоростными поездами нового поколения. Первым стал , который в 2009 году связал между собой Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Он разгоняется до 250 км/ч и проезжает расстояние между двумя столицами за 4 часа, на что обычному поезду нужно больше 8 часов. А уже в 2010 был запущен второй электропоезд — , курсирующий из северной столицы в Хельсинки (Финляндия). В 2015 году на маршруте Москва — Нижний Новгород «Сапсана» сменил скоростной поезд , сократив время в пути на 20 минут. Билеты на многие высокоскоростные поезда дороже остальных по тому же маршруту.

Сидячий поезд развивает скорость до 160 км/ч. Он используется как скоростная электричка на рейсах длительностью до 5,5 часов. «Ласточка» курсирует на многих маршрутах в европейской части России. В зависимости от рейса часть составов принадлежит перевозчику «ДОСС», а часть — АО «ФПК». Билеты на «Ласточку» недорогие, дешевле всех остальных поездов на этих маршрутах.

Большинство высокоскоростных поездов курсируют только с комфортными сидячими вагонами. У каждого состава собственный набор дополнительных услуг: wi-fi, кожаные кресла с подставкой для ног, сиденья, которые можно повернуть по ходу движения, вагон-ресторан и так далее.

Шестиместное купе в скоростном сидячем поезде «Невский экспресс»